СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Урок русского языка
УМК «Школа России» 4 класс
Учитель: Митинская Евгения Михайловна
Р/р Сочинение по репродукции картины
Аркадия Александровича Пластова «Первый снег».
Тип урока |
Развитие речи, применение знаний на практике |
|
Педагогические задачи |
Создать условия для составления текста по репродукции картины Аркадия Александровича Пластова « Первый снег»; способствовать развитию умений составлять предложения с однородными членами, редактировать текст, составлять план текста; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке |
|
Планируемые предметные результаты |
Познакомятся с репродукцией картины Аркадия Александровича Пластова « Первый снег»; научатся анализировать репродукцию, определять тему текста; соотносить заголовок и содержание текста; составлять план текста; составлять текст по репродукции и опорным словам (после анализа содержания репродукции) и плану; записывать текст по данной репродукции и по плану |
|
Метапредметные УУД |
Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, сообщений; составлять план текста; уметь передавать содержание в сжатом или развернутом виде; составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (репродукции); регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определенному этапу урока), с помощью учителя; понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале – памятках) при работе с учебным материалом; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: участвовать в диалоге; читать вслух и про себя тексты;, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); понимать точку зрения другого |
|
Личностные результаты |
Проявлять положительное отношение к школе, к изучению русского языка, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной работой; осознавать личностный смысл учения, проявлять уважительное отношение к иному мнению. |
|
Оборудование |
Компьютерная презентация, учебник с репродукцией, карточки для индивидуальной работы, памятки – помощницы для написания сочинения |
|
Ход урока
I. Организационный момент.
Проверка готовности к уроку. Общая установка на урок. Приветствие учащихся.
– Проверим готовность к уроку. Сегодня на уроке нам предстоит большая и трудная работа. Пожелаем мысленно друг другу хорошего настроения и успеха.
II. Актуализация знаний. Послушайте стихотворение:
- Сейчас я вам загадаю загадку, вам нужно будет её разгадать.
На стене висит давно,
На холсте всего полно:
Лес и речка, и машина…
Называется -. картина
- Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить? ( о картине)
- А как называется урок, когда мы говорим о картине? ( урок развития речи)
(слайд1, 2)
- Какая работа нам предстоит? (Сочинение по картине) ( слайд 2)
- Как бы вы назвали её? Почему?
- Найдите эту репродукцию в «Картинной галерее» в учебнике. Как она называется? Кто автор?
1.Знакомство с автором (слайд 3)
Аркадий Александрович Пластов ( 1893 – 1972 г.г.) выдающийся русский живописец. Пластов родился и вырос в селе Прислониха Ульяновской области. Здесь прошло его детство. Здесь проводил он большую часть своей жизни. Здесь поля, на которых работали его родители. Здесь жили и работали герои его картин. Он писал жанровые картины, портреты, пейзажи. Картины проникнуты глубокой любовью к родной природе, к деревне и ее людям. Много произведений посвятил жизни деревенских ребят.
- Сформулируйте тему и задачи урока. ( Сочинение по картине А. А. Пластова
« Первый снег». ( Записать тему в тетрадь)
Задачи:
1. анализировать репродукцию; 2. составлять текст по репродукции и опорным словам 3. составлять план текста; 4. записывать текст по данной репродукции и по плану )
III. Работа по теме урока
1 .Введение в тему
- Посмотрите внимательно на картину. К какому жанру изобразительного искусства она относится? ( если сразу не назовут, прочитать стихотворение
Если видишь на картине Нарисована река, Или ель и белый иней, Или сад и облака, Или снежная равнина, Или поле и шалаш, Обязательно картина Называется … ПЕЙЗАЖ )
- Скажите, какой текст у вас должен получиться ( текст – описание)
2. Работа с репродукцией. Знакомство с картиной "Первый снег". ( слайд4)
- Перед вами репродукция картины А.А. Пластова "Первый снег". Чтобы говорить о картине, её надо прочитать, т.е. очень внимательно рассмотреть и обдумать. Давайте попробуем описать картину.
- Вспомните, какие чувства испытали вы, когда рано утром в ноябре увидели первый снег?
- Как зимой изменились улицы, школьный двор?
- Почему девочка и мальчик выбежали на крыльцо своей избы?
- Почему девочка закинула голову и смотрит вверх?
- Что выражает её лицо?
- Чему она радуется?
- Мальчик вышел посмотреть только на первый снег или решил что-нибудь сделать?
- Что особенно удивляет и радует детей?
- Только ли дети рады снегу?
- Кого мы ещё видим на картине?
- Какие это птицы?
- Почему зимой веселее, чем в ненастную погоду?
- Какое настроение создаёт картина у тебя?
- Как изменились улица, крыши домов, палисадник, деревья?
3. Устное коллективное составление рассказа по картине. Словарная работа
1)- С чего начнем составлять текст? (Вступление. )
Можно использовать слова – синонимы. Слайд 5
Художник – живописец, мастер кисти, пейзажист, автор картины,
Аркадий Пластов
Создал – написал, показал, запечатлел, передал
Картина – полотно, репродукция, произведение живописи
( Записать с тетрадь трудные слова, предварительно объяснив их лексическое значение: живописец, пейзажист, Аркадий Пластов, запечатлел, репродукция)
- Попробуйте описать снег слайд 6
Снег
( записать – танцевал)
Земля слайд 7
Описание девочки слайд 8
Девочка
( записать- платьице)
Описание мальчика слайд 9
Мальчик
( записать - нахлобучил, покататься)
Небо слайд 10
( записать – таинственное)
Берёза слайл11
Ворона слайд12
5.Составление плана слайд 13
- Какие основные части должны быть в плане? ( Вступительная, основная, заключительная)
- О чем пишем во вступительной части?
