СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Содержание речевой зарядки в старшем звене на занятиях внеурочной деятельности
К внеурочной деятельности относятся занятия, и самоподготовка. Фонетическую зарядку во внеурочное время рекомендуют проводить перед выполнением домашних заданий. К содержанию и организации фонетической зарядки во внеурочное время предъявляются те же требования, что и в процессе общеобразовательных уроков Назначение фонетической зарядки – подготовить артикуляционный аппарат ребёнка, закрепить вновь сформированные произносительные навыки и на удержание уже имеющихся.
Фонетическая зарядка помогает более прочному усвоению и расширению лексического запаса, а также грамматических навыков и других видов речевой деятельности; играет важную роль при формировании дикции, четкого и ясного произнесения не только звука, слова, но и фразы в целом; облегчает процесс заучивания необходимых для общения фраз и сложной для запоминания лексики; способствует совершенствованию речевого дыхания; создает условия чёткости соблюдения пауз, благодаря этому появляется выразительность речи.
В фонетические зарядки включают наиболее трудный в фонетическом отношении материал из предстоящего занятия, материал учебной программы, а также материал необходимый для общения в речевой практике учащихся, ту или иную ритмико-интонационную модель, группу звуков. которые выполняются учащимися хором и индивидуально, по очереди.при этом используя отраженное и сопряженное проговаривание. При отраженном проговаривании ученик сначала воспринимает речь педагога на слух или слухо-зрительно, а затем пытается произнести услышанное слово по образцу. При сопряженном проговаривании учащийся произносит речевой материал одновременно с педагогом.
Так как при подготовке домашних заданий для слуховой тренировки предлагается материал общеобразовательных предметов, то должно быть согласование содержания работы между учителем и воспитателем. Проводится фонетическая зарядка после оргмомента, её продолжительность – 3-5 минут. Фонетическая зарядка обязательна с 1 по 6 классы, а в более старших классах проводится работа над базовым словарём (слуховой словарь по классам есть у всех).
Материалом фонетических зарядок служат слова, слоги, словосочетания, фразы. Упражнения, направленные на формирование ритмико-интонационных навыков в различных типах предложений: вопросительных, побудительных Помимо специальных упражнений широко используются скороговорки, рифмовки, стихотворения, диалоги, отрывки из прозы.В записанном на доске или в предъявляемом на табличках речевом материале необходимо поставить ударение, надстрочные знаки, указать слитность и паузы Это преследует две цели: добиться, во-первых, максимальной правильности произношения и, во-вторых, его беглости.
. Поскольку время фонетической зарядки очень ограниченно, в известной мере ограниченны и виды работы, которыми пользуется воспитатель
Как правило, это подражание на основе слухового восприятия; чтение слогов, слов или их частей, словосочетаний, фраз; называние картинок; ответы на вопросы, решение примеров и т.д.
На одной фонетической зарядке должна быть обеспечена смена хотя бы двух видов речевой деятельности.( )
Зарядка может включать дыхательные и голосовые упражнения, а также упражнения, направленные на закрепление и дифференциацию звуков. Эти упражнения проводятся преимущественно хором, под дирижирование воспитателя. Наряду с хоровым проговариванием педагог вызывает и отдельных учащихся, главным образом тех, кто допускает связанные с темой зарядки ошибки Если дети научились слушать друг друга, очень полезно привлекать их внимание к произносительным ошибкам товарищей
Предлагаемые новые термины целесообразно представить в графическом виде — написать на доске, табличке; если эти слова есть в учебнике, можно указать на соответствующую страницу. Например:
С______
С___тра стра
Ос_____тра-у-голь-ный
Остроугольный
Остроугольный\ треугольник
Я начертил остроугольный треугольник. (на самоподготовке по математике)
С______ са со су
С____тва С____тво С___тву С___тви
Щ_____
Сущес_____тви-тель-ное
Существительное
Имя существительное
Мы изучаем имя существительное
Имя существительное- это часть речи.(на самоподготовке по русскому языку)
Педагог дает образец правильного произнесения, пользуясь звукоусиливающей аппаратурой, ученик имеет возможность опереться на графический образ слова. Это относится ко всем периодам обучения — с I до XI класса.
Фонетическая зарядка не должна ограничиваться только чтением Необходимо использовать всю имеющуюся наглядность: карточки, картинки, схемы, включать творческие задания, побуждающие ребёнка к самостоятельной мыслительной деятельности. Например: Придумайте слова (по теме занятия ) - названия мебели с данным звуком, слова, где звук стоит в середине, в начале, в конце слова..
Стараюсь заранее позаботиться о подборе речевого материала с продумыванием приёмов, и полистать специальную литературу при подготовке к занятию.
© 2020, Заварухина Людмила Владимировна 688