СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Слушать и слышать

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Обучение - это не то, что получаешь случайно.

А то, к чему стремишься со страстью и делаешь с усердием»

Эбигейл Адамс

Большую часть своей жизни, хотя на самом деле, всю жизнь, люди учатся. Учатся многому. Вначале, в совсем раннем возрасте, люди учатся почти бессознательно, подражая другим, позже, взрослея, многие понимают, какое огромное влияние оказывает умение учиться на выбор дальнейшего пути в жизни, на сам этот путь. Постепенно приходит осознание, что учиться нужно не только для чего-то, но в первую очередь для самого себя, и учиться нужно тоже уметь правильно.

Став учителем я поняла, что успешность обучения во многом зависит не только от умения говорить, но и от умения слушать и слышать. Актуальность этой вечной проблемы обусловлена тем, что неумение слушать и слышать встречается повсеместно в школе, причём довольно часто. Пониманию важности, а после и совершенствованию этих умений должно уделяться много времени, ведь они являются первоочерёдными компонентами универсальных учебных действий, которые в свою очередь формируют коммуникативную компетентность.

Советский и российский писатель, философ и публицист Павел Сергеевич Таранов писал: «Чтобы услышать, надо заплатить вниманием». Когда мы слушаем, то «платим» своим вниманием, концентрацией, усилиями и временем за то, чтобы получить информацию, понимание, а впоследствии и знание. Необходимо научить детей этому, научить правильно распределять свои силы, верно выделять акценты в любом деле, не заставлять, но показать, как это ценно, нужно, дать им увидеть на собственном примере, что то, что сейчас кажется им таким сложным и, может быть, невозможным, в будущем не только пригодится, поможет, но и со временем выработается в замечательную

привычку, которая в будущем поможет им тратить гораздо меньше времени и усилий для выполнения различных заданий.

Важно понимать, что «слушать» и «слышать» - это глаголы с разными лексическими значениями. Согласно толковому словарю С. И. Ожегова, слушать – «это направлять слух на что-нибудь», т.е. это автоматический физиологический процесс реакции органов чувств и нервной системы, слышать же – «это различать, воспринимать что-нибудь слухом», т.е. это осознанное волевое действие, включающая умственные процессы. Древнегреческий писатель Архимед считал, что много людей могут слушать, но немного людей фактически слышат.

Умение слушать приобретается детьми ещё в младенчестве, и педагог не может никак повлиять на его развитие, а вот формирование и развитие навыка слышать полностью подвластно учителю. Важно понимать, что слушать и слышать, хоть и разные действия, но зачастую вытекающие друг из друга. Если ребёнок внимательно слушает, если всё его сознание направлено на то, чтобы понять, чтобы услышать то, что до него хотят донести, то из направленного и сосредоточенного «слушать» обязательно выльется «слышать». Именно это имел в виду индийский религиозный и духовный лидер Ошо, когда сказал: «Слышать может каждый. Услышать способны только те, кто пребывает в молчании.»

11.04.2022 20:29


Рекомендуем курсы ПК и ПП