СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе
М.В. Артюх, учитель начальных классов, МБОУ СОШ № 37
Обучение грамотному письму – это одно из главных задач, которую решает учитель на уроках русского языка начиная с 1 класса. Для решения этих задач каждый учитель находит свои методы и приемы.
Одной из сложных тем на уроках русского языка является тема: «Непроверяемая безударная гласная». Усвоение данной темы – трудоемкий процесс. И для того, чтобы этот процесс стал более эффективным, учитель должен подойти к этому творчески. Со словами с непроверяемыми безударными гласными учащиеся встречаются практически на каждом уроке. К концу курса начальной школы количество таких слов достигает внушительных размеров.
Для того, чтобы улучшить усвоение словарных слов надо организовать целенаправленную систематическую работу, которая включает в себя не только знакомство с новым словом и его написанием, но и систему упражнений, рассчитанных на зрительно-моторное запоминание.
Начиная с 1 класса учащиеся моего класса заводят отдельную тетрадь – словарик. В этом словарике записываются изучаемые словарные слова. Учащиеся по своему желанию могут нарисовать или наклеить картинку, в соответствии с изучаемым словом.
При работе с каждым словарным словом недопустима спешка. При первом знакомстве со словарным словом мы рассматриваем его со всех сторон, исследуем это слово с точки зрения различных разделов русского языка.
В своей работе со словарными словами использую тематические группы. Такие наборы служат для более глубокой работы над словами, так как они предполагают группировку, классификацию, различные виды разборов и т.д.
Фрагмент урока с использованием словарика ( 3 класс)
На доске записаны буквы: АОБЛОТО
- Какие задания вы можете предложить к записанному ряду букв?( разбить на группы, составить слово)
Учащиеся испытывают трудность в том, какую же букву надо написать: А или О.
- Как поступим, чтобы решить данную проблему? ( надо исследовать слово).
2. Словарная работа с использованием словарика.
Класс делится на группы (ученый совет): «Морфология», « Фонетика», « Словообразование», «Орфография».
Каждая группа рассматривает это слово с точки зрения своей науки. За тем каждая группа рассказывает о том, что узнал «ученый совет».
а) «Морфология»
Болото – имя существительное. Отвечает на вопрос что? Обозначает предмет. Неодушевленное, среднего рода, единственного числа.
б) « Словообразование»
Однокоренные слова: болотистый, болотинка, болотник, болотце. Корень слова – болот.
в) «Фонетика»
Слово «болото» содержит 6 букв, 3 слога, 6 звуков. Транскрипция слова - [балота]
г) «Орфография»
В слове болото ударение падает на 2 слог, гласную о. Первая гласная безударная, в слабой позиции, ее нужно проверить. Так кА гласная непроверяемая, то ее надо запомнить или посмотреть в словаре. В орфографическом словаре, мы выяснили, что это слово пишется с буквой о. В слове болото одно «опасное место».
Устно знакомятся с лексическим значением этого слова.
Далее в словарике:
3.Подведение итогов.
С какой целью мы выполняли исследовательскую работу?
В обязательном порядке один раз в две недели я провожу словарный диктант. Цель данного диктанта: проверить, как учащиеся усвоили изученные словарные слова. Виды такой проверки так же могут быть разнообразными:
Виды проверки:
- учитель;
- самопроверка по образцу;
- взаимопроверка.
По итогам такой проверки, могу сказать, что учащиеся моего класса очень хорошо усваивают правописание слов с непроверяемой безударной гласной.
На основе личного опыта хочется отметить, что использование разнообразных методов, приемов, форм работы над словарными словами активизирует умственную деятельность учащихся и повышает интерес к изучению словарных слов. Использование разнообразных грамматических упражнений способствует прочному усвоению словарных слов, формирует навыки грамотного написания слов с непроверяемым написанием.
Используемая литература:
О.В. Узорова, Е.А. Нефедова «Словарные слова», издательство « АСТ Астрель», Москва 2002 год.
Е.В. Волкова, Н.Г. Константинова «Словарная работа на уроке». издательство «Учитель», Волгоград 2009 год.
© 2016, Артюх Марина Владимировна 1299