СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сказка о педагогике - продолжение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Гуманистическое воспитание

Эпиграф: Спаси дерево - убей бобра! (какой-то гуманист)

Идеи гуманизма помогли справиться с предрассудками прошлого. Тем не менее, гуманизм оказался палкой о двух концах. Некоторые современные гуманисты в своих убеждениях доходят до абсурда.

В штате Флорида Кэт и Харланд Барнард, родители 17-летнего Бенджамина и 12-летней Кит, объявили забастовку в связи с тем, что их дети не помогают им по хозяйству.

По словам 45-летней К.Барнард, она и ее 56-летний муж испробовали все методы, чтобы заставить детей вести себя как следует: плакаты воспитательного содержания, лишение карманных денег, консультации у психолога. Каплей, переполнившей чашу терпения, стало то, что Бенджамин не предложил матери помочь скосить траву на газоне, хотя ей только что сделали операцию.

Неделю назад родители установили перед домом палатку и несколько лозунгов, один из которых гласит: "Бастуют родители". Спят они на надувных матрасах в палатке, едят барбекю и заходят в дом только для того, чтобы помыться в душе. Дети живут в доме, едят то, что приготовят себе сами из замороженных полуфабрикатов. 'За противостоянием отцов и детей наблюдает местная полиция, учителя и работники социальных служб. Местные стражи порядка три раза приезжали к дому Барнардов, но не пытались вмешаться.

17-летний Бен не очень доволен забастовкой и вниманием прессы. Однако его сестра говорит, что понимает родителей и намерена исправиться, передает Би-би-си.

Забавная ситуация? Только не для американских родителей, связанных по рукам и ногам множеством запретов Речь идет не только о физических наказаниях (кстати, если вздумаете шлепать ребенка, пока находитесь в западных странах, рискуете оказаться за решеткой). Но, даже такие наказания как лишение карманных денег, сладкого или возможности играть со своими игрушками, может быть сочтено слишком жестоким. Американские дети знают свои права. В этой стране считается нормальным, когда дети доносят на своих родителей. Нужно ли говорить, что воспитание детей во многих семьях превращается в проблему?

• Я не против запретов. Но запреты должны быть разумными. Множество запретов на тему, как нельзя воспитывать ребенка, не научат родителя, как можно. И вовсе не гарантируют, что результат воспитания будет удовлетворительным.

Но некоторые родители пошли даже дальше. Представьте себе школу, в которой дети могут делать все, что вздумается: рисовать на стенах, ездить на велосипеде, нецензурно ругаться. Ни экзаменов, ни контрольных. Любой урок можно пропустить. Ученик может выбить школьное окно и его не накажут. Все учителя преданы идеям развития у детей врожденных творческих способностей. Их задача не научить ребенка, а заинтересовать.

Это не вымысел, такая школа действительно существовала в США, в городе Сиэтл. Школа «Море и песок» начала свою работу в 1970 году. Это был экспериментальный проект учителей и родителей, которые придерживались общих убеждений, что ребенку необходима свобода, его нельзя принуждать. Школа была платной, обучение ребенка обходилось в кругленькую сумму.

• Эх, на что не пойдешь ради своего ребенка?

Вот некоторые принципы, которых старались придерживаться учителя и родители:

  1. Взрослые не имеют права требовать от ребенка послушания. Дети должны быть свободны, а взрослые должны относиться к ним, как к равным.
  2. Строго запрещаются любые наказания.
  3. Не следует просить детей выполнять какую-либо работу, пока им не исполнится 18 лет.
  4. Родители не должны требовать, чтобы дети говорили им "спасибо" и "пожалуйста".
  5. Нельзя вознаграждать ребенка за хорошее поведение. Вознаграждение - это скрытая форма принуждения.
  6. Успеваемость ребенка в школе является его личным делом, родители не должны вмешиваться в этот вопрос.

• Запреты, запреты, запреты. По сути, запреты свелись к следующему: «Если взрослые не будут мешать, из ребенка обязательно вырастет талантливый творческий человек!» Вот воспоминания одной из учениц:

Если мне надоедало заниматься математикой, меня мирно отпускали в библиотеку сочинять рассказы. Историю мы изучали путем воспроизведения самых маловажных ее элементов. В течение одного года мы толкли кукурузу, строили вигвамы, ели буйволятину и выучили два индейских слова. Это была ранняя история Америки. На другой год мы мастерили причудливые костюмы, лепили горшки из глины и богов из папье-маше. Это была культура Греции. А еще через год мы все изображали прекрасных дам и закованных в броню рыцарей, и это означало, что мы изучаем средневековье. Мы пили апельсиновый сок из оловянных кубков, но так и не узнали, что такое средние века. Они остались для меня некой Терра Инкогнита.

Не обучение, а сказка. Проблемы начались через несколько лет, когда учеников выпустили в жизнь. Воспоминания той же самой ученицы:

Когда мы покинули стены школы, недавние счастливые дети оказались никому не нужными. У нас появилось ощущение своей полной никчемности. Куда бы мы ни пытались поступать, мы неизбежно оказывались слабо подготовленными и недостаточно развитыми в культурном отношении.

Некоторым из нас реальная жизнь оказалась не по силам. Один из моих школьных друзей покончил с собой два года назад, после того как его в двадцать лет исключили за неуспеваемость из самой слабой школы в Нью-Йорке.

