СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
«Слово «МЫ» сильней чем «Я». Мы - друзья, и мы –семья.»
Социально-личностное развитие- процесс и результат двух взаимосвязанных и взаимообусловленных процессов: социализации и интериоризации, которые направлены на вхождение ребёнка в социокультурную среду. Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации.
Основные структуры личности закладываются в начальный период жизни, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения. В связи с этим проблема социально-личностного развития – развитие ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром - становится особо актуальной на данном современном этапе. Данный факт находит своё отражение в основных федеральных документах, определяющих деятельность органов управления и учреждений образования. Так статьи 9 и 14 Закона РФ "Об образовании" устанавливают общие требования к программам и содержанию образования, которое в первую очередь должно ориентироваться на адаптацию личности к жизни в обществе, на обеспечение самоопределения личности и создание условий для её самореализации.
Социально-личностное развитие ребенка является многогранным процессом, предполагающим присвоение культурных и нравственных ценностей общества, формирование личностных качеств, определяющих взаимоотношения с другими детьми и людьми, развитие самосознания, осознание своего места в обществе. Особо подчеркивая роль социального воздействия на развитие ребенка, Л. С. Выготский видел последствия отклонений в развитии в «смещении тех систем, которые определяют все функции общественного поведения ребенка» определял их как «социальный вывих».
Процесс социально-личностного развития дошкольников включает в себя различные виды деятельности:
- Игровая деятельность – дает ребенку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.
- Исследовательская деятельность – дает возможность ребенку самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений.
- Изобразительная деятельность - позволяет ребенку с помощью работы, фантазии вжиться в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.
- Предметная деятельность– удовлетворяет познавательные интересы ребенка в
определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.
-Наблюдение – обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.
- Коммуникативная (общение) деятельность – объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.
- Проектная деятельность – активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.
- Конструктивная деятельность – дает возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.
Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс социально- личностного развития дошкольников.
Задачи социально-личностного развития дошкольника в старшем возрасте:
-обогащать представления о людях, их взаимоотношениях, эмоциональных и физических состояниях;
-учить «прочитывать» эмоции в мимике, жестах, интонации;
-побуждать к активному проявлению эмоциональной отзывчивости (пожалеть, утешить, угостить и др.);
-воспитывать культуру поведения и общения;
-углублять представления о семье, родственных отношениях; -активно выражать доброе отношение к близким;
-знакомить с формами приветствия, прощания, выражения признательности, обращения с просьбой;
-развивать самоконтроль над своими действиями;
-углублять представления о себе, своём организме, личностных качествах, возможностях, достижениях;
-развивать чувство самоуважения, собственного достоинства; направлять сознание, чувства и действия детей на совершение гуманных и справедливых поступков.
Формы реализации задач:
-фронтальные и подгрупповые занятия;
-индивидуальная работа;
-создание предметно-развивающей среды;
-создание уголка любимых игрушек, «Уголка настроений», стенда «С днем рождения, друг», Уголка ряжения»;
-организация работы с детьми в свободной деятельности: игры-упражнения, снижающие психологическую напряженность, тревогу, агрессию; заучивание забавных стихотворений, где присутствует юмор; поговорки о дружбе, правилах поведения; создание фотоальбомов «Правила детского поведения», «Что же такое хорошо?», «Мной можно гордиться».
Социально-личностное развитие дошкольников многогранно, трудозатратно, часто отстрочено во времени, основная цель- помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений. Социальное развитие- это формирование отношения ребенка к себе и окружающему, а также социальных мотивов, потребностей, самопознание. Процесс социализации начинается в детстве и продолжается всю жизнь.
Я, как педагог, должна обратиться к душе ребенка. Воспитание его души – создание основы нравственных ценностей будущего взрослого человека. Но, очевидно, рациональное воспитание нравственности не затрагивает эмоции ребенка, никогда не приведет к желаемому результату. Образование, навыки, сноровку можно приобрести и позже, но основа самого лучшего в людях – человечности – закладывается именно в дошкольном возрасте, возрасте интенсивного развития чувств и межличностных отношений.
Социализация или усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер.
Перед педагогами стоит очень сложная задача, работая с группой детей, найти такие действенные методы и приемы работы, которые дадут наиболее высокие результаты в социальном и личностном развитии детей.
