СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Советы родителям будущих первоклассников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ.

Начало школьного обучения – важный этап в жизни ребенка. У родителей он вызывает: гордость за своего уже «взрослого» человечка, волнение, связанное с ожиданием и надеждой на его успехи, и страх перед неизвестным.

Каждого родителя перед школьным обучением ребёнка волнуют вопросы: в каком возрасте следует начинать готовить ребенка к школе, справится ли он со школьными нагрузками, сможет ли хорошо учиться? Как подготовить его к школе и как помочь преодолеть школьные трудности? Как выбрать школу для ребенка?

Первое, что приходит в голову, когда мы слышим слова “подготовка к школе” - учиться читать, считать и писать. К сожалению, не все родители знают, что школа обязана взять ребёнка даже, если он всего этого не умеет. Несмотря на этот факт, такие умения не будут лишними при поступлении в школу. Во-первых, потому что большинство одноклассников будут иметь навыки счёта, чтения и даже письма. А, во-вторых, это хорошая база, на которую будет легче ложиться программа 1 класса.

Чтобы подготовить ребенка к школе, недостаточно научить его читать и писать.

До школы ребенка, конечно, тоже обучают, но это совершенно другие методы (более игровые), другая нагрузка во временном плане (это не 5 уроков по 40 минут!), другие требования (его не будут заставлять продолжать дело, если заметно, что он устал), другая форма организации учебы (дошкольники не сидят за партами большую часть дня, а имеют возможность посидеть на полу, поваляться и т.п.).

Нужен еще определенный уровень физического, психического и личностного развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы. Само понятие «готовность к школе» состоит из несколько составных частей.

Это психологическая, личностная и физическая готовность. Для успешной учебы ребенок должен достичь определенного уровня развития во всех этих сферах, каждая из которых включает в себя несколько компонентов.

Физиологическая готовность ребенка

Школьное обучение требует от малыша большой физической нагрузки, способности управлять своим телом. Нередко именно от недостаточного физического развития дети отстают в учении. К моменту поступления в школу должны быть развиты: ловкость, координация движений, гибкость, сила, выносливость.

1. Из-за недостаточного развития мышц руки у ребенка возникают графические трудности: описки, пропуски букв. Если ребенок пишет шариковой ручкой или фломастером, то их тяжесть и объем плохо ощущаются недостаточно развитой кистью малыша.

2. Перед школой ребенок должен научиться строго соблюдать режим дня.

Ребенку следует объяснить, что если гулять, играть, заниматься, принимать пищу в одни и те же часы, то весь день будет проходить в определенном порядке и на все хватит времени. Очень важно, чтобы ребенок вовремя ложился спать и вовремя вставал. Иначе он с трудом будет просыпаться в назначенное время, на уроках будет сонным и вялым.

Чтобы повысить активность и ответственность ребенка, составьте вместе с ним распорядок дня, предложите нарисовать основные режимные моменты. Это его заинтересует и вызовет желание следовать определенному порядку. Чаще спрашивайте: «Что нам делать дальше по режиму? Чем заниматься?». Малыш должен до школы научиться контролировать себя, определять, много или мало времени затрачено на игры, занятия, прием пищи. Режим поможет стать ребенку организованным, дисциплинированным, аккуратным.

3. Больше двигаться.

Маленькие дети просто не выносят неподвижности. Подвижный ребенок – здоровый ребенок. Движения способствуют полноценному, глубокому дыханию, благоприятно влияют на обмен веществ, состояние сосудов, улучшают работу всех систем организма. До школы ребенок должен научиться прыгать, бегать, метко попадать в цель. Развивая точность движений, вы готовите будущего школьника к овладению навыками письма.

Приучайте ребенка делать утреннюю гимнастику. Она снимает сонливость, вселяет бодрость, уверенность и хорошее настроение. Гимнастика должна выполняться весело, энергично, с определенной затратой сил.

Психологическая готовность к школе.

Ребенок должен хотеть учиться именно ради приобретения знаний, стремиться к получению положительного результата, руководствуясь указаниями учителя. Он должен уметь управлять своим поведением, а также осознавать, к чему приведут те или иные действия.

Умственная деятельность ребенка перед школой становится управляемой. Новый виток развития получают познавательные процессы: внимание, память, мышление. Ребенок должен уметь волевыми усилиями сосредотачивать внимание на чем-либо и удерживать что-либо в памяти произвольно, целенаправленно. Именно эта способность сознательно выполнять те или иные умственные действия потребуется от ученика. Меняется и структура детской деятельности. Ребенок должен контролировать свои действия и оценивать их результат. Поэтому важно развивать познавательную сферу дошкольника: учить стихи и песни, читать и обсуждать с ним книги, вместе задавать вопросы и искать на них ответы. Учите его не просто видеть, но и наблюдать, не только слушать, но и слышать, учите запоминать, добиваться решения поставленной задачи. Итак, что же является психологической готовностью ребенка к школе?