Преподаватели часто интересовались, как мне удалось поступить в старшие классы. Однако я сумела, хотя и с большим трудом, осилить не только среднюю школу, но и высшее образование (сначала закончить двухгодичный колледж, потому что на полный курс обучения меня нигде не хотели принимать, а потом Нью-Йоркский университет), испытывая к науке то неизменное отвращение, которое мне было привито в школе. Меня до сих пор поражает, что я получила степень бакалавра гуманитарных наук, и я предпочитаю считать себя бакалавром естественных наук.

И теперь я понимаю, что действительная задача школы заключается в том, чтобы увлечь ученика многообразием знаний, а если увлечь не удается, то втянуть его в этот процесс насильно. И жаль, что со мной так не поступили.

Грустная история. Особенно грустно, что подобные «альтернативные» школы до сих пор существуют в США и закрывать их никто не собирается.

Воспитание или принцип?

Эпиграф: Если человек никак не хочет поверить в ваш гуманизм, то можно 'попробовать пытки.

Интересно, в чем же все-таки просчитались основатели школы «Море и песок»? Добрые родители и учителя делали все с заботой о детях. Почему же вместо того, чтобы помочь детям, они создали им проблемы?

Родитель рассуждает так. Если кто-то насильно ограничивает мою свободу, он нарушает мои права. Я никому не позволю нарушать свои права! А разве мой ребенок хуже меня? Он тоже имеет право на свободу. Значит, я не должен его принуждать.

Родитель поступает так, будто маленький ребенок ровня ему, будто он обладает его умом, знаниями и опытом. Родитель видит в ребенке самого себя. Это - проекция, эмпатия наоборот.

Истинная забота о ребенке должна строится не на проекциях, мнимой заботе, а на эмпатии, на понимании его реальных потребностей и проблем, а не тех, которые мы сами себе выдумываем. И эти реальные проблемы иногда требуют от родителя жестких действий. Довольно часто, родители по идейным соображениям, оказываются на эти действия не способны.

Мне вспоминается передача «Суперняня», про воспитательницу, которая приходит в семьи и помогает решать проблемы с воспитанием детей. Семья, где родители слишком слабые и не справляются с маленьким ребенком, представляет собой плачевное зрелище. Ребенок не слушается и постоянно закатывает истерики, родители подавлены. Уговоры, подкуп, наказания – все пасует перед своевольным ребенком. Покормить ребенка, поиграть с ним, сводить на прогулку, уложить спать – все оборачивается проблемой. Ребенок знает болевые точки родителей и без зазрения совести использует их, чтобы управлять родителями. Жизнь в семье превратилась в кошмар, и этот кошмар может длиться годами.

И вот приходит Суперняня. Поначалу она просто живет в семье, наблюдая картины семейной жизни. Несколько дней спустя, у нее уже достаточно информации и она начинает действовать. Она дает указания родителям и те их выполняют. С удивлением они обнаруживают, что методы няни действительно работают. Конечно, сами бы они их ни за что не применили бы. У них «принципы», они не готовы к решительным действиям. Благодаря суперняне, они на своем опыте убеждаются, что все классно работает, а ребенок не несет никакого ущерба.

Через неделю этой классной жизни няня уходит, чтобы дать возможность родителям самим попробовать делать то, чему они научились. Подавляющее большинство родителей после ухода суперняни совершают одну и ту же ошибку. Они возвращаются к прежним отношениям с ребенком, пытаясь использовать приемы, которым научились. Приемы конечно хороши, но работают они только в системе. А они эту систему нарушают! Через неделю жизнь в семье возвращается к привычному кошмару.

Родители искренне не могут понять, почему в присутствии суперняни все работало, а без нее – перестало. Причина же в том, что родители хотели избавиться от своих проблем, но не хотели менять свою жизнь и свои гуманистические взгляды на воспитание. А это, увы, невозможно.

К счастью, суперняня все это знает. Она возвращается в семью и проводит работу над ошибками. Родители, которые уже вкусили хорошей жизни, не хотят возвращаться к прежнему кошмару. К тому же теперь они поняли, что вся их прежняя система воспитания, все их прежние взгляды – ничего не стоят. Так что со второй попытки все получается как надо.

Если родители слишком озабочены своими гуманистическими принципами, то и воспитание ребенка ведется ради этих принципов, а не ради пользы для ребенка и родителя.

• «Ну хорошо», - скажет читатель, - «Так – неправильно, эдак – неправильно. А как правильно?». Что ж, это законный вопрос. Предлагаю вместе поискать на него ответ. Но уже не в этой сказке.

Воспитание детей в разных странах

Эпиграф: Пролетарии всех стран – соединяйтесь!

Завершить сказку я хочу рассказом о том, как воспитывают детей родители в разных странах мира. Каждая страна по-своему уникальна. Воспитание детей неотделимо от культуры и условий жизни людей. В одних странах воспитанию детей уделяют больше внимания, в других – меньше.

И все же, есть страны (к которым, без сомнения, относится и Россия) в которых вопросы воспитания детей имеют особое значение. Я напишу только о четырех странах: Германия, Финляндия, Япония и США.

Категория: Прочее
01.08.2017 14:11


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!