СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Современные гаджеты и их влияние на детей» консультации для родителей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для родителей

«Современные гаджеты

и их влияние на детей»

Уважаемые родители!

(слайд 1) Предлагаю Вам обсудить вопрос о современных гаджетах и их влиянии на детей, без которых сложно представить современный мир: компьютеры, мобильные телефоны, планшеты и прочие «продвинутые» штучки.

(слайд 2) Компьютер и дети - это тесная связь, которая с каждым годом становится все прочнее, а детки все раньше осваивают современную технику.

В некоторых семьях, как только ребёнок научился сидеть, его сажают перед экраном. Домашний экран совершенно вытеснил бабушкины сказки, мамины колыбельные песенки, разговоры с отцом. Экран становится главным «воспитателем» ребёнка.

(слайд 3) По данным ЮНЕСКО 93 % современных детей 3-5 лет смотрят на экран 28 часов в неделю, т.е. около 4-х часов в день, что намного превосходит время общения со взрослыми.

(слайд 4) Это «безобидное» занятие вполне устраивает не только детей, но и родителей. В самом деле, ребёнок не пристаёт с вопросами, ничего не просит, не хулиганит, не подвергается риску, и в то же время получает впечатления, узнаёт что-то новое, приобщается к современной цивилизации.

Однако, это, кажущееся безобидным, занятие таит в себе серьёзные опасности и может повлечь весьма печальные последствия. Рассмотрим плюсы и минусы.

(слайд 5) МИНУСЫ

  1. Ухудшение зрения.
  • Возникает синдром «сухого глаза» Это связано с тем, что из-за постоянной концентрации внимания человек перед монитором реже моргает. Дети очень увлечены игрой или просмотром мультфильма, и они забывают о таком простом действии. В результате слезная пленка высыхает и источается. Появляется ощущение сухости или «песка» в глазах, с которым дети борются своеобразно-начинают тереть их грязными руками, что, в свою очередь, может привести к различного рода заболеваниям.
  • Близорукость. Если ребенок систематически держит экран на маленьком от себя расстоянии. Глаза вынуждены постоянно повышать резкость изображения, что чревато спазмом зрительных мышц. Оптимальное расстояние между глазами и монитором - 60-70 см.

Как утверждают специалисты, у детей в раннем возрасте зрение «садится» очень быстро, примерно, за полгода, а вот восстановлению поддается не всегда. Поэтому родители должны следить, чтобы ребенок не жил в «обнимку» с гаджетом, а все-таки играл и развивался еще и в реальном мире.

  1. Малоподвижный образ жизни – гиподинамия.
  • Дети, которые постоянно играют в планшетный компьютер или ноутбук, практически не двигаются, сидят со своими любимыми гаджетами, зачастую, сутулясь. Все это провоцирует искривление позвоночника и проблемы с осанкой, проявляется остеохондроз. От постоянного нахождения кисти руки на мышке развивается туннельный синдром, проявляющийся в болях при движении пальцами и запястьем, может развиться локтевая болезнь – бурсит, мешочек жидкости на кончике локтя воспаляется.
  • Перенапряжение шейного отдела позвоночника и его последствия.

Поскольку статичное напряжение, в первую очередь, ощущают мышцы шеи, от этого сдавливаются кровеносные сосуды, и снижается приток насыщенной кислородом крови к головному мозгу. Отсюда и головные боли, кислородное голодание, которые проходят только после хорошей физической разминки или активной прогулки на свежем воздухе. Иногда возникает церебральная форма вегето-сосудистой дистонии, проявляющаяся в постоянных головных болях, полуобморочных состояниях.

  1. Электромагнитное излучение.
  • Как любой электроприбор, компьютер, планшет или ноутбук излучает электромагнитные волны. Постоянно воздействуя на детский организм, это излучение запускает в нём патологические процессы, которые могут привести к гормональным сбоям, аутоиммунным заболеваниям, нарушениям в работе нервной системы и даже к онкологическим заболеваниям. В связи с тем, что кость ребенка тонкая, хрящ ушной отсутствует, он более предрасположен к проникновению в организм электромагнитных волн и появлению опухолей (у взрослых облучение мозга идет в соотношении 15 – 20%, а у детей 70 %)

  1. Нанесение ущерба психическому здоровью.
  • Во-первых, это отставание в развитии речи. В последние годы и родители, и педагоги всё больше жалуются на задержки речевого развития: дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Специальная логопедическая помощь нужна практически в каждой группе детского сада. Однако, при чём здесь компьютер или планшет? Ведь ребёнок, сидящий у экрана, постоянно слышит речь. Какая разница, кто говорит с ребёнком-взрослый или герой мультфильма? Разница огромная. Речь-это не подражание чужим словам и не запоминание речевых штампов. Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает чужие слова, но отвечает другому человеку, сам включён в диалог всеми своими действиями, мыслями и чувствами. Для того, чтобы ребёнок заговорил, необходимо, чтобы речь была включена в его конкретные практические действия, в его реальные впечатления и главное, в его общение со взрослыми.

