© 2018, Веревкина Оксана Александровна 984
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Консультация для родителей
«Современные гаджеты
и их влияние на детей»
Уважаемые родители!
(слайд 1) Предлагаю Вам обсудить вопрос о современных гаджетах и их влиянии на детей, без которых сложно представить современный мир: компьютеры, мобильные телефоны, планшеты и прочие «продвинутые» штучки.
(слайд 2) Компьютер и дети - это тесная связь, которая с каждым годом становится все прочнее, а детки все раньше осваивают современную технику.
В некоторых семьях, как только ребёнок научился сидеть, его сажают перед экраном. Домашний экран совершенно вытеснил бабушкины сказки, мамины колыбельные песенки, разговоры с отцом. Экран становится главным «воспитателем» ребёнка.
(слайд 3) По данным ЮНЕСКО 93 % современных детей 3-5 лет смотрят на экран 28 часов в неделю, т.е. около 4-х часов в день, что намного превосходит время общения со взрослыми.
(слайд 4) Это «безобидное» занятие вполне устраивает не только детей, но и родителей. В самом деле, ребёнок не пристаёт с вопросами, ничего не просит, не хулиганит, не подвергается риску, и в то же время получает впечатления, узнаёт что-то новое, приобщается к современной цивилизации.
Однако, это, кажущееся безобидным, занятие таит в себе серьёзные опасности и может повлечь весьма печальные последствия. Рассмотрим плюсы и минусы.
(слайд 5) МИНУСЫ
Как утверждают специалисты, у детей в раннем возрасте зрение «садится» очень быстро, примерно, за полгода, а вот восстановлению поддается не всегда. Поэтому родители должны следить, чтобы ребенок не жил в «обнимку» с гаджетом, а все-таки играл и развивался еще и в реальном мире.
Поскольку статичное напряжение, в первую очередь, ощущают мышцы шеи, от этого сдавливаются кровеносные сосуды, и снижается приток насыщенной кислородом крови к головному мозгу. Отсюда и головные боли, кислородное голодание, которые проходят только после хорошей физической разминки или активной прогулки на свежем воздухе. Иногда возникает церебральная форма вегето-сосудистой дистонии, проявляющаяся в постоянных головных болях, полуобморочных состояниях.
Современные дети в большинстве своём слишком мало используют речь в общении с близкими взрослыми. Гораздо чаще они поглощают телепрограммы, которые не требуют их ответа, не реагируют на их отношение и на которые он сам никак не может воздействовать. Усталых и молчаливых родителей заменяет экран. Но речь, исходящая с экрана, остаётся малоосмысленным набором чужих звуков, она не становится «своей». Поэтому дети предпочитают молчать, либо изъясняются криками или жестами.
И наконец, самое страшное, злоупотребление гаджетами приводит к формированию зависимости, когда ребенок все свободное время старается посвящать компьютерным играм и онлайн-просмотру мультиков, отказываясь от других развлечений. Лишившись любимого электронного устройства, дети начинают чувствовать себя некомфортно и капризничать. Но, с другой стороны, такая зависимость появляется только в том случае, если у малыша нет альтернативных интересов. Постоянно находясь дома без определенных занятий, ребенку проще потратить свободное время на компьютер. Но как только появляются другие развлечения (прогулки, кружки, игры с родителями), он достаточно легко обходится без гаджетов.
