© 2023 142
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Человек, являясь социальным существом, с первых месяцев жизни испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается — от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Данное обстоятельство определяет потенциальную непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности.
Признание самоценности дошкольного возраста и отношение к нему как уникальному периоду развития личности определило задачу расширения возможностей каждого ребенка для компетентного выбора своего жизненного пути, который будет определяться личностной ориентированностью на другого человека, осведомленностью в правилах осуществления общения, активностью в разных видах деятельности.
На основании вышесказанного следует, что одним из главных факторов формирования личности ребенка является развитие его коммуникативных навыков. В результате развития этих навыков мы получаем коммуникативные умения.
Коммуникативные умения — это сложные и осознанные коммуникативные действия, основанные на теоретических знаниях и практической подготовленности ребенка к общению.
Характеризуя данное определение, можно подчеркнуть:
- коммуникативные умения являются сложными, включающие в себя простые умения;
- простые коммуникативные умения в ходе постоянных упражнений автоматизируются и доводятся до навыка;
- коммуникативные навыки входят в состав коммуникативных умений и конкретизируют последних своим содержанием;
- коммуникативные умения являются осознанными коммуникативными действиями детей;
- коммуникативные умения основаны на теоретических знаниях и практической подготовленности.
Таким образом, коммуникативные умения включают в себя знания, элементарные умения, навыки, необходимые в процессе общения для выбора и осуществления адекватных коммуникативной ситуации действий.
Что же играет особую роль в развитии коммуникативных навыков? Конечно же общение, главным образом со взрослыми.
Рассмотрим подробнее форму совместной взросло-детской деятельности.
В своих работах Д.Б. Эльконин подчеркивал, что для ребенка образ взрослого, является не просто образом другого человека, а образом самого себя своей собственной будущности, воплощенным в лице «другого».
Д.Б. Эльконин предполагал, что «с определенного момента развития ребенок — это всегда «два человека» - Он и Взрослый». Именно процессы взаимодействия ребенка со взрослыми являются сверстниками лежат в основе развития и становятся основой дальнейшего развития его личности.
Совместная деятельность — взаимосвязь двух явлений — взаимодействия и взаимных отношений, которые отличаются высокой динамичностью и процессуальностью (Е.В. Шорохова).
Можно утверждать, что в процессе возникающего взаимодействия происходит информационный и деятельностный обмен, взаимовлияние друг на друга, что приводит к определенным изменениям в каждом из участников.
Характер совместной деятельности определяется не только наличием совместных действий, но и внешними проявлениями активности детей. Важным для нас является положение о том, что взаимодейсвие в ходе совместной деятельности, организованной по типу сотрудничества, не исключает, а наоборот, предполагает ведущую роль взрослого. Взрослый создает условия для личностного развития дошкольников, проявления ими самостоятельности, элементарной творческой активности, приобретения опыта сотрудничества. Основной функцией взрослого становится не трансляция информации, а организация совместной деятельности по ее освоению, решению различных задач.
Выбор форм организации совместной взросло-детской деятельности как средства формирования коммуникативных умений обусловлен становлением у дошкольника внеситуативно-деловой формы общения со сверстниками и внеситуативно-личностной формы общения со взрослыми.
Организация партнерства, сотрудничества сформирует устойчивую систему ценностей ребенка.
Однако совместная взроло-детская деятельность сложна по своей структуре, и предполагает участие взрослого и ребенка в различных ролевых позициях.
Одной из форм организации деятельности дошкольника является совместные игры — творческие, подвижные, дидактические, развивающие игры со взрослыми.
Игра — это основной вид деятельности детей дошкольного возраста.
В старшем дошкольном возрасте дети отдаю предпочтение играм с правилами. Такие игры ставят перед детьми необходимость договориться.
В основном проблема общения рассматривается в сюжетно-ролевых играх. В ролевой игре существуют два вида общения: игровое и организационное. Игровое — определяется сюжетом. Организационное — выбор темы игры, определение состава, распределение ролей.
Дидактическая игра приобретает самостоятельность и сосуществует с обучением на занятиях.
Важным является тот факт, что отношения в игре определяются ролевыми отношениями. Обогащение роли определенным коммуникативным содержанием будет способствовать овладению детьми способами общения и дальнейшему переносу этих способов в реальную жизнь.
Таким образом, можно сделать следующее заключение: с позиции теории игры в психологии и педагогике обосновывается и признается ее роль в развитии личности ребенка, которую они приобретают при овладении коммуникативными умениями. Игра имеет под собой содержательную основу общения дошкольников, и поэтому является средством формирования коммуникативных умений.
© 2023 142