СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Скоро экзамены

Нажмите, чтобы узнать подробности

Май – месяц самой интенсивной подготовки к экзаменам. В это время обучающиеся выходят на финишную прямую, выполняя экзаменационные задания. С 2024 года форма государственного выпускного экзамена по русскому языку для выпускников основной школы изменилась, что называется, радикально – вместо сочинения обучающиеся писали изложение с творческим заданием. Соответственно, изменилась и подготовка к ГВЭ.

ГВЭ-9 в форме сжатого изложения с творческим заданием

Сжатое изложение с творческим заданием содержит текст, творческое задание, инструкцию для обучающегося. Текст для сжатого изложения представляет собой фрагмент статьи, очерка, рассказа философской, социальной, нравственной проблематики. Экзаменуемые должны написать сжатое изложение, передавая главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Текст рассматривается как стимул для последующего написания творческой части – сочинения-рассуждения. Творческое задание формулируется в виде вопроса, связанного с проблематикой исходного текста. Вопрос нацеливает на комментарий к поставленной проблеме и аргументацию собственной позиции.

Требуемый объём изложения для обучающихся 70 слов. (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа оценивается 0 баллов).

Примерный объём сочинения составляет 200–250 слов

В течение апреля обучающиеся повторяли правила написания сжатого изложения. Работа над сжатым изложением при подготовке к ОГЭ проходит в несколько этапов:

  1. Первое чтение (3–4 минуты). Во время первого чтения текста нужно работать на черновике. Записывать из каждого предложения ключевые слова или начало с концовкой. Между фразами следует оставлять пустые строки, чтобы впоследствии восстановить пропущенные слова, не нарушив порядок предложений.
  2. Перерыв между чтением (5–6 минут). Это время даётся на осмысление текста. В перерыве нужно восстановить в черновике пропущенные слова и фразы, которые запомнились. Установить микротемы и границы между ними.
  3. Второе чтение (3–4 минуты). Нужно дополнить черновые записи, соблюдая последовательность предложений. Следует обратить внимание, правильно ли определены абзацы.
  4. Корректировка записанного. Нужно заполнить все пропуски. Должен получиться подробный пересказ текста.
  5. Сжатие подробного пересказа. Нужно выделить в каждом абзаце основную мысль, остальные фразы следует сократить. Следует использовать разные способы сжатия текста: исключение, упрощение, обобщение.
  6. Проверка композиции. Нужно прочитать получившийся текст, оценить его цельность, логичность, последовательность. При необходимости следует добавить вводные слова.
  7. Исправление ошибок. Нужно проверить правильность написания слов, воспользоваться орфографическим словарем. Следует обратить внимание на повторы слов в соседних предложениях (не должно быть тавтологии), заменить их синонимами. Нужно подумать над структурой предложений, чтобы правильно построить фразы и расставить знаки препинания.
  8. Переписывание в чистовик. Нужно переписать сжатое изложение в экзаменационный бланк.

Также обучающиеся повторяли правила написания сочинения, творческого задания. Повторили план написания сочинения-рассуждения, подготовили и записали специальные фразы-клише для сочинения, прочитали образцы готовых творческих заданий и записали шаблоны, необходимые для написания сочинения.

Перед экзаменом выпускники еще раз вспомнили правила заполнения бланков регистрации и записи. Подготовка к экзамену по русскому языку продолжится до конца учебного года.

04.06.2025 14:00


Рекомендуем курсы ПК и ПП