Современные дети в большинстве своём слишком мало используют речь в общении с близкими взрослыми. Гораздо чаще они поглощают телепрограммы, которые не требуют их ответа, не реагируют на их отношение и на которые он сам никак не может воздействовать. Усталых и молчаливых родителей заменяет экран. Но речь, исходящая с экрана, остаётся малоосмысленным набором чужих звуков, она не становится «своей». Поэтому дети предпочитают молчать, либо изъясняются криками или жестами.

  • «Однобокость» развивающего эффекта. Для ребёнка раннего возраста, у которого образное мышление ещё только формируется, развивающий эффект от мультиков и передач стремится к нулю. Когда ребёнок активно осваивает мир предметов, важно, чтобы у него были задействованы все каналы восприятия. Чтобы понять, что кубик квадратный, а мяч круглый, ему недостаточно увидеть изображения – обязательно нужно потрогать, ощутить ручками грани и рёбра кубика, округлость мяча. В итоге развивающее видео даёт однобокий эффект: формально ребёнок что-то запоминает, но фактически не осваивает информацию глубоко и качественно.
  • «Дефицит концентрации», не умение воспринимать информацию на слух - неспособность к самоуглублению, к концентрации на каком-либо занятии, отсутствие заинтересованности делом. Этот вид заболевания особенно ярко проявляется в обучении и характеризуется гиперактивностью, ситуативностью поведения, повышенной рассеянностью. Такие дети не задерживаются на каких-либо занятиях, быстро отвлекаются, переключаются, лихорадочно стремятся к смене впечатлений, однако многообразные впечатления они воспринимают поверхностно и отрывочно, не анализируя и не связывая между собой. Не могут удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения, понимать, схватывать смысл. Слышимая речь не вызывает у них образов и устойчивых впечатлений. Им необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана, быстрая, яркая смена информации.
  • Снижение фантазии и творческой активности детей. Дети теряют способность и желание самостоятельно занять себя, содержательно и творчески играть. Они не прилагают усилий для изобретения новых игр, для сочинения сказок, для создания собственного воображаемого мира. Им не интересно общаться друг с другом. Замечено, что общение со сверстниками становится всё более поверхностным и формальным: детям не о чём разговаривать, нечего обсуждать или спорить. Они предпочитают нажать кнопку и ждать новых готовых развлечений. Собственная самостоятельная, содержательная активность не только блокируется, но (!) не развивается, и даже не возникает, не появляется.
  • Повышение детской жестокости и агрессивности. Конечно, мальчишки дрались всегда, но в последнее время изменилось качество детской агрессивности. Раньше, при выяснении отношений на школьном дворе, драка заканчивалась, как только противник оказывался лежащим на земле, т.е. побеждённым. Этого было достаточно, чтобы чувствовать себя победителем. В наше время победитель с удовольствием бьёт лежачего ногами, потеряв всякое чувство меры. Сопереживание, жалость, помощь слабому встречаются всё реже. Жестокость и насилие становится чем-то обыденным и привычным, стирается ощущение порога дозволенности. При этом дети не отдают себе отчёта в собственных действиях и не предвидят их последствий.

  1. Компьютерная зависимость

И наконец, самое страшное, злоупотребление гаджетами приводит к формированию зависимости, когда ребенок все свободное время старается посвящать компьютерным играм и онлайн-просмотру мультиков, отказываясь от других развлечений. Лишившись любимого электронного устройства, дети начинают чувствовать себя некомфортно и капризничать. Но, с другой стороны, такая зависимость появляется только в том случае, если у малыша нет альтернативных интересов. Постоянно находясь дома без определенных занятий, ребенку проще потратить свободное время на компьютер. Но как только появляются другие развлечения (прогулки, кружки, игры с родителями), он достаточно легко обходится без гаджетов.

(слайд 6) Компьютерную зависимость ребенка можно охарактеризовать в 4 степени:

1 степень

Увлеченность

в период освоения:

Свойственна ребенку в первый месяц после приобретения компьютера, как новая игрушка, забава, интересный предмет. «Застревание» за компьютером происходит на один месяц, затем интерес пропадает.

2 степень

Состояние возможной зависимости

Свойственна сильная погруженность в игру, пребывание за компьютером более трех часов в день, снижение познавательной мотивации, повышенный эмоциональный тонус во время игры, негативное реагирование на вмешательства, сужение круга общения, нарушение сна.

3 степень

Выраженная зависимость

Зависимый ребенок не контролирует себя, становиться эмоционально неустойчивым, в случае насильственного вмешательства взрослых уходит из дома, нервничает, переговаривается, кричит, капризничает; в школе рассеян, не усваивает новые знания, возбудим, невнимателен даже к окружающим.