Интеллектуальная готовность

Начать обучение ребенку поможет соответствующий уровень развития познавательных процессов, багаж знаний о мире, математическая подготовленность и достаточный уровень развития речи, т. е. интеллектуальная готовность. Познавательные процессы (внимание, восприятие, память, мышление, воображение) – основа интеллекта. Поэтому в планы занятий с ребенком включайте игры, развивающие произвольное внимание, зрительную и слуховую память, словесно-логическое и наглядно-образное мышление, воображение. Формируйте умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, умение планировать и осуществлять самоконтроль.

Общая осведомленность

Ее высокий уровень – показатель того, что малыш достаточно любознателен. В 5-6 лет дети задают множество вопросов: «Откуда оно берется, как оно устроено…» А если нам некогда, мы устали, то и вопросы остаются без ответа. А наши ответы – основной источник познания мира. Чем подробнее и доступнее вы будете отвечать на вопросы, чем больше будете беседовать с малышом, тем лучше подготовите его к восприятию учебного материала. Если вопросов мало, значит, уровень любопытства малыша невысок. В школе ему будет трудно среди более осведомленных сверстников, сложнее будет понять новый материал.

Наблюдательность один из важнейших компонентов, способствующих развитию общей осведомленности ребенка. Наблюдательность тесно связана с памятью и мышлением. Чтобы подмечать малозаметные, но существенные детали, необходимо много помнить об аналогичных объектах, а также уметь сравнивать и выделять общие и отличительные признаки. Учите ребенка наблюдать и размышлять!

Личностная готовность

Личностная готовность означает, что дошкольник начинает осознавать свое место среди других людей, у него формируется внутренняя социальная позиция, а также стремление к новой роли – роли школьника. Он начинает осознавать свои переживания, у него формируется самооценка, устойчивая структура мотивов. В этом возрасте появляется потребность в уважении и признании со стороны взрослых, желание выполнять важные для других, «взрослые» дела, самому быть «большим». Это также потребность в признании сверстников, он предпочитает коллективные формы взаимодействия, но, в то же время, стремится быть первым в играх и других видах деятельности. У него формируется потребность поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами.

Нужно научить его соотносить свои желания и действия с требованиями реальной жизни.

На это обратите особое внимание. Не привыкнув соблюдать определенные правила, не научившись быть ответственным, выполнять установки внутри семьи, ребенок будет воспринимать с чувством внутреннего протеста те нормы и требования, с которыми ему придется столкнуться в школе. Нужно развивать у него умение взаимодействовать с педагогом и одноклассниками, подчиняться школьным правилам.

Личностная готовность включает в себя несколько понятий (читаю в слайде)

Мотивация (насколько развит у ребенка интерес к знаниям)

Очень непростой аспект подготовки ребенка к школе – мотивационная готовность (мотивы, которые побуждают его принять новую жизнь, как нечто желанное). Мотивы зависят, в первую очередь, от того, как относятся к учебе родители. Одно дело – отдавать ребенка в школу потому, что так положено, и совсем другое – считать учебу важным элементом жизни малыша, а его успехи или неуспехи – областью интересов всей семьи. Чтобы мотивы ребенком были осознанными: «в школе узнают много нового, интересного», вы старайтесь проводить занятия перед школой в игровой, увлекательной форме с использованием практических задач и упражнений, чтобы ребенок был уверен, что он справится с любым заданием. Мотивационная готовность к школьному обучению - иными словами у ребенка должно быть желание учиться в школе. При этом предполагается, что ваш сын или дочь хотят ходить в школу не потому, что там учится старший брат или сестра и не потому, что хочется всем похвастаться своим новым портфелем, хотя и в этих мотивах нет ничего плохого. Однако вы можете быть уверены в том, что ваш ребенок достиг личностной зрелости (и действительно необходимых для учебы мотивов) только тогда, когда за его желанием пойти в школу стоит, во-первых, стремление получать новые знания, умения и навыки, реализовывать интеллектуальную активность, а во-вторых, потребность в новом социальном статусе - желание не просто учиться, играя, а участвовать в серьезной деятельности, результаты которой положительно оценят значимые взрослые и другие дети.

Волевая готовность Самоконтроль

Произвольность поведения – умение подчинять собственной воле непосредственные желания – обязательное условие готовности к обучению. Малышу нужно будет вовремя прийти на урок, сидеть в классе положенное время, поднимать руку, чтобы ответить на вопрос, выполнять задания. Если он не научился слушаться родителей и воспитателей в детском саду, он наверняка будет «трудным» учеником. Умение слушаться не что иное, как умение следовать правилам, которое вырабатывается в процессе коллективных игр. Коллективные игры помогут ему не только научиться взаимодействовать, сотрудничать со сверстниками, но и выполнять правила. Зрелость эмоционально-волевой сферы также подразумевает способность ребенка справляться со своими отрицательными эмоциями. Понаблюдайте за деятельностью вашего сына/дочери, например за совместной со взрослым игрой. Проявляет ли ребенок тревожность или раздражительность? Как реагирует на критику его действий? Продолжает ли игру, если у него что-то не получается? Проявляет ли он чрезмерные эмоции (крик, плач, обиды на более удачливых игроков), если проигрывает?

