СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Здравствуйте, коллеги. Уже несколько лет наблюдаю за заполнением нашей речи словом "вещь".
Слово «вещь», будучи широко употребительным в основном своем значении, в повседневном обиходе приобретает различные дополнительные значения, которые либо суживают, либо расширяют объем понятия, выраженного этим словом.
И Пушкин говорил о том, что "гений и злодейство две вещи несовместые". И Лариса Огудалова признавала, что она - вещь.
«Это вещь!»— говорит Соленый в пьесе А.П. Чехова «Три сестры». Слово «вещь», произносимое особым образом, означает нечто высокого качества.
В академическом «Словаре современного русского литературного языка» слово «вещь» обозначает понятие о всяком неодушевленном предмете. Но вместе с тем это понятие резко ограничивается указанием на то, что обычно вещь — изделие человека.
Однако уже В. Даль отмечает, что в широком смысле вещь — это все то, что доступно чувствам. Такое же значение этого «слова выделяет и ряд других словарей. Так, вещь — это «всякий предмет чувственного восприятия» «предметы, явления объективного мира, существующие вне нашего сознания» «всякое материальное явление, отдельный предмет, изделие и т. п.».
Сегодня мы слышим, читаем, используем слово «вещь» по отношению к действиям, процессам, явлениям, чувствам, предметам, ощущениям, мыслям, отношениям, людям, классификациям и т.д.
Что это – слово, заполняющее паузу? Так называемое слово-филлер (слово-паразит)? Или это речевой универсум (всё сущее в единстве)? Или это пример процесса новых номинаций? (известные слова замещаются иностранными словами).
Слово «Вещь» мы слышим в речи политиков, журналистов, учителей, героев кино- и телефильмов, читаем в статьях газет и журналов, в произведениях художественной литературы, в сочинениях учащихся.
Например:
Пример из сочинений:
• Ученик2. Я считаю, что такие вещи не должны происходить никогда.
• Если на все эти факты взглянет человек со свежей головой и нормальными ценностями, то он поймёт, что такие вещи неприемлемы.
• Ученик3. Я согласна с позицией автора. Часто случается так, что мы бежим куда-то, не замечая при этом очевидные вещи и не видя прекрасное, что скрыто в окружающих на предметах.
• Я думаю, что людям нужно быть внимательными даже в самых незначительных вещах.
Но неприятнее всего, когда люди науки и учителя используют необдуманно это слово.
Конечно, в словаре мы видим такое определение этого слова:
ВЕЩЬ, -и; мн. род. -ей; ж. 1. Всякий предмет, изделие бытового обихода, личного пользования, трудовой деятельности и т.п. Тёплые, носильные вещи. Бьющаяся в. Собрать, уложить свои вещи. Сдать вещи в камеру хранения (о багаже). На тарелке - самые вкусные вещи (разг.; продукты, кушанья). // Разг. О том, к кому относятся как к предмету своего развлечения, не считаясь с его собственными желаниями, интересами, потребностями и т.п. Дорогая, красивая в. (о женщине). Ребёнок не в. 2. Разг. Произведение искусства, науки. Слабая, сильная в. Сочинить оригинальную в. 3. Явление действительности, факт, обстоятельство, событие, случай и т.п.; нечто.
Это последнее толкование несёт в себе некое мистическое понимание слова «вещь».
Наверное, именно это нечто позволяет сегодня так масштабно использовать концепт «вещь» в речи. Но как это влияет на содержательную сторону речи и какой образ говорящего создаётся при этом?
Если использование слова во всеобъемлющем аспекте передаёт какой-то замысел говорящего или пишущего, то тогда такое использование можно отнести к речевым средствам выразительности. Но если говорящий/пишущий просто не знает или не понимает, какими лексическими средствами пользоваться, то в таком случае «вещь» маскирует незнание говорящего и его неумение выстраивать свою речь.
Сегодня мы говорим о лимитированном использовании англицизмов (Я - за!). Но нам, учителям, необходимо говорить и об использовании слова "вещь", которое замещает наименования чувств, поступков, мыслей и т.д.
Уже чуткие к речи люди задаются вопросами об использовании слова "вещь". На портале "Грамоте ру" читаем:
Часто слышу слово "вещь" в нематериальном смысле. Например, "делать такие вещи", "говорить такие вещи" и т.д.
Насколько это допустимо и всегда ли так было (всегда ли так говорили) ?
Здравствуйте, уважаемая "Грамота"! Сейчас очень часто можно услышать фразу:"Скажу вам вещь". По-моему так говорить нельзя. Ведь вещь можно увидеть или потрогать. Но сказать вещь - нельзя. Я права?
Так что же за слово такое "ВЕЩЬ"?
Пытаюсь озадачить своих учеников наблюдением за речью окружающих людей, рекламных текстов, но главное - за собственной речью, потому что это БОЛЬШАЯ проблема.
,
© 2023, Пуговкина Марина Анатольевна 264