СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Здоровьесберегающие технологии на уроках истории и обществознания
Осипова Т.Е., преподаватель ГБПОУ «Михайловский профессионально-педагогический колледж имени В.В.Арнаутова»
«Потерял деньги – ничего не потерял,
Потерял здоровье – половину потерял,
Потерял смысл жизни – все потерял»
Народная мудрость
Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Безопасность, политическая стабильность, экономическое благополучие страны и морально-нравственный уровень населения непосредственно связаны с состоянием здоровья детей, подростков, молодежи.
Еще древние индийцы говорили: «Мы взяли этот мир взаймы у предков, чтобы передать его последующему поколению». Именно эти слова могут стать эпиграфом к каждому уроку истории и обществознания.
Специфика уроков истории и обществознания такова, что помимо практического применения различных комплексов упражнений, чередований письменных и устных видов работы, мы имеем возможность уделять большое внимание теоретическому обоснованию необходимости здоровья, здорового образа жизни для любого человека. Для этого есть огромное количество примеров как во всемирной истории, так и в истории нашей страны, где многими народами и крупнейшими историческими деятелями уделялось особое внимание здоровью нации, здоровой личности.
Один из ярчайших примеров - Cпартанское государство (VIII-VI в.в. до н.э.): суровые методы воспитания детей, отношение к больным и уродливым младенцам, культ силы и здорового тела, позволившие создать в свое время одну из самых боеспособных армий древности и до сих пор вызывающие споры историков.
Много интересного о наших предках, о возможностях человеческого тела и духа позволяют донести до обучающихся уроки, посвященные истории Олимпийских игр - древнего праздника силы, ловкости, меткости и красоты, со своими законами, правилами: во время игр запрещались или прекращались все войны между враждующими городами Греции.
Нельзя обойти стороной гладиаторские бои в Древнем Риме. Это состязания для самых крепких, здоровых, сильных рабов, пользовавшееся особой популярностью среди жителей «вечного города». Самые удачливые и отважные гладиаторы имели шанс получить даже свободу, если покоряли зрителей своей ловкостью и бесстрашием.
Немало внимания в древности уделялось женской красоте и здоровью. Все мы с детства помним статую Венеры Милосской – идеал вечной молодости, женственности и красоты. Конечно, представления о женской красоте менялись из века в век: в моде были разные типы женщин, но проходят столетия и человечество неизменно возвращается к этому образу, олицетворяющему образец здорового женского тела.
А что же средневековье? На ум приходят средневековые рыцари и былинные богатыри – символ мощи и силы, доблести и отваги.
Наше недавнее прошлое – это особая страница в развитии массового спорта: возродились Олимпийские игры, действительно ставшие международными, появляются новые стадионы и спортивные комплексы, молодежь по всему миру посещает различные секции и клубы. И даже в плохом можно увидеть хорошее. Гитлеровская Германия: среди немецкой молодежи распространяются не только идеи фашизма, но и лозунг фюрера: «Сильная нация – это здоровая нация». Идет повсеместное привлечение детей и подростков в различные спортивные секции, устраиваются праздники и военно-спортивные парады молодежи, культ вождя сочетается с культом здорового образа жизни и здорового питания.
Та же ситуация и в Советском Союзе 30-х годов ХХ века: массовое увлечение спортом, создание спортивных организаций и клубов, регулярное проведение смотров-парадов, в которых участвует молодежь, состязания на призы различных газет. Сталин так же понимал необходимость оздоровления нации, осознавая, что только здоровые, сильные духом и телом граждане смогут выстоять в непростых условиях того времени.
Чем еще можно объяснить беспримерную стойкость и мужество простых советских солдат, вчерашних мальчишек и девчонок, в годы Великой Отечественной войны? Да, конечно, патриотизм, любовь к родине, идеологическая пропаганда. «В здоровом теле здоровый дух» - но выдержала бы больная, слабая нация натиск фашизма только на одном патриотизме? Мне думается, что нет. Представьте себе нашу современную молодежь в условиях Великой Отечественной войны, ведь даже годичная служба в армии у многих из них вызывает панический страх, и дело не только в «дедовщине». Почему так происходит? Наверное, все дело в духовной и физической слабости нашей молодежи, а если человек не может преодолеть даже малейшей трудности, преодолеть собственную лень, инертность, справиться с собственными страхами пользы для общества и государства, да и себе самому он не принесет.
В этой ситуации именно от преподавателя - основной фигуры педагогического процесса - в наибольшей степени зависит, какое влияние на здоровье обучающихся оказывает их пребывание в колледже, процесс обучения, насколько здоровьесберегающими являются образовательные технологии и вся внутриколледжная среда. На уроках и во внеурочной работе преподаватель истории должен решать задачи, связанных с проблемой здоровья обучающихся: диагностические, коррекционные и формирующие, фиксируя при этом свое внимание не только на обучающихся, но и на условиях проведения занятий.
Современное общество и родители дают четкий социальный заказ – воспитать здорового, разносторонне физически развитого, готового к самореализации и применению знаний в практической жизни выпускника. Но между заказом общества и системой образования существуют серьезные противоречия - в колледж приходит малое количество здоровых студентов, а из неё выходит ещё меньшее число. Сегодня мы можем привести ряд примеров, которые показывают как общество и государство совместными усилиями делает немало для улучшения здоровья подрастающего поколения: строятся игровые и спортивные площадки, открываются кружки и секции, средства массовой информации ведут активную пропаганду здорового образа жизни и многое другое. Но этого мало, а ведь большую часть времени современные подростки проводят в колледж, сидя за партами, либо за компьютерами дома.
Поэтому, моя цель как педагога - формирование устойчивых мотивов и потребностей студентов в бережном отношении к своему здоровью и здоровью окружающих, потребность к здоровому образу жизни, в целостном развитии физических и психических качеств.
Особое внимание на уроках необходимо уделять упражнениям на гармоничную работу мозга и упражнениям на снятие психологического напряжения. В народе говорят: «Все болезни от нервов». Ведь если человек спокоен и уверен в себе, если он уходит с урока довольным, то можно с уверенностью сказать, что и здоровье его тоже в порядке, т.к. положительные эмоции снижают утомление школьника, вызванное учебными занятиями.
Огромную роль на уроках играет воспитательный момент. Преподаватель умело может использовать это для пропаганды здорового образа жизни. На уроках истории, изучая средневековое общество, обсуждается вопрос «Почему в ежедневном рационе простых крестьян были чеснок и лук?». Изучая эпоху средневековья, можно подчеркнуть, что отсутствие элементарных правил гигиены, таких как умывание и мытьё, регулярная смена белья были основными причинами моров и эпидемий. На уроках обществознания, рассматривая физиологические особенности юношеского возраста, не надо бояться говорить о последствиях ранней половой жизни и т.д. А, изучая нравственные чувства и моральное поведение, подчёркивать, что подражание «взрослому» образу жизни – всего лишь иллюзия, которая может привести к пагубным последствиям, и единственный путь этого избежать – осознание и контроль своего поведении. Говоря об античности на уроках истории, акцентируем внимание обучающихся на том, что спартанцы специально и насильно поили вином илотов, чтобы посмеяться над ними и показать подрастающей спартанской молодёжи пагубное воздействие вина, сравниваем данную ситуацию с современным состоянием этой проблемы, особенно в среде подростков.
© 2015, Осипова Татьяна Евгениевна 1039