СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ СЕЛЬСКОГО ДЕТСКОГО САДА А.П. Шумарина
В период практической реализации основных идей и направлений модернизации российского образования возрастает потребность в качественном обновлении системы образования. Автор убежден, что без существенных изменений в отношении воспитателя детского сада к себе, как к субъекту профессиональной деятельности, качественное обновление системы дошкольного образования будет невозможно.
Определив свою позицию как субъекта, воспитатель детского сада способен превращать собственную жизнедеятельность в предмет творческого преобразования, относиться к себе как профессионалу, оценивая свою профессиональную деятельность, контролировать ее ход и результаты. По мнению автора, необходимо инициировать создание условий для становления субъектности у взрослого населения села, направленной на оздоровление сельского социума, создание культурно-развивающего пространства. Большое внимание в данной статье посвящено формированию механизма социальной активности воспитателя сельского детского сада в условиях социального партнерства.
Ключевые слова: образование, детский сад, воспитатель, творчество, активность.
Реализация гуманистических принципов воспитания в образовательном учреждении сельского социума – детском саду, активизация профессиональной и социальной деятельности воспитателя малокомплектного дошкольного учреждения предопределяет такую организацию педагогического взаимодействия, в которую воспитатель был бы включен субъектно, т.е. занимал субъектную позицию. Мы убеждены, что без существенных изменений в от- ношении воспитателя к себе, как к субъекту профессиональной деятельности, качественное обновление системы образования будет невозможно.
Определив позицию субъекта, воспитатель способен превращать собственную жизнедеятельность в предмет творческого преобразования, относиться к себе как профессионалу, оценивая свою профессиональную деятельность, контролировать ее ход и результаты. На опреде- ленном уровне развития личности возникает субъектность, которая определяет своеобразие внешнего поведения человека, способствует наращиванию профессиональных качеств личности, являясь условием их обогащения, амплификации. Субъективные свойства особенно ярко проявляются у личности с ярко выраженным отношением к жизни.
Ведущей характеристикой субъектной позиции воспитателя дошкольного учреждения выступает наличие субъект – субъектных отношений с воспитанниками. Для реализации данных отношений необходимо создать условия, основанные на реализации модели личностно-ориентированного взаимодействия, способствующего лично- стному развитию ребенка в его духовном и нравственном становлении, где ребенок выступает как субъект отношений. Остановимся на конкретной характеристике организации развивающего пространства формирования субъект – субъектных отношений воспитателя с участниками образовательного процесса, которая включает:
В настоящее время необходимо инициировать создание условий для становления субъектности у взрослого населения села, направленной на оздоровление сельского социума, создание культурно-развивающего пространства, в рамках которого проявляются творческие, познавательные, эмоционально-чувственные, эстетические и духовно-нравственные способности, как воспитателя, так и ребенка, посредством раскрытия субъектных качеств личности. Сельский социум выступает при этом как поле самореализации и самотворчества как ребенка, так и взрослого населения. Гуманизации человеческих взаимоотношений будет способствовать организация сотрудничества детей и взрослых в творческой деятельности, созидание личностно и общественно значимых видов совместной деятельности ребенка с взрослым и самостоятельной деятельности дошкольников. Все это создает возможность реализации субъектной позиции в деятельности и общении, становится основой развития коммуникативной компетентности и творческих качеств личности воспитателя сельского дошкольного об- разовательного учреждения.
Субъектная позиция воспитателя в сельском социуме будет проявляться в личностно-целевой ориентации, активности, уникальности, созна- тельной свободе выбора и ответственности.
Одним из направлений деятельности воспитателя сельского детского сада выступает обогащение творчески развивающей среды сельского социума, которая переходит из ведомственной системы образования в социально-образовательную сферу, где образовательные процессы соотносятся с другими социокультурными процессами, и в результате чего повышается качество дошкольного образования сельских дошкольников. С другой стороны, в процессе создания такой среды осуществляется творческая самореализация воспитателя детского сада в сельском социуме, как результат его творческого саморазвития.
Мы разделяет точку зрения В. Слободчикова в том, что главная больная точка современного образования – это разрушение межпоколенных отношений, отчуждение и противостояние общности людей, неоформленность национальных, культурных, образовательных, а теперь уже наследственных ценностей и смыслов; культурная неоформленность свершившегося в сельском социуме, стихийное образование возрастных когорт, которое в перспективе приобретает деструктивный характер.
Поэтому одной из главных задач сельского воспитателя выступает создание пространства совместной жизнедеятельности и встреч всех воз- растных групп, определение целей совместной (общественной) жизни, через соучастие, при котором и происходит не только образование человека, но и создается возможность выступать и взрослому и ребенку в субъектной позиции. А это, в свою очередь, позволит восстановить и выстроить исторические, духовные, культурно- образовательные, в том числе и политико-обще- ственные ценности конкретной общности на конкретной земле.
Преобразованию работы системы образования в сельском социуме способствует организа- ционное развитие образовательного дошкольного учреждения, которое протекает в рамках социального партнерства. Под организационным развитием понимается деятельность, направлен- ная на расширение общественных связей орга- низаций, формирование ее позиции имиджа, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности и благосостоянию организации.
Социальная активность сельского воспитателя дошкольного учреждения – это качество лич- ности, которое проявляется в его деятельности, энергичном, открытом характере, способности пробудить других членов социума к активной деятельности, направленной на преобразование общественных отношений и самого себя. Эта деятельность осуществляется в рамках социального партнерства и способствует оздоровлению со- циокультурной среды жизнедеятельности, развитию творческого потенциала каждого субъекта социума и их творческой самореализации в личностной и социально значимой деятельности.
Социальное партнерство – это цивилизованная форма общественных отношений в социально-трудовой сфере, обеспечивающая согласова- ние интересов работников, работодателей (пред- принимателей), органов местной власти, местного самоуправления путем стремления к договоренности, выработки и осуществления единой позиции по социально-экономическим и политическим направлениям.
На уровне сельского социума субъектами социального партнерства выступают педагоги детского сада, работники сельского совета, дома культуры, библиотеки, медпункта, магазина, государственные служащие, представители общественных организаций.
Эффективными формами социального парт- нерства являются:
Библиографический список
-80%
© 2023, Абрамова Евгения Михайловна 199