СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Смысловое чтение текста на уроках.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Смысловое чтение текста на уроках.

«Как хорошо уметь читать…»

В.Берестов

Ни у кого уже не вызывает сомнение тот факт, что наряду с навыками владения компьютером и письмом, чтение - одно из базовых умений, без которого невозможно представить себе человека, успешного в любом виде деятельности.

«Чтение представляет собой важнейший способ освоения жизненно значимой информации…», - говорится в проекте «Национальной программы поддержки и развития чтения. Навыки чтения носят метапредметный (надпредметный) характер. Федеральным государственным образовательным стандартом чтение отнесено к универсальным учебным действиям. Процесс чтения многофункционален: это и способ усвоения информации, и социализация, и «способ обретения личностных смыслов, определяющих отношение человека к миру, мировоззренческие ценности и отношения…»

В какой мере это осознается всеми участниками процесса обучения?

На вопрос «Умеете ли вы читать?» учащиеся 7-8 классов с усмешкой отвечают «Да». И отчасти они правы, технический навык сформирован. Но это лишь одностороннее понимание такого сложнейшего интеллектуального процесса как чтение. Анализ результатов PISA показывает, что российские школьники не умеют работать с информацией. Во многих научных статьях и исследованиях, мониторингах отмечается системный сбой, кризис читательской культуры.

Чтение как вид психической деятельности имеет определенную структуру:

  • Восприятие
  • Извлечение смысла
  • Создание нового смысла в результате процесса размышления.

Ученые, теоретики говорят о том, что с целью оптимизации процесса необходимо перевести когнитивную составляющую в деятельностную. Введен термин «смысловое чтение». Говорят о целевом чтении, активном чтении. Разработаны стратегии, которые управляют и ведут процесс чтения.

Под стратегиями понимается определение пути, по которому пойдет читатель; инструментарий, способствующий переработке текстовой информации, обогащающий ее личностными смыслами. Различные виды текста читаются по-разному. Выбор стратегии осуществляется в зависимости от коммуникативной задачи. Так различают просмотровое чтение, ознакомительное, поисковое чтение (сканирование), выборочное чтение, изучающее.

Остановится на некоторых стратегиальных приемах работы с текстами. Традиционно работа ведется на примере художественных произведений. Художественный текст обладает свойством выдавать читателям «различную информацию - каждому в меру его понимания… именно ту, в которой он нуждается, к которой подготовлен». Чтение художественного текста - процесс творческий, который не может быть алгоритмизирован.

В практике обучения накоплен большой опыт работы с текстами: определение темы и идеи, основной мысли; работа с заголовками; предвкушение, предугадывание содержания, так называемых «манок» текстов (М.Г.Белова); составление вопросов к тексту, членение его на абзацы; чтение вслух; работа над изобразительными средствами (например, как замена эпитета влияет на смысл). Интересен прием чтения с остановками, который применяется на стадии осмысления содержания.

На стадии рефлексии после чтения - написание вторичных текстов (эссе, синквейны, письма, внутренние монологи и т.д.). Сюда же можно отнести и создание внелитературных форм: моноспектаклей, цветослова, инсценировок.

Работа с художественным текстом может вестись в русле поиска и классификации, структурирования информации, представления ее в обобщенном виде. На примере художественных произведений можно учить школьников исследовательской работе, самостоятельному поиску и открытию.

На уроках русского языка можно предлагать развивать критическое мышления школьников с помощью логических задач: Мужчина вел большой грузовик. Фары на машине не были зажжены. Луны тоже не было. Женщина стала переходить дорогу перед машиной. Как удалось водителю разглядеть ее?

Один английский офицер, вернувшийся из Китая, заснул в церкви на службе. Ему приснилось, что к нему подходит палач, чтобы саблей срубить голову. Когда сабля почти опустилась на шею офицера, к нему подошла жена и, чтобы разбудить, легонько стукнула веером по шее. Потрясение офицера было так велико, что он тут же умер от разрыва сердца. В этой истории, рассказанной вдовой офицера, что-то неладно. Но что же именно?

Если тексты художественные читают, то над научными и познавательными текстами работают. Традиционно работа с такими текстами – составление конспекта или плана.

Задания такого родам направлены отработку умения сжимать текст, вычленять самое важное в нем, что особенно актуально в процессе подготовки к ГИА.

Поиск информации, данной в тексте в явном виде и в скрытой форме. Ответ необходимо подтвердить текстом. На таких заданиях отрабатываются различные виды чтения, умение соотносить различные фрагменты текста между собой.

Анализ планов, соответствие их заявленной теме; анализ сочинений.

«Диалог» с текстом. По мере чтения текста ставятся вопросы к нему. Вопросы могут быть «тонкими». (Кто…? Что…? Как звали? Верно ли.?) и «толстыми» (В чем различие? Что будет, если…?).

Если составлять различные виды плана мы учим детей, то навыки переработки текста (реферирование, тезирование, конспект) у них сформированы плохо. Чаще всего школьники выписываются отдельные фразы, зачастую даже грамматически не связанные между собой.

Психологи утверждают, что практика составления конспектов эффективна в том случае, когда работает мысль, ставятся вопросы, комментируются цитаты, идет активная аналитическая работа. Здесь можно предложить следующие виды работы:

Чтение текста с пометками (Инсерт). Учащиеся делают во время чтения пометы, заполняя затем таблицу, где значки – это заголовки граф, содержание – тезисные выжимки текста. Работа такого рада делает процесс накопления информации зримым.

Кластеры (грозди) Графический прием оформления смысловых единиц текста, его систематизация. Этот прием помогает осмысливать причинно-следственные связи.

Работа с алгоритмами, схемами. Дается алгоритм (схема) изучаемого правила, необходимо перевести эту информацию в связный текст научного стиля. По схеме надо составить связный рассказ о языковом явлении.

В «Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения» сформулированы умения, которыми должны овладеть ученики:

  • Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл
  • Находить в тексте требуемую информацию
  • Решать учебно-познавательные задачи и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста.

Исходя из этих требований, необходимо выстаивать систему работы. Для обучения в информационно-образовательном пространстве это особенно актуально, так как значительный объем информации, которую получают учащиеся (и из Интернета в том числе, поэтому введен термин «экранное чтение») представлен в форме текстов.

15.10.2017 19:24


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!