СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современное состояние профессионального образования в Германии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система образования Германии имеет четырехступенчатую вертикальную структуру[1]. Рассмотрим те ступени, которые соотносятся с российским СПО.

2 ступень. Подразделяется на 2 подуровня: II. 11-13 классы гимназии + некоторые типы средних профессиональных образовательных учреждений.

3 ступень. Продвинутое профессиональное образование (соответствующее учебное заведение – техникум Fachschule) и высшее образование (соответствующее учебное заведение – университет, высшая школа, техническая высшая школа, профессиональная высшая школа).

Система СПО включает в себя следующие образовательные учреждения:

1. Профессиональное обучение в рамках дуальной системы (Berufsschulen).

2. Профессионально-технические школы (Berufsfachschulen) и школы среднего медицинского персонала (Schulen fur Berufen im Gesundheitswesen).

3. Технические школы (Fachoberschulen).

4. Профессиональные училища (Berufsaufbauschulen).

5. Техникумы (Fachschulen).

+

Колледжи (Kollegschulen), профессиональные гимназии (berufliche Gymnasien или Fachgymnasien), экономические гимназии (Wirtschaftsgymnasien) и т.д.

Взаимосвязь и иерархия их очень сложна и отражена на схеме в статье Донецкой О. И. и Щербакова В. С.[2] Мне она показалась излишне громоздкой и запутанной.

Профессиональное образование может быть чисто школьным, чисто производственным или (чаще всего) – дуальным. Дуальная система (Duales Studium) является основой профессионального обучения в Германии и своеобразной «визитной карточкой» всей немецкой системы образования. Рассмотрим ее основные аспекты, плюсы и минусы[3]:

1. Продолжительность обучения. От одного года до трех лет (в зависимости от интенсивности программ).

2. Направления подготовки. Здоровье и спорт, инженерия и техника, информатика и IT, педагогика и социальная работа, туризм и организация мероприятий, управление и государственная служба, экономика предприятия, финансы и менеджмент и др.

3. Плюсы: - прохождение практики как в учебном заведении, так и на предприятии;

- четкое понимание обучающимся выбранной профессии;

- получение практического опыта с первых дней учебы;

- возможность трудоустройства в кратчайшие сроки и др.[4]

4. Минусы: - учебные программы могут отставать от реальных условий производства на местах;

- в некоторых профессиональных школах может быть недостаточное количество необходимого оборудования или финансов на его закупку и содержание;

- высокая учебная нагрузка по сравнению с традиционной системой обучения;

- невозможность сменить специализацию, если по какой-то причине выбранная изначально вам не подошла и др.[5]

Резюмируя, хочется подчеркнуть, что дульная система подходит, прежде всего, людям с очень высокой степенью целеустремленности, организованности и гибкости и требует большой выдержки и мотивации на протяжении всего обучения.

Поскольку я ограничена объемом задания, я не могу подробно рассмотреть проблемы, которые стоят перед немецкой системой СПО, и пути их решения, которые предлагает государство.

Если вы владеете немецким, то ознакомиться с этой информацией можно по этой ссылке[6]. Если не владеете, то можно прочитать краткое изложение на русском языке, представленное в статье Ю. Н. Кириленко «Основные тренды развития системы профессионального образования Германии»[7].

[1] Донецкая О. И., Щербаков В. С. Система среднего профессионального образования в Федеративной республике Германия (https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-v-federativnoy-respublike-germaniya/viewer).

[2] Там же.

[3] https://www.bookyourstudy.com/ru/sredneye-professionalnoye-obrazovaniye-v-germanii-dualnaya-sistema-profobrazovaniya

[4] Там же + http://euni.ru/informatsiya/statji/obrazovanie/duales-studium

[5] Там же + http://euni.ru/informatsiya/statji/obrazovanie/duales-studium

[6] Innovationskreis berufl iche Bildung. Berlin, 2007. URL: http://www.bmbf.de/pub/leitlinien_innovationskreis.pdf

[7] Кириленко Ю. Н. «Основные тренды развития системы профессионального образования Германии» (https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-trendy-razvitiya-sistemy-professionalnogo-obrazovaniya-germanii/viewer)

Категория: Всем учителям
15.11.2020 02:25


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!