СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Совместная деятельность взрослых и детей в театрализованной деятельности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Совместная деятельность взрослых и детей в театрализованной деятельности»

Организация совместной театрализованной деятельности взрослых и детей помогает развивать интересы и способности ребенка; способствует общему развитию, проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия; развитию ассоциативного мышления, настойчивости, целеустремленности; проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развиваются умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки, Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.

Актуальность данной темы определяется необходимостью воспитания творчески мыслящей личности, способной находить нестандартные решения жизненно важных задач.

Педагогам дошкольного учреждения необходимо уделять большое внимание организации и содержанию предметно-развивающей среды. Уголок по театрализованной деятельности должен содержать театрально-игровые атрибуты для игр-драматизаций, инсценировок; разные виды кукольного театра (пальчиковый, перчаточный, теневой, настольный, театр петрушек, театр картинок и др.); костюмы, элементы костюмов; маски, а также театрально-игровое оборудование (ширмы, простейшие декорации, изготовленные детьми). Для проведения театрально-игровой деятельности необходимо использовать различные аудиозаписи музыкальных произведений, литературных произведений, записи звукошумовых эффектов и многое другое.

В свободное время воспитатели групп совместно с детьми могут заниматься изготовлением игрушек для различных видов театра: кукол «Живая рука», театр игрушек «Яичные скорлупки», конусных игрушек, игрушек из подручного материала, игрушек из коробок, игрушек-дергунчиков, картинок на фланелеграфе, игрушек из деревянных ложек, вязаных кукол и т. д.

Основные задачи организации театрализованной деятельности:

1. Последовательное знакомство детей всех возрастных групп с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, балет, театр музыкальной комедии, народный балаганный театр).

2. Поэтапное освоение детьми различных видов творчества (по возрастным группам).

3. Совершенствование артистических навыков детей (переживание и воплощение образа, моделирование образцов социального поведения в заданных условиях.

Первое знакомство детей с театральной куклой происходит в двухлетнем возрасте. Малыши смотрят кукольные спектакли в исполнении старших дошкольников, воспитателей.

Организация театрализованной деятельности детей 3-4 лет начинается с обучения простейшим приемам управления куклами настольного театра. Детям предлагается придумать небольшие истории, происходящие с игрушками, чтобы ребенок мог сам сочинить диалоги. При этом помощь оказывается только наводящими вопросами, чтобы не давать готового образца для подражания. Здесь очень важна роль взрослого, так как речь детей 3-4 лет еще не очень развита. Истории, сочиненные малышами, примитивны, но необходимо радоваться вместе с детьми любому проявлению творчества, стремиться, чтобы желание поиграть с куклой появилось у каждого ребенка.

При организации театрализованной деятельности с детьми 3-4 лет необходима атмосфера доброжелательности, взаимного доверия, уважительного отношения друг к другу. Ребенок может творить только тогда, когда чувствует доброжелательное отношение к себе своих сверстников и взрослых.

Следующий этап – это работа над этюдами, которые помогают детям постигать секреты управления театральными куклами, основы актерского мастерства. Малыши в игровой форме учатся выражать свои чувства и понимать чувства других людей.

Работа над этюдами развивает ребенка, дает ему необходимые навыки для участия в кукольном спектакле, а затем в драматическом и других видах спектакля. Только разбудив фантазию ребенка, создав обстановку творческого сотрудничества, можно приступить к постановке спектакля. Участие в нем всегда праздник для ребенка. Дети 3-4 совместно с педагогами разыгрывают с настольными куклами хорошо им знакомые русские народные сказки: «Курочка Ряба», «Маша и медведь», «Колобок» и др.

Педагоги обращают внимание на то, какое впечатление оказывает тот или иной спектакль на детей, так как в возрасте трех лет у ребенка появляется первый интерес к роли, являющийся своеобразным зеркалом, в котором отражаются взаимоотношения между людьми. Игровые действия, которыми овладел к этому моменту ребенок, наполняются содержанием той роли, которую он выбирает.