(слайд 6) Компьютерную зависимость ребенка можно охарактеризовать в 4 степени:
1 степень |
Увлеченность в период освоения: |
Свойственна ребенку в первый месяц после приобретения компьютера, как новая игрушка, забава, интересный предмет. «Застревание» за компьютером происходит на один месяц, затем интерес пропадает. |
2 степень |
Состояние возможной зависимости |
Свойственна сильная погруженность в игру, пребывание за компьютером более трех часов в день, снижение познавательной мотивации, повышенный эмоциональный тонус во время игры, негативное реагирование на вмешательства, сужение круга общения, нарушение сна. |
3 степень |
Выраженная зависимость |
Зависимый ребенок не контролирует себя, становиться эмоционально неустойчивым, в случае насильственного вмешательства взрослых уходит из дома, нервничает, переговаривается, кричит, капризничает; в школе рассеян, не усваивает новые знания, возбудим, невнимателен даже к окружающим. |
4 степень |
Клиническая зависимость |
Происходят серьезные отклонения от нормы в поведении, неадекватные реакции на происходящее, истеричность, импульсивность, вплоть до оскорбления, нанесение телесных повреждений себе и близким, слышание команд, голосов, отсутствующий потухший и пустой взгляд, снижение аппетита и интереса к жизни, |
(слайд 7) Для профилактики компьютерной зависимости ребенка можно дать следующие рекомендации:
(слайд 7) ПЛЮСЫ
Дети достаточно тяжело переносят длительное ожидание в очередях, дальнюю дорогу, стояние в пробках. Игрушки, книги, фломастеры и альбом далеко не всегда могут оказаться под рукой, а вот с гаджетами взрослые не расстаются, и тут они будут очень кстати. Смартфон или планшет с мультиками, играми или интересными приложениями помогут скрасить ребёнку томительные минуты и часы.
Некоторые компьютерные игры и приложения действительно способствуют развитию внимания, памяти, логического мышления, учат читать, считать, рисовать. Так же существуют познавательные мультики, которые позволяют ребёнку получить новые знания об окружающем мире. Подвох в том, что качественных развивающих игр и мультфильмов не так уж много, большинство только заявляют о развивающем эффекте.
Малышам в возрасте 2–3 лет (именно в это время дети начинают интересоваться новыми современными устройствами) можно установить на ноутбук или планшет развивающие игры, соответствующие возрасту. Главное, чтобы родители контролировали время, проведенное ребенком с гаджетом. Детям до 3-х лет заниматься с устройствам не более часа в день, каждые 20 минут нужно делать перерыв, для того чтобы отдохнули глаза. Ребенку более старшего возраста время «общения» с гаджетами можно увеличить, но также необходимо совершать перерывы после 20–30 минут занятий или игр.
Существует множество программ, помогающих учителям логопедам, дефектологам, педагогам – психологам и др. развивать способности ребенка, контролировать его достижения, проводить коррекцию нарушенных функций. Кроме этого существуют образовательные программы по английскому языку, репетиторство по разным наукам. К тому же большие энциклопедические данные заложены в компьютере, которые необходимы ребенку для обучения в школе, составлению презентаций, мультимедии, составлении и раскодировки видео сюжетов и прочее.
(слайд 8)
Как же быть? Разрешить гаджеты или отобрать? Речь идет о развитии и здоровье маленького ребенка, где вы выступаете родителем, человеком старше, умнее, с кого он должен брать пример. Если родитель увлечен компьютером, планшетом, смартфоном, то ребенок не мыслит свое развитие без гаджетов. И наоборот, если родители ведут подвижный образ жизни, увлечены спортом, книгами, играми с детьми – то у ребенка развивается чувство другой действительности, жизни без гаджетов.
НО, сказанное выше отнюдь не означает призыва исключить компьютер, планшет из жизни детей. Вовсе нет. Это невозможно и бессмысленно в наше современное общество, когда сама работа за компьютером нужна и оценивается в школе. Но в раннем и дошкольном детстве, когда внутренняя жизнь ребёнка только складывается, экран несёт в себе серьёзную опасность. Компьютерные игры можно вводить только после того, как ребёнок освоил традиционные виды детской деятельности -рисование, конструирование, восприятие и сочинение сказок. И главное – когда он научится самостоятельно играть в обычные детские игры (принимать роли взрослых, придумывать воображаемые ситуации, строить сюжет игры и пр.) Предоставлять свободный доступ к информационной технике можно только за пределами дошкольного возраста (после 6-7-лет), когда дети уже готовы к её использованию по назначению, когда экран будет для них именно средством получения нужной информации, а не властным хозяином над их душами и не их главным воспитателем.
Спасибо за внимание!
© 2018, Веревкина Оксана Александровна 984