СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
"Социализация детей с ОВЗ через практико-ориентированную
образовательную деятельность в школе-интернате VIII вида"
Цель воспитательной работы - подготовить к жизни человека, физически и нравственно способного жить в современном мире, посильно участвовать в труде и общественной жизни коллектива, приобщаться и устраивать свой быт в социально-культурной жизни общества.
Условиями социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья являются:
– специальные условия обучения и воспитания:
- специализированная коррекционная помощь и психологическая поддержка; выравнивание «стартовых» возможностей ребенка,
- оптимизация социально-психологической среды жизнедеятельности ребенка,
- обеспечение индивидуализации и интеграции в учебной и социально-культурной деятельности;
- создание условий для коммуникации;
Задачи:
Развивать трудовые навыки, навыки ответственного и творческого отношения к труду;
Создать условия для развития каждого ребёнка путём вовлечения в различные виды труда сообразно со способностями, интересами и возможностями;
Привлекать воспитанников к творческим конкурсам, соревнованиям, выставкам;
Укреплять физическое, психическое и нравственное здоровье воспитанников, формировать потребность к здоровому образу жизни;
Содействовать трудовой адаптации и интеграции выпускников школы в обществе;
Основной принцип, который положен в основу воспитательной работы в нашей школе-интернат - это опора на положительные качества ребенка.
Одно из основных направлений адаптации – трудовое, которое реализуется через различные мероприятия.
Исходя из потребностей общества, и имеющейся материально - технической базы в школе ведется профессионально-трудовое обучение по направлениям: столярное дело, швейное дело, подготовка младшего обслуживающего персонала.
На уроках столярного дела учащиеся получают элементарные навыки владения столярными инструментами и их назначением, знакомятся с простыми операциями по обработке древесины, а на уроках швейного дела учащиеся производят изделия необходимые для школы и для себя.
Особое значение в трудовом воспитание оказывает коллективно творческая деятельность, ведь именно в процессе коллективно творческой деятельности ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового, наконец, просто знакомятся и приобретают друзей. Таким образом, идут два важных процесса одновременно – формирование и сплочение коллектива и формирование личности школьника.
Система воспитательной работы реализуется через внеклассные мероприятия, классные часы, беседы, экскурсии, практическую деятельность, внеклассное чтение, дидактические игры, занятия по социально-бытовой ориентировке в форме деловых игр в старших классах и сюжетно-ролевых игр в младших классах.
Обучение правилам дорожного движения, профилактику по ПДД следует рассматривать как составную часть учебно - воспитательной работы школы. Формы обучения воспитанников ПДД очень разнообразны: тематические и практические беседы, занятия, просмотр видеоматериалов, оформление выставки рисунков, проведение Недели безопасности. Проводятся инструктажи с воспитанниками, встречи с инспектором. Наша школа направляет все силы на то, чтобы каждый воспитанник научился беречь свою жизнь, здоровье, уважал законы дороги.
Большая работа ведется по пропаганде ЗОЖ. Оформлены папки и стенды по ЗОЖ.
Работает Совет профилактики, Наркопост. Дети знакомятся с основами здорового образа жизни.
Организуемая воспитателями деятельность воспитанников ориентирует их на осознание социально-культурных ценностей: человек, семья, природа, общество, труд, доброта, красота, дружба (это и участие в праздниках, выпуск стенгазет, концерт, викторины, использование номеров художественной самодеятельности, успешное дежурство по школе).
В школе работает 4 кружка. Дополнительное образование создает условия и предоставляет возможность каждому ребенку выбор кружка в зависимости своего индивидуального пути для:
- развития способностей, интеллектуальных и творческих возможностей обучающихся, их самовыражения и самоопределения;
- повышения и поддержания познавательного интереса детей;
- свободный выбор учащимися кружков;
- создание ситуаций для успешной деятельности и социализации каждого ученика.
Занятия, проводимые в рамках дополнительного образования основываются на народных традициях.
Реабилитация учащихся творчеством дает нашим детям возможность самовыражения, приобщение к чему- то неизвестному, дает простор воображению. А самое ценное, что обращение к творчеству создает мощнейшую мотивацию для учебно-познавательной деятельности, успешной реабилитации и социализации.
Занятость воспитанников в кружках и секциях 100%. Занятия в кружках и секциях не проходят даром, систематически наши воспитанники участвуют в фестивалях, концертах, спортивных соревнованиях, где занимают призовые места. Занятия в кружках и секциях повышают статус ребёнка в классе, обогащают социальный опыт детей, проявляется развитие личности, происходит коррекция нежелательных форм поведения и психологических проблем, снижается отрицательное влияние улицы.
Следующим направлением деятельности является спортивно-оздоровительная работа, которая включает в себя проведение недель здоровья и спорта, ежедневные спортивные часы, в которых отражены спортивные мероприятия, весёлые старты, игры, направленные на привитие учащимся культуры здорового образа жизни. Физическое направление социальной реабилитации позволило несколько повысить физическую тренированность и активность. Они важны в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, так как им предстоит в дальнейшем заниматься преимущественно физическим трудом.
Одна из важнейших задач по социализации, стоящих перед школой - это профориентационная работа и трудоустройство выпускников.
На сегодняшний день налажено сотрудничество со следующими учебными заведениями ПУ Усть-Абакана, ПУ Черногорска и ПУ Абакана. В Дни открытых дверей в профессиональных училищах наши учащиеся встречаются с преподавателями, мастерами.
В основном выпускники выбирают строительные специальности: каменщик, штукатур-маляр, а так же учатся на механизаторов, швей и успешно адаптируются, интегрируются в обществе.
Не останавливаясь на достигнутом, коллектив школы нацелен на следующие задачи:
-в рамках практико-ориентированной социальной деятельности школы формировать у учащихся знания о социуме, о социальной структуре общества, правилах поведения в общественных местах;
-создать условия для обеспечения безопасного и бесконфликтного существования ребенка в школе-интернате и внешкольного пространства;
- стимулировать социально значимые интересы, потребности;
- развивать осознание учащимися своих возможностей и личностных особенностей, способность соотнести их с жизненными планами;
- проводить работу по профориентации в соответствии с индивидуальными психолого-педагогическими возможностями ученика, потребностями местных предприятий, условиям жизни;
- и самое главное, создать ситуацию успеха путем выявления и максимального использования талантов и способностей каждого ребенка в процессе его подготовки к жизни.
Таким образом, социализация детей с ограниченными возможностями здоровья предполагает не только определенный уровень их трудовой адаптации, но и возможность ориентироваться в окружающей жизни, соблюдая определенные правила и нормы поведения.
Работа, систематически проводимая в этом направлении, способствует совершенствованию содержания воспитания, создаёт всесторонние условия для развития и самореализации воспитанников и несомненно принесет положительные результаты.
© 2015, Ахмедова Феруза Саипджановна 2649