Театрализованная игра становится более продолжительной по времени, потому что дети могут дольше удерживать внимание на объекте, не переключаясь; активнее вовлекаться в игровую ситуацию, в импровизацию. В группе для детей 3-4 лет используются различные виды театрализованной игры: разминки, этюды, игры с движением, импровизации, игры – инсценировки, сказки, спектакли, а так же различные виды театра: настольный, на ширме, на фланелеграфе. Воспитатели большое внимание уделяют вовлечению детей в процесс проигрывания роли, затем ребенок включается в роль в разных ситуациях: показывая представление куклам, непосредственно входя в роль или обыгрывая сюжет.

Организуя театрализованную деятельность, педагоги знакомят детей 3-4 лет с элементарными правилами поведения в театре, с устройством театрального помещения, позволяющими им полно воспринимать театр в целом.

В группе для детей 4-5 лет все виды и формы проявления театрализованной игры усложняются. Главным двигателем творчества в этом возрасте являются возрастающий интерес к художественной деятельности, активное владение детьми игровыми умениями (следить за развитием взаимодействия персонажей спектакля, разыгрывать роли, при этом красиво двигаться, управлять интонацией, выражать эмоцию в мимике).

В 4-5 лет у детей появляется интерес к разнообразию ролевых воплощений, поэтому педагоги прослеживают количество проигрываемых каждым ребенком ролей. Качество исполнения роли пока не сильно беспокоит ребенка – он только учится играть и чувствовать роль. Воспитатель, действуя, как мудрый партнер и режиссер, анализирует возможности ребенка и выстраивает перспективу его артистизма.

Педагог дает ребенку как можно больше образцов-эталонов (ролей, действий, сюжетов, чтобы научить его драматизации. Показывая отдельные игры-драматизации, сценки или драматические представления, воспитатели тем самым удовлетворяют потребность детей в художественном зрелище. Сюжеты, оказывающие сильное впечатление на ребенка, вызывают в нем большое желание подражать, то есть играть роли.

С детьми 4-5 лет проводятся различные виды театрализованных игр: разминки, этюды, игры с движением, импровизации, игры-инсценировки, сказки, спектакли.

Театрализованная деятельность детей 4-5 лет значительно усложняется в связи с их возросшими возможностями. Педагоги представляют ребятам сюжеты на выбор: дети могут их показывать в настольном театре, проигрывать в драматическом театре, в этюдах, играх.

Приемы работы над ролью также существенно меняются: активно используются творческие задания («Покажи, как Красная Шапочка смотрится в зеркало», вовлечение в диалог (например, в играх-инсценировках про парикмахерскую, в импровизацию.

Большое значение также уделяется роли педагогического театра как образца творческого поведения взрослых, что является необходимым в развитии творческих способностей детей.

Дети 5-6 лет продолжают совершенствовать свои исполнительские умения, а педагоги в свою очередь учат их самостоятельно находить способы образной выразительности, развивать чувство партнерства. Новым аспектом совместной деятельности педагога и детей становится приобщение ребят к театральной культуре, т. e. знакомство с назначением театра, историей его возникновения в России, устройством здания театра, деятельностью работников театра, видами и жанрами театрального искусства (музыкальный, кукольный, театр зверей, клоунада, опера, балет и т. д.).

Происходит углубление театрально-игрового опыта за счет освоения разных видов игры-драматизации и режиссерской театрализованной игры. Драматический конфликт, становление характеров, острота ситуаций, эмоциональная насыщенность, короткие, выразительные диалоги, простота и образность языка – все это создает благоприятные условия для проведения игр-драматизаций на основе сказок. В режиссерских играх проявляется эмоциональный опыт детей, его отношение к сюжету сказки (если конец сказки печальный, ребенок может его сделать оптимистичным). Ребенок в режиссерских играх проявляет творчество и фантазию, придумывает содержание игры, распределяет роли между игрушками или предметами-заместителями игрушек. Эту самостоятельность в придумывании сюжета считается особенно важной для дальнейшего формирования игры и воображения.