Нужно научить его соотносить свои желания и действия с требованиями реальной жизни.

На это обратите особое внимание. Не привыкнув соблюдать определенные правила, не научившись быть ответственным, выполнять установки внутри семьи, ребенок будет воспринимать с чувством внутреннего протеста те нормы и требования, с которыми ему придется столкнуться в школе. Нужно развивать у него умение взаимодействовать с педагогом и одноклассниками, подчиняться школьным правилам.

Не менее всего вышесказанного важна и социальная зрелость ребенка. Это неоднозначное понятие. Оно включает в себя одновременно несколько показателей личностной готовности к школе:

1. умение и желание общаться со сверстниками. Мы можем говорить о наличии этого свойства, если ребенок стремится к общению с другими детьми, умеет подчинять свое поведение законам детской группы и правилам игры, имеет опыт приемлемого (без насильственных действий) решения конфликтов и т.д.

2. умение строить адекватные отношения со взрослыми с учетом ситуации общения. Нормально развивающийся ребенок должен понимать, что со взрослыми в школе (и других общественных учреждениях) нужно вести себя не так, как с родителями, бабушкой, дядей или другом отца. Первоклассник должен уметь соблюдать достаточную дистанцию в общении с педагогами (обращаться на "Вы", не стремиться к излишнему тактильному контакту, использовать лексику, допустимую для общения со взрослыми и т.п.). Девочки и мальчики 6 лет должны понимать условность ситуации обучения, где есть роли ученика и учителя, и даже если учитель шутит или играет с детьми, то им все равно не следует выходить за рамки своей роли ученика

Частью готовности к школе считается мышечная зрелость кистей рук. Развитая мелкая моторика способствует успешному развитию речи. Пусть ребенок больше рисует красками и карандашами, лепит из пластилина или глины, делает аппликации, оригами, работает с мозаикой и конструктором. Эти занятия хорошо развивают мелкую моторику руки и зрительную координацию, необходимые для овладения письмом. Можно предложить малышу дорисовать ваши рисунки, обводить точечные изображения или аккуратно раскрашивать картинки. А разнообразные пальчиковые игры, которые нравятся любому ребенку, развивают координацию движений.

Эти виды деятельности приучают малыша к усидчивости, формируют трудолюбие и готовят его к овладению сложнейшим и важнейшим навыком – письмом.

    1. Старайтесь, как можно больше давать возможность ребенку играть в игрушки и разные игры (подвижные, развивающие, настольные, групповые и т.п.). Дети, которых начинают готовить к школе в 4-6 лет, приходят в школу «недоигранными». И в школе у таких детей возникают проблемы с поведением во время урока – они часто отвлекаются и пропускают важное в материале урока.
    2. Важная задача перед родителями – научить ребёнка доводить начатое дело до конца, пусть это будет занятие трудом или рисование, значение не имеет. Для этого нужны определённые условия: ничто не должно его отвлекать. Многое зависит и от того, как дети подготовили своё рабочее место. Например, если ребёнок сел рисовать, но не приготовил заранее всё необходимое, то он будет постоянно отвлекаться: надо заточить карандаши, подобрать соответствующий листок и т. д. В результате, ребёнок теряет интерес к замыслу, затрачивает время впустую, а то и оставляет дело незавершённым.

Большое значение имеет отношение взрослых к делам детей. Если ребёнок видит внимательное, доброжелательное, но вместе с тем требовательное отношение к результатам его деятельности, то он сам с ответственностью относится к ней.

В качестве небольшого заключения, хочется отдельно отметить: готовя ребёнка к школе, избегайте превалирования каких-либо оттеночных высказываний, негативных либо позитивных. Малыш ещё очень чутко относится к Вашему мнению. Попытка изобразить учёбу сплошными радужными красками приведут лишь к последующим разочарованиям. В жизни Вашего малыша ещё очень много различных дорожек, запутанных и прямых, каменистых и ровных, он должен быть готов к этому. И не забывайте о том, что самое главное знание в жизни Вашего первоклашки – это то, что его родители всегда рядом и готовы помочь и что первые шаги в новую жизнь Вы делаете вместе. Помните, вы для своего ребенка – самый лучший друг. Находите малейшие поводы, чтобы похвалить его, терпеливо, день за днем помогайте ему преодолевать ошибки!

21.10.2018 00:47


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!