Большое значение для усвоения этических норм в дошкольном возрасте имеет игра. Опыт социального поведения ребенок может накопить и усвоить, не только получая теоретические знания, которые ему дают родители и педагоги, а, скорее всего, в практической деятельности.
В игре у детей закрепляются навыки социального поведения, они учатся самостоятельно выходить из конфликтных ситуаций, формируются морально – нравственные навыки, такие как отзывчивость, терпимость, дружелюбие, взаимопомощи и др. Они особенно ярко проявляются в игровой, трудовой деятельности детей и в повседневной жизни.
Социально-личностное развитие детей происходит при ситуативных беседах с детьми в режимных моментах, подчеркивая их пользу; при развитии трудовых навыков через поручения и задания, дежурства, навыки самообслуживания, помощь взрослым, участие в расстановке и уборке инвентаря для занятий, в построении конструкций для подвижных игр и упражнений, при формировании навыков безопасного поведения в проведении режимных моментов.
Для организации в группе работы по социально-личностному развитию детей необходимо оборудовать развивающую среду. Предлагаю перечень игровых пособий, способствующих развитию социально-личностных качеств дошкольников. Материал предлагается по направлениям: «Уверенность в себе»
( фотоальбом «Изобрази себя совсем другим», пособие «Как изменить свою внешность», дидактическая игра «Подбери одежду», альбом «Вот какой Я!», презентация «Что может нравиться мне и другим», методическое пособие «Моя копилка»), «Чувства, желания, взгляды», «Социальные навыки».
В трудовой деятельности хотелось бы отметить умение детей взаимодействовать друг с другом, проявлять такие нравственные качества как: дружелюбие, взаимопомощь, любовь к живому, бережное отношение к вещам. Главное в работе педагога при организации трудовой деятельности – это мотивация необходимости выполнения задания, но не менее важным является характер взаимодействия с детьми и эмоциональность самого педагога.
В своей работе (подготовительная к школе группа) наибольший эмоциональный отклик находят у ребят такие ситуации как:
-практические ситуации гуманистического выбора. Дошкольники становятся перед выбором: откликнуться на проблемы других детей или предпочесть личные интересы и проявить безразличие? Например, оставить рисунок себе или включить его в общую посылку больному сверстнику; откликнуться на просьбу помочь или проигнорировать её? Поведение детей в ситуации выбора помогает понять особенности эмоционального и нравственного развития.
-практические ситуации проблемного характера типа «Как быть, что делать?» Это различные ситуации затруднения, которые мы создаём, чтобы пробудить инициативу, самостоятельность, сообразительность, отзывчивость детей, готовность искать правильные решения. Ситуации: отсутствуют краски отдельных цветов, не хватает глины для лепки; меняется место комнатного растения; «стол открытий и удивлений» и т.д. Дети самостоятельно ищут решения, совместно разрешают проблемы.
-практические ситуации «Мы самые старшие в детском саду». Дети учатся проявлять заботу о малышах, у них развивается чувство самоуважения, доброе отношение к маленьким, понимание их проблем. Были организованы ситуации «Порадуем малышей подарками, сделанными своими руками», «Приготовим для малышей концерт», «Покажем сказку», «Поможем сделать снежную горку», «Научим малышей водить хороводы».
-очень увлекают детей ситуации типа «Научи своего друга тому, что умеешь сам». Побуждаем детей к проявлению внимания друг к другу, взаимопомощи и сотрудничеству. Дети делятся опытом, помогаем им войти в роль «учителя», т.е. быть терпеливыми, внимательными и снисходительными к ошибкам и трудностям сверстников. Также дети участвуют в играх-имитациях: смены эмоциональных и физических состояний, имитаций состояний природы и т.д.
КГН прививаются детям в бытовой деятельности и являются постоянной сферой воспитательного процесса. Здесь наиболее полно раскрывается личность ребенка и взаимоотношения его с детским коллективом и взрослыми в поступках и переживаниях, в культуре поведения.
В заключение хочется призвать педагогов в каждодневной и часто становившейся рутинной для нас работе следовать актуальным как никогда словам великого русского педагога К.Д. Ушинского: «Хочу не учить, а душевно беседовать, размышлять сообща и догадываться!».
© 2015, Палехова Юлия Леонидовна 2227