СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Смысловое чтение на уроках английского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Смысловое чтение на уроках английского языка

Проблема понимания смысла текста особенно актуальна сейчас, когда многие школьники, выросшие в компьютерном мире, не способны проникнуть не только в суть классического литературного текста, но и просто верно понять и воспроизвести содержание задания, текста.

(Слайд1) Чтение - это способность понимать и размышлять над письменным текстом, пользоваться им, чтобы достичь определённой цели, узнавать что-то новое, и развиваться, а также участвовать в жизни общества.

Эффективность чтения можно оценить по тому, способны ли школьники усваивать информацию из текста. Другая важная составляющая – обдумывание прочитанного. Кроме акцента на понимании и запоминании различных частей текста, нужно учитывать умение школьников давать прочитанному свою оценку. Именно навык смысловой переработки текстовой информации в наше время информационного «взрыва» во многом обеспечивает успешную социализацию человека.

При обучении иностранному языку, чтение рассматривается, как самостоятельный вид речевой деятельности занимает ведущее место по своей важности и доступности. Оно выполняет сразу несколько функций:

Прививает навыки самостоятельной работы;

Текст часто выступает основой для письма, говорения и аудирования;

Осуществляет воспитательные цели (нравственность, мировоззрение, ценности);

Расширяет кругозор;

Прививает любовь к книге;

Для достижения поставленных целей необходимо приобщать учащихся к чтению художественной, публицистической, научной и специальной литературы на иностранном языке.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что чтение является наиболее важной частью речевой деятельности и в процессе обучения ему должно уделяться особое внимание. Но у преподавателей английского языка не редко возникает проблема подбора и создания специальных упражнений, направленных на обучение чтению. Зачастую учителя используют лишь несколько однообразных заданий для работы с текстами.

Поэтому учителя нашего МО стараются разрабатывать комплекс заданий к текстам для работы на уроках английского языка, которые помогут сделать процесс обучения чтению наиболее интересным, разнообразным и эффективным. Итак, сегодня в своем докладе я хотела бы:

-Выделить виды чтения на уроках английского языка;

-Рассмотреть этапы работы с текстом;

-Продемонстрировать примеры упражнений, используемых для работы с текстами.

1.Виды чтения на уроках английского языка

В настоящее время наибольшее распространение получила классификация видов чтения по степени проникновения в текст, предлагаемая С. К. Фоломкиной, которая делит учебное чтение на изучающее, ознакомительное, просмотровое и поисковое.

(Слайд2) Просмотровое чтение предполагает получение общего представления о читаемом материале. Его целью является получение самого общего представления о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте.

Ознакомительное чтение (reading for the main idea) представляет собой познающее чтение, при котором предметом внимания читающего становится все речевое произведение (книга, статья, рассказ) без установки на получение определенной информации.

Изучающее чтение (detail reading) предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление. Объектом “изучения” при этом виде чтения является информация, содержащаяся в тексте.

Поисковое чтение (reading for specific information) ориентировано на чтение газет и литературы по специальности. Его цель – быстрое нахождение в тексте вполне определенных данных (фактов, характеристик, цифровых показателей и т.д)

2.Этапы работы с текстом

При работе с любым текстом необходимо обращать внимание и использовать 3 этапа работы: предтекстовый, текстовый и послетекстовый.

(Слайд3) 2.1 Предтекстовый этап работы

На этом этапе происходит пробуждение и стимулирование мотивации к работе с текстом; актуализация личного опыта учащихся путем привлечения знаний из других образовательных областей школьных предметов; прогнозирование содержания текста с опорой на знания учащихся, их жизненный опыт, на заголовки и рисунки и т.д. (формирование прогностических умений). На первых этапах работы с текстом учитель должен облегчить учащимся процесс понимания содержания и показать им ряд важных стратегических моментов работы над аутентичным текстом:

Приёмы оперирования с материалом текста и соответствующие упражнения на предтекстовом этапе предназначаются для дифференциации языковых единиц и речевых образцов, их узнавания в тексте, овладения различными структурными материалами (словообразовательными элементами, видовременными формами глагола и т.д.) и языковой догадкой для формирования навыков прогнозирования. Здесь необходимо соблюдать одно важное правило: вся предварительная работа над текстом не должна касаться его содержания, иначе школьникам будет неинтересно его читать, поскольку ничего нового для себя они в этом тексте уже не найдут.

(Слайд4) На данном этапе работы с текстом возможны следующие задания:

1.Прочтите заглавие и скажите, о чём (ком) будет идти речь в данном тексте.

2.Скажите, о чем, судя по заглавию, рисункам, графикам и концовке, может идти речь в данном тексте. Прочтите текст, найдите подтверждение или опровержение вашему предположению.

3.Прочтите первые предложения абзацев и назовите вопросы, которые будут рассматриваться в данном тексте.

4.Ознакомьтесь с новыми словами и словосочетаниями. (Слова и словосочетания даны с переводом.) не читая текст, скажите, о чем может идти в нем речь.

Используя технологию «Критического мышления» на уроках иностранного языка, мы развиваем личность ученика в первую очередь при непосредственном обучении иностранному языку, в результате чего происходит формирование коммуникативной компетенции, обеспечивающей комфортные условия для познавательной деятельности и самосовершенствования. Учитель стимулирует интересы ученика, развивает у него желание практически использовать иностранный язык, а так же учиться, делая тем самым реальным достижение успеха в овладении предметом.

