СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Современные решения развития диалогической речи.
Для решения проблемы важен дисциплинарный подход, в частности психолингвистический.
По мнению Л.С. Выготского, на основе возникновения диалогической (связной) речи лежит концепция о единстве процессов мышления и речи, соотношение понятий «смысл» и «значение», учение о структуре внутренней речи. Выготский считает, что переход от мысли к слову осуществляется "от мотива, порождающего какую - либо мысль, к оформлению самой мысли, опосредствованию ее во внутреннем слове, затем в значениях внешних слов, и, наконец, в словах» [5].
А.А. Леонтьевым выдвинуто положение о внутреннем программировании связного высказывания, рассматриваемом как процесс построения некоторой схемы, на основе которой порождается речевое высказывание.
По мнению А.Р. Лурия порождение речевого высказывания представляет собой сложный многоуровневый процесс. Он начинается с мотива, который объективируется в замысле, замысел формируется с помощью внутренней речи. Именно во внутренней речи формируется "смысловая программа высказывания, которая реализуется во внешней речи на основе грамматики и синтаксиса данного языка[18].
Морфологические особенности диалогической речи раскрыты О.Б. Сироткиной: практическое отсутствие причастий и деепричастий; редкое использование краткой формы прилагательного; свободное использование падежных форм; свободное использование временных глагольных форм. Характерная особенность разговорной речи- использование местоимений, которые заменяют уже употребленные существительные.
Большим своеобразием отличается разговорный синтаксис. Д.Э. Розенталь выделяет характерные черты и преобладающие модели разговорного синтаксиса: диалог, простые предложения, среди сложных –сложносочиненные и бессоюзные; вопросительные и восклицательные предложения; вводные слова и словосочетания; эмоциональные междометия; лексические повороты.
Таким образом, диалогическая речь- лингвистический компонент непосредственного общения, обеспечивающая коммуникативную функцию речи, лежащую в основе всего вербального развития человека.
© 2020, Кружилина Анна Павловна 287