Большое внимание педагоги уделяют воспитанию артистических качеств у детей 5-6 лет, раскрытию творческого потенциала, вовлечению их в различные театрализованные представления: игры в концерт, цирк, показ сценок из спектакля, участие в спектакле.

Постановка спектакля с детьми начинается с выбора произведения. Прежде всего, педагог выбирает только тот материал, который нравится и детям, и ему самому, а затем разрабатывает оригинальный сценарий, содержащий богатый драматургический материал. При работе с детьми над спектаклем анализируется каждое событие, выясняется, в чем его смысл, в каком месте, и в какое время оно происходит. Педагог вместе с детьми анализирует характер каждого персонажа, а репетиция строится как творческая игра, где у каждого есть своя конкретная роль.

Участие в спектакле дает возможность ребятам проявить себя в различных видах деятельности, продемонстрировать свои умения, почувствовать радость творчества.

Дети 6-7 лет проявляют большой интерес к театральному искусству, что является предпосылкой дальнейшего развития творческих возможностей ребенка. На данном этапе происходит совершенствование умения самостоятельно выбирать сказку, стихотворение, песню для постановки; готовить необходимые атрибуты и декорации для будущего спектакля; распределять между собой обязанности и роли.

Творчество детей в театрально-игровой деятельности проявляется в трех направлениях — как творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета, исполнительское (речевое, двигательное) и оформительское (декорации, костюмы и т. д., которые могут объединяться.

Дети 6-7 лет способны разворачивать режиссерские игры на более высоком уровне. Они стремятся к костюмированию, читают слова в соответствии с текстом произведений, отражают яркие и существенные черты характера героев, используют различные средства выразительности (поза, жесты, мимика, интонация, движения).

Педагоги большое внимание уделяют воспитанию у детей навыков театральной культуры, приобщению к театральному искусству через использование информационно-коммуникативных технологий, через рассказы детям о театре, о театральных профессиях, о видах театра, о культуре поведения в театре и др. Для развития актерского мастерства у детей педагоги используют различные упражнения на развитие внимания и воображения, развитие фантазии, творчества в процессе придумывания диалога к сказке, этюды на выражение отдельных черт характера, различных эмоций, жестов, этюды на воображение, пантомимические игры, разучивание отдельных эпизодов, диалогов к спектаклям и др.

Работа над спектаклем начинается с чтения и обсуждения текста. Детям дается возможность проявить инициативу, для чего строят обсуждение так, чтобы каждый ребенок самостоятельно мог разобраться в характерах персонажей. Спектакль разучивается небольшими фрагментами, причем ребенку дается возможность самостоятельно выбирать для своего персонажа выразительные средства. Важно предоставить детям больше свободы для творчества и самостоятельного решения проблем, возникающих в процессе работы над спектаклем.

Наиболее любимым жанром спектакля в нашем дошкольном учреждении, является мюзикл, где основа действия строится не только на тексте, но и на музыкальном материале – песенном и пластическом. Само представление для детей не должно быть слишком продолжительным (не более 40-50 минут). Чтобы спектакль соответствовал этому необходимому требованию, учитываются два момента: разработка сценария (объем материала, а также темпоритм самого спектакля, который во многом определяется подбором и исполнением музыкального и поэтического материала. Работа над спектаклем объединяет детский коллектив, дает возможность ребятам приобщиться к творчеству и театральному искусству.

Занятия театральной деятельностью делают жизнь воспитанников интересной, богатой, содержательной, наполненной радостью и массой впечатлений. Каждый ребенок талантлив от рождения и задача педагога заключается в том, чтобы выявить и развить в ребенке то, что в нем заложено.

28.10.2021 15:01


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!