- Какая часть должна быть подробнее раскрыта? О чем будем в ней писать?
- Как можно закончить сочинение?
1. Вступительная часть.
Художник А.А.Пластов и его картина.
2. Основная часть.
- Первый снег.
- Радость детей.
- Берёза и снег.
- Ворона на белом снегу.
3. Заключительная часть.
Моё отношение к картине. ( план записать в тетрадь)
6. Самостоятельная работа. Устное составление учащимися рассказа по картине
( с использованием карточек- помощников)
7. Заслушивание рассказов ( 1-2 выступления)
( если останется время, прочитать образец сочинения)
ОБРАЗЕЦ Сочинение по картине А. А. Пластова «Первый снег».
Художник А. А. Пластов на своей картине изобразил начало зимы. Ночью выпал первый снег. Ранним утром дети выбежали на улицу.
На переднем плане картины девочка и мальчик. Они стоят на крыльце деревенского дома. Девочка в лёгком платье и валенках, на голову накинула только платок. Она подняла голову вверх и восхищённо смотрит на падающий снег. Мальчик одет тепло: в пальто, валенки, шапку-ушанку. Он смотрит на снег и о чём-то мечтает. На лицах у детей чувство восторга и удивления. Они радуются первому снегу.
В воздухе кружатся белые пушистые снежинки. Они тихо падают с неба крупными хлопьями. Снег укрыл белым покрывалом всю землю.
В палисаднике растёт большая старая берёза. Первый снег сделал её нарядной. Около дерева спокойно и важно шагает ворона. Она тоже рада первому снегу.
На заднем плане картины видна деревенская улица. Снег ровной пеленой покрыл крыши домов и землю.
Когда я смотрю на картину, у меня возникает ощущение радости, счастья, праздника. Трудно оставаться равнодушным, когда видишь первый снег.
8. Подведение итогов
1. Кто понял, как и о чем писать в сочинении и сможет сам написать сочинение по картине?
2. Кто понял, о чем писать, но кому понадобится карточка – помощница?
3. Кому трудно будет написать, даже пользуясь планом и карточкой - помощницей?
9. Д/З 1. Написать сочинение по плану (можно пользоваться карточкой – помощницей)
2. Восстановить текст по картине ( индивидуальное задание на карточке)
Сочинение по картине А. А. Пластова «Первый снег».
Художник А. А. Пластов на своей картине «Первый снег» изобразил начало зимы.
Ночью выпал первый снег. Ранним утром дети выбежали на улицу.
На переднем плане картины … и …. Они стоят … … деревенского дома. Девочка в … … и …, на голову накинула … …. Она подняла голову … и … смотрит на … …. Мальчик одет тепло: в …, …, …. Он … на снег и о чём-то …. На лицах у детей чувство … и …. Они … первому снегу.
В воздухе кружатся … … снежинки. Они … падают с неба … …. Снег укрыл … … всю ….
В палисаднике растёт … … берёза. Первый снег сделал её ….
Около дерева … и … шагает ворона. Она тоже … первому снегу.
На заднем плане картины видна … …. Снег … … покрыл … … и ….
Когда я смотрю на картину, у меня возникает ощущение радости, счастья, праздника. Трудно оставаться равнодушным, когда видишь первый снег.
КАРТОЧКА – ПОМОЩНИЦА
предметы |
признаки |
действия |
Помогут слова и словосочетания со значением места: |
Закончить свой рассказ по этой картине можно: |
Слова – синонимы |
снег |
мягкий, пушистый, белый, робкий, тихий, чистый, словно белое покрывало, мохнатый, белые бабочки
|
укрыл землю, падал, щекотал лицо, порхал в воздухе, кружился, танцевал |
- слева от … виднеется; - на переднем плане художник пишет …; - прямо перед нами изображены … ; - вдалеке виднеется…; |
- У меня возникает ощущение радости, счастья, праздника, когда я смотрю на эту картину. - Я благодарен художнику, что еще раз могу пережить чувство радости при виде первого снега. - Трудно оставаться равнодушным, когда видишь первый снег. |
Художник – живописец, мастер кисти, пейзажист, автор картины, Аркадий Пластов Создал – написал, показал, запечатлел, передал. Картина – полотно, репродукция, произведение живописи. |
снежинки |
красивые, легкие как пух, похожие на звездочки |
летят, медленно кружатся в воздухе, падают хлопьями |
|||
дети |
радостные, довольные, веселые, счастливые Девочка : в светлом платьице, без пальто выбежала на крыльцо, большие чёрные валенки, лёгкий платок Мальчик: чёрный пиджак, на голову нахлобучил шапку-ушанку, одет по- зимнему
|
выбежали, смотрят, нравится, любуются падающим снегом, с удивлением наблюдает, мечтает покататься на санках
|
|||
береза |
с раскидистыми ветвями, в белой шубе, нарядная, стройная
|
обрадовалась снегу, ждала его |
|||
ворона |
словно темное пятнышко, будто темная «клякса», радостная, гордая, важная |
хочет попробовать снег |
|||
земля |
покрыта пуховым одеялом, снег ей к лицу, белая скатерть
|
|
.
© 2020, Митинская Евгения Михайловна 4909