4 степень

Клиническая зависимость

Происходят серьезные отклонения от нормы в поведении, неадекватные реакции на происходящее, истеричность, импульсивность, вплоть до оскорбления, нанесение телесных повреждений себе и близким, слышание команд, голосов, отсутствующий потухший и пустой взгляд, снижение аппетита и интереса к жизни,

(слайд 7) Для профилактики компьютерной зависимости ребенка можно дать следующие рекомендации:

  1. Введите строгий режим: общение с гаждетами должно осуществляться по режимному моменту, в определенное время и всего 30 мин. Не поддаваться на капризы ребенка и его слезы, реагировать спокойно, терпеливо, стараясь заинтересовать другим.
  2. Поощряйте и хвалите детей: не стесняйтесь хвалить ребенка за пустячные успехи, вымытую тарелку, спокойную игру, чтение книги, разговор с родителем, братом. В компьютерной игре заложено множество поощрений, даже за проигрыши, что привлекает ребенка, так как от родителей не услышат дети подобного.
  3. Станьте примером для ребенка: старайтесь сами не нарушать правила, которые установили для ребенка не зависимо от каникул, гостей, домашних дел, переездов. Проанализируйте, не являетесь ли вы сами зависимым.?
  4. Стимулируйте разнообразную деятельность ребенка: приобщайте его к домашним делам, семейным играм, традициям, рассказами о своем детстве заинтересуйте другими играми.

(слайд 7) ПЛЮСЫ

  1. Способ временно занять ребёнка в «полевых» условиях.

Дети достаточно тяжело переносят длительное ожидание в очередях, дальнюю дорогу, стояние в пробках. Игрушки, книги, фломастеры и альбом далеко не всегда могут оказаться под рукой, а вот с гаджетами взрослые не расстаются, и тут они будут очень кстати. Смартфон или планшет с мультиками, играми или интересными приложениями помогут скрасить ребёнку томительные минуты и часы.

  1. Развитие познавательных процессов и получение новых знаний.

Некоторые компьютерные игры и приложения действительно способствуют развитию внимания, памяти, логического мышления, учат читать, считать, рисовать. Так же существуют познавательные мультики, которые позволяют ребёнку получить новые знания об окружающем мире. Подвох в том, что качественных развивающих игр и мультфильмов не так уж много, большинство только заявляют о развивающем эффекте.

Малышам в возрасте 2–3 лет (именно в это время дети начинают интересоваться новыми современными устройствами) можно установить на ноутбук или планшет развивающие игры, соответствующие возрасту. Главное, чтобы родители контролировали время, проведенное ребенком с гаджетом. Детям до 3-х лет заниматься с устройствам не более часа в день, каждые 20 минут нужно делать перерыв, для того чтобы отдохнули глаза. Ребенку более старшего возраста время «общения» с гаджетами можно увеличить, но также необходимо совершать перерывы после 20–30 минут занятий или игр.

  1. Компьютер – друг, помощник.

Существует множество программ, помогающих учителям логопедам, дефектологам, педагогам – психологам и др. развивать способности ребенка, контролировать его достижения, проводить коррекцию нарушенных функций. Кроме этого существуют образовательные программы по английскому языку, репетиторство по разным наукам. К тому же большие энциклопедические данные заложены в компьютере, которые необходимы ребенку для обучения в школе, составлению презентаций, мультимедии, составлении и раскодировки видео сюжетов и прочее.

(слайд 8)

Как же быть? Разрешить гаджеты или отобрать? Речь идет о развитии и здоровье маленького ребенка, где вы выступаете родителем, человеком старше, умнее, с кого он должен брать пример. Если родитель увлечен компьютером, планшетом, смартфоном, то ребенок не мыслит свое развитие без гаджетов. И наоборот, если родители ведут подвижный образ жизни, увлечены спортом, книгами, играми с детьми – то у ребенка развивается чувство другой действительности, жизни без гаджетов.

НО, сказанное выше отнюдь не означает призыва исключить компьютер, планшет из жизни детей. Вовсе нет. Это невозможно и бессмысленно в наше современное общество, когда сама работа за компьютером нужна и оценивается в школе. Но в раннем и дошкольном детстве, когда внутренняя жизнь ребёнка только складывается, экран несёт в себе серьёзную опасность. Компьютерные игры можно вводить только после того, как ребёнок освоил традиционные виды детской деятельности -рисование, конструирование, восприятие и сочинение сказок. И главное – когда он научится самостоятельно играть в обычные детские игры (принимать роли взрослых, придумывать воображаемые ситуации, строить сюжет игры и пр.) Предоставлять свободный доступ к информационной технике можно только за пределами дошкольного возраста (после 6-7-лет), когда дети уже готовы к её использованию по назначению, когда экран будет для них именно средством получения нужной информации, а не властным хозяином над их душами и не их главным воспитателем.

Спасибо за внимание!

29.03.2018 10:03


Рекомендуем курсы ПК и ПП