(Слайд 5-6) На этом этапе мы используем следующие приемы критического мышления:

- «Мозговой штурм»

- кластеры

- концептуальное колесо

- Прогнозирование (по портрету, картине)

- Прогнозирование по ключевым словам

- таблица тонких и толстых вопросов

- Формулировка вопросов, ответы на которые нужно найти в тексте

- круги по воде

- Таблица «З–Х–У»

- верные и неверные утверждения

(Слайд7 ) 2.2 Текстовый этап работы

Здесь происходит чтение текста или отдельных его частей с целью решения конкретной коммуникативной задачи, сформулированной в задании к тексту и поставленной учащимся перед чтением самого текста. Объектом контроля чтения должно быть его понимание (результата деятельности). При этом контроль понимания прочитанного текста должен быть связан как с коммуникативными задачами, которые ставятся перед учащимися, так и с видом чтения. На текстовом этапе предполагается использование различных приёмов извлечения информации и трансформаций структуры и языкового материала текста. Если речь идет о работе с аутентичным художественным текстом или текстом информационного характера, то они предназначаются для работы над всеми видами чтения. Так, например, первое прочтение художественного текста может быть связано с пониманием основной информации: определение его основной идеи, темы, проблемы и т.д.; поиск (подчеркивание/выписывание) главной информации; установление логико-смысловых связей (составление плана, таблиц, диаграмм) и т.д.

Повторное прочтение текста может ориентировать учащихся на понимание деталей и их оценку и т.п. Что касается прагматических текстов, то ряд из них целесообразно использовать для поискового чтения (карта города), другие — для полного понимания (рецепты, инструкции), третьи — для ознакомительного чтения (вывески, объявления и др.).

Большую роль в управлении процессом понимания содержания текста (особенно на начальном этапе) играют задания по целенаправленному поиску информации и письменной ее фиксации (заполнение разного рода таблиц: имена героев, совершаемые ими действия, их характеристики и др.).

На данном этапе должно действовать следующее правило: нецелесообразно многократно читать один и тот же текст, ибо если содержание текста известно, то его прочтение теряет свой коммуникативный смысл (мы имеем в этом случае дело с формальным упражнением, а не с общением). Повторное чтение целесообразно лишь в том случае, если речь идет о поиске дополнительной, уточняющей информации.

(Слайд8) При данной работе с текстом возможны следующие варианты заданий:

1).Прочтите текст, разделите его на смысловые части, подберите названия к каждой из них.

2). Прочтите текст и выделите основные темы повествования.

3).Прочтите текст и найдите в каждой части по одному предложению, передающему основную мысль этой части.

4).Скажите, какие из приведённых утверждений соответствуют содержанию теста.

5).Найдите (зачитайте, выпишите) главные (ключевые) факты текста.

6).Расположите следующие предложения текста в логической последовательности и пронумеруйте их по порядку.

7).Подготовьте план пересказа текста.

8).Найдите в тексте предложения, в которых содержатся: а) основная информация; б) уточняющая информация; в) подтекст.

9).Назовите основные проблемы затронутые в тексте.

(Слайд9 ) На этом этапе мы используем следующие приемы критического мышления:

-Чтение текста с маркировкой по методу insert

- стратегия «Идеал»

- стратегия «фишбоун»

- зигзаг

- Выделение ключевых слов подчёркиванием

- поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы

-чтение текста с остановками

(Слайд10 ) 2.3 Послетекстовый этап

На этом этапе приёмы оперирования направлены на выявление основных элементов содержания текста и на подготовку к монологическим и диалогическим высказываниям по данной теме. Здесь необходимо использовать содержания текста для развития умений школьников выражать свои мысли в устной и письменной речи. Предлагаемые на этом этапе упражнения направлены на развитие умений репродуктивного плана, репродуктивно-продуктивного и продуктивного.

(Слайд11) Возможные задания для работы на послетекстовом этапе:

1).Опираясь на содержание прочитанного текста, закончите предложения, используя предлагаемые варианты.

2).Используя материал текста, ответьте на вопросы.

3).Прочтите план текста и скажите, достаточно ли полно он передаёт содержание текста.

4).Ответьте на проблемные вопросы по прочитанному тексту.

5). Перескажите текст, пользуясь планом и выписанными словосочетаниями.

6).Просмотрите текст, выделите предложения или абзацы, характеризующие (время действия, эпоху.)

7).Охарактеризуйте персонажей (время действия) своими словами.

8).Выразите своё отношение к прочитанному.

9).Прочтите про себя текст и выделите то новое, что вы узнали из текста.

10).Составьте план прочитанного текста.

(Слайд12-13-14) На этом этапе мы используем следующие приемы критического мышления:

– синквейн

-шесть шляп мышления

- Возвращение к ключевым словам, верным и неверным утверждениям

- Достраивание кластера из ключевых слов

- Ответы на поставленные вопросы.

- Организация устных и письменных круглых столов.

- Организация различных видов дискуссий.

- Написание творческих работ.

- Исследования по отдельным вопросам темы и т.д.

Заключение:

Чтение на иностранном языке как вид речевой деятельности и как опосредованная форма общения является, по мнению многих исследователей, самым необходимым для большинства людей. Возможность непосредственного общения с носителями языка имеют, как правило, сравнительно не многие, возможность читать на иностранном языке – практически все. Вот почему обучение чтению выступает в качестве целевой доминанты. Процесс чтения, предполагающий сложные мыслительные операции (анализ, синтез, умозаключение и др.), и результат его – извлечение информации – имеют огромное значение в коммуникативно-общественной деятельности людей. Эта форма письменного общения обеспечивает передачу опыта, накопленного человечеством в различных областях жизни, развивает интеллект, обостряет чувства, то есть обучает, развивает, воспитывает. Словом, чтение формирует качества наиболее развитого и социально ценного человека. Это и является основной задачей учителя на уроке английского языка. И в силах учителя сделать так, что бы этот труд был для учащихся наиболее интересным и эффективным.

11.01.2017 17:45


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!