СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Скорочтение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

Актуальность

Хорошая память и устойчивое произвольное внимание - важные условия успешного обучения ребёнка в школе, с этим согласится любой родитель. Но есть условия, которые связаны с индивидуальными особенностями ребёнка и, к сожалению, не всегда могут быть учтены в школьной системе образования.   

      Это особенности восприятия информации, стратегии обработки информации, способы запоминания материала.

  Рабочая программа составлена на основе авторской «программы по скорочтению для детей и подростков в возрасте от 5 до 12 лет» педагога дополнительного образования высшей категории Ситдиковой Раисы Николаевны.

Курс направлен на обучение учеников критическому аудированию, пониманию, анализу, сравнению.

Главной задачей дополнительных занятий по книге «Хорошо читаем, запоминаем, думаем» автор Экгардт Р.Н., является обучение детей 5-12 лет быстрому чтению, улучшению зрительной и слуховой памяти и логическому мышлению. На занятиях дети читают слоги различной сложности, затем переходят  к словам разной сложности, а затем к отработке текстов различной сложности. В процессе обучения школьники будут учиться воспринимать текст на слух и мысленно, а главное: понимать, анализировать, сравнивать. Для развития памяти используются рисунки и слова, с каждым занятием количество слов и рисунков увеличивается.

               Оптимальное чтение – это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста.

 В результате занятий, техника чтения увеличивается на 50-100%, а зрительная и слуховая память улучшается.

               Новый способ чтения  - быстрое чтение  - возник в соответствии с лежащей в глубине у каждого читателя потребностью читать быстрее и лучше. На занятиях по скорочтению дети усвоят основные приёмы метода быстрого и эффективного чтения.

                Навыки быстрого чтения обеспечат следующее:

  • помогут справиться с информационным «взрывом»
  • гарантируют максимальное возмещение затрат времени и усилий, вложенных обучающимся в чтение;
  • покажут различие между полезным и бесполезным чтением текста;
  • помогут обучающимся обрести принципиально новые качества в организации внимания и памяти для дальнейшей успешной учёбы, активизации познавательной деятельности;
  • обучающиеся получат возможность в полной мере получить знания не только по быстрому чтению, но и улучшить зрительную и слуховую память; улучшить разговорную речь.

Цель программы:  создание условий для эффективного обучения быстрому чтению.

Развитие познавательных и творческих способностей в их взаимосвязи друг с другом.

Задачи:

  1. Создание комфортной обстановки для раскрытия умственных способностей обучающихся.
  2. Развитие навыков воображения, восприятия, умения работать и отдыхать, переключаясь на другое задание.
  3. Формирование практических навыков по скорочтению, умственной и психологической деятельности, умение обобщать навыки по развитию памяти.

    4.       Развитие концентрации внимания

    5.      Развитие у обучающихся чувства ответственности, сотрудничества.

    6.      Воспитание самостоятельности в работе, потребности в собственной          творческой проектной деятельности.

 7.      Повышение учебной (школьной) эффективности, успешности и уверенности в себе.

Принципы обучения:

  1. принцип сознательности, творческой активности, самостоятельности обучающегося при руководящей роли педагога;
  2. принцип наглядности, единства конкретного и абстрактного, рационального и эмоционального, репродуктивного и продуктивного обучения скорочтению, улучшению зрительной и слуховой памяти, как выражение комлексного подхода;
  3. принцип связи обучения с жизнью;
  4. постоянный поиск новых форм работы и совершенствования технологии.

Принципы реализации

- создание условий для реализации индивидуальных особенностей и возможностей личности;

- выстраивания ребенком совместно со взрослыми индивидуального пути развития.

Поставлены на реализацию такие задачи: обучающая, развивающая, воспитывающая и оздоровительная.

Обучающая:

  • сформировать представление о внутреннем мире человека, гражданских качествах личности и ее нравственной культуре;

Развивающая:

  • способствовать возникновению потребности в нравственном самосовершенствовании;
  • развивать:

мышление (абстрактное, логическое, наглядно-образное, словесно- логическое, практическое, теоретическое, реалистическое);

воображение (активное, пассивное (произвольное и непроизвольное), воссоздающие, антиципирующие, творческое);

внимание (произвольное и непроизвольное);

память (произвольную, механическую, логическую, кратковременную, непроизвольную, долговременную, оперативную, промежуточную), гибкость мысли, быстроту и критичность ума (которые являются базой для усвоения математики на более высоком, качественном уровне;

мотивацию к познанию окружающего мира.

Воспитывающая:

  • прививать навыки культурного поведения;
  • помочь учащимся в овладении элементами самовоспитания.

Оздоровительная: формирование здорового образа жизни.

 

Основными принципами работы программы являются:

- учет современных требований;

- учет возрастных особенностей;

- доступность;

- последовательность;

- системность;

- эффективность;

- личностно-ориентированный подход.

- управляемость образовательным процессом;

              - сочетание в практической деятельности индивидуальной и коллективной форм работы.

В результате обучения по данной программе учащиеся должны научиться:  логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации,систематизации;

обоснованно делать выводы,

доказывать;                 Но основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе.

Результаты работы

  • Умение использовать техники запоминания при работе с учебным материалом;
  • Более высокий уровень концентрации и распределения внимания;
  • Положительная самооценка за счёт повышения успешности деятельности;
  • Мотивация к саморазвитию познавательных и творческих способностей.

              Обучающиеся научатся:

  • сократят время выполнения домашней работы минимум в 2 раза
  • увеличат скорость чтения в 2 и более раз
  • увеличат скорость и качество запоминания текстов
  • научатся легко запоминать стихи за 10-15 минут
  • научатся быстро запоминать даты, правила, определения, словарные слова

научатся мыслить быстрее

Тестирование памяти и скорости чтения, отслеживание динамики  результатов на протяжении всего тренинга

  1. Развитие памяти: зрительной, слуховой, двигательной, фотографической, логической  и других.
  2. Развитие  концентрации, устойчивости и переключаемости внимания.
  3. Развитие наблюдательности.
  4. Развитие творческого воображения.
  5. Увеличение техники чтения — для школьников младших классов
  6. Совершенствование мышления.

7. Развитие артикуляции и моторики.

 

Формы работы:

 1) урок

 2) беседа

 3) игра

             4) индивидуальная работа

 5) работа в парах

 6) групповая работа

 7) коллективная работа

 8) практика

 9) инструктаж;

 10) обзорная лекция

 

 

 

Методы :

1. Словесные: рассказ, объяснение, тренировки, чтение, поощрение.

2. Наглядные: демонстрация, презентации.

3. Практические: упражнения, выполнение графическихзаписей.

4. Аналитические: наблюдение, сравнение, анкетирование, самоанализ, опрос.

Средства:

  1. наглядный материал: таблицы, схемы, образцы.
  2.  тексты для чтения, корректурные пробы,  рисунки для

запоминания, наборы слов для слуховой памяти.

 

2) методическая литература

1. О.Н. Крылова. «Чтение. Работа с текстом» Изд. «Экзамен», 2011г

2. Ситдикова Р.Н. «Опережающее развитие ребёнка» Дополнительные задания.

 Изд. «Рекпол» г. Челябинск, 2011г

3. О.Узорова, Е. Нефёдова «Быстрое обучение чтению» Изд. «Астрель», 2002г

4. Экгардт Р.Н. «Книга для обучения детей быстрому чтению»

 Изд. «Рекпол» г. Челябинск, 2011г

Оборудование: карандаши, ручки

 

Количество детей в группе – 15 человек. Занятия проводятся по 1 часу 1 раз в неделю.

 

13.01.2015 19:03


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!