СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные образовательные технологии в процессе преподавания иностранного языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Будущее нашего государства определяется уровнем образования школьников, воспитания, физического и духовного развития, гражданского становления. Для решения такой важной проблемы используются современные педагогические технологии при обучении иностранным языкам.

Задача учителя иностранного языка состоит в том, чтобы: создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество; активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранному языку.

Из существующих на современном этапе хорошо зарекомендовавших себя методик и технологий нам как учителям английского языкa особенно близки и интересны следующие:

технология уровневой дифференциации;

игровая технология;

мультимедийные технологии;

метод проектов;

здоровьесберегающие технологии;

технология интерактивного обучения;

обучение в сотрудничестве;

развивающие технологии.

Из опыта применения некоторых из этих технологий.

Технология проблемного обучения.

Цели:

Приобретение новых знаний, умений и навыков. Усвоение способов самостоятельной деятельности. Развитие познавательных и творческих способностей.

При работе с технологией проблемного обучения выделяют два необходимых этапа:

- постановка учителем практического или теоретического задания, вызывающего проблемную ситуацию;

-учитель направляет учащихся на её решение, организует поиск решения: побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты; ставит конкретные вопросы ( на обобщение, обоснование, логику рассуждения); определяет теоретические и практические задания, например, исследовательские.

Успехов при использовании проблемной технологии можно добиться в следующей последовательности:

1. Создание проблемной ситуации.

2. Анализ проблемной ситуации.

3. Постановка учебной проблемы.

4. Решение учебной проблемы:

- составление плана решения,

- выдвижение предположения и обоснование гипотезы,

- доказательство гипотезы,

- проверка решения проблемы,

- повторение и анализ процесса решения, выводы.

В работе используются разнообразные виды деятельности по разрешению проблемной ситуации:

- проблемный фронтальный эксперимент;

- проблемное решение задачи;

- проблемные задания;

- игровая проблемная ситуация.

Результат использования технологии.

В результате использования в преподавании этой технологии на уроках иностранного языка у учащихся развивается самостоятельность, формируются навыки диалогической речи, происходит активная познавательная деятельность

Проблемное обучение обеспечивает прочные знания, которые добываются самостоятельно.

Технология уровневой дифференциации.

Цели.

Организовать учебный процесс на основе учёта индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне возможностей и способностей.

Основная задача: увидеть индивидуальность ученика и сохранить её, помочь ребёнку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие в комфортных, безконфликтных и безопасных условиях.

Описание порядка использования (применения) технологии.

По своим природным способностям, уровню восприятия, по специфике мыслительной деятельности учащиеся сильно отличаются друг от друга. Нередко в одном классе можно наблюдать школьников с противоположными друг другу уровнями развития. Данная проблема в технологии уровневой дифференциации решается введением базового уровня.

Дифференциация осуществляется не за счёт того, что одним ученикам дают меньший объём материала, а другим больший, а за счёт того, что, предлагая учащимся одинаковый его объём, учитель ориентирует их на различные уровни требований к его освоению.

Формы дифференциации:

- внешняя: осуществляется в рамках селективной системы (отбора группы учащихся для более глубокого изучения материала);

- внутренняя: основана на учёте индивидуальных особенностей учащихся класса (вариативность темпа изучения материала, дифференциация учебных заданий, выбор различных видов деятельности, степень помощи учителя).

Данная технология обеспечивает определенный уровень овладения знаниями, умениями и навыками, определенную степень самостоятельности детей в учении.

При повторении материала применяется методика свободного выбора разноуровневых заданий.

При контроле знаний дифференциация углубляется и переходит в индивидуализацию. Переход к новому материалу осуществляется только после овладения учащимися общим для всех уровнем образовательного стандарта.

Технология уровневой дифференциации направлена не только на детей, испытывающих трудности в обучении, но и на одарённых детей.

Результат использования технологии.

1. Обеспечение определённого уровня овладения знаниями, умениями и навыками (от репродуктивного до творческого).

2. Обеспечение определённой степени самостоятельности детей в учении (от постоянной помощи со стороны учителя - работа по образцу и до полной самостоятельности).

3. Учащиеся получают право выбирать тот уровень усвоения, который соответствует их потребностям, интересам и способностям.

Игровые технологии.

Цели:

1. Активизация деятельности учащихся путём вовлечения детей в коллективное творчество.

2. Осмысление имеющегося у учащихся опыта и творческое применение его в новых условиях.

3. Стимулирование учащихся к достижению цели и осознание путей достижения этой цели.

4. Воссоздание и усвоение общественного опыта, который складываются в условиях самоопределения поведения.

Описание порядка использования (применения) технологии.

1. Предварительная подготовка.

- отбор материала и обсуждение формы проведения игры; - распределение ролей.

2. Определение места игры в уроке или во внеурочной деятельности.

3) Проведение игры.

4) Обсуждение итогов игры.

Результат использования технологии.

Ситуация успеха создаёт благоприятный фон для развития познавательного интереса. Удовольствие, полученное от игры, создаёт комфортное состояние на уроках и усиливает желание изучать предмет. Игровые технологии делают процесс обучения более интересным, способствуют успешному усвоению изученного материала, формируют навыки коллективной работы.

Метод проектов дает прекрасные результаты:

проекты используются на уроках в качестве наглядного и дидактического материала;

повышают свой уровень культуры;

устанавливаются межпредметные связи;

растет самооценка личности школьников;

учащиеся учатся самостоятельно добывать знания;

получают опыт владения современными компьютерными технологиями;

учатся слушать английскую речь и понимать друг друга при защите проектов;

расширяют границы владения языком, получая опыт от практического его использования;

работают со справочной литературой, словарями, компьютером, тем самым создаётся возможность прямого контакта с аутентичными текстами, чего не даёт изучение языка только с помощью учебника.

Метод ситуационного анализа — позволяет глубоко исследовать сложную ситуацию. Ученикам предлагается текст с описанием ситуации и задача, требующая решения. Кроме текста, учащиеся получают вопросы:

В чём заключается проблема?

Каковы причины её возникновения, указанные в тексте?

Как вы можете объяснить возникшие трудности?

Каков выход?

Информационные технологии и интернет-ресурсы

Формы и аспекты работы с компьютерными обучающими программами на уроках английского языка включают:

изучение лексики;

отработку произношения;

развитие умений диалогической и монологической речи;

развитие умений письма;

отработку грамматического материала.

Интерактивная технология обучения

Одним из основных требований, предъявляемых к обучению иностранных языков с использованием интернет-ресурсов, является создание взаимодействия на уроке — то, что принято называть в методике технологией интерактивного обучения.

Интерактивность не просто воссоздаёт реальные жизненные ситуации, но и заставляет учащихся адекватно реагировать на них посредством иностранного языка. Это работа в парах, группах, интервью, опросники.

Методика интерактивного обучения предполагает учитывать следующие вопросы:

а) Что будем делать?

б) Как будем делать?

в) Сколько времени?

г) В каком виде будем проводить?

д) Итог?

Технология сотрудничества

Основная идея заключается в создании условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Ребята объединяются в группы по 3 –4 человека, им дается одно задание, при этом оговаривается роль каждого. Каждый учащийся отвечает не только за результат своей работы, но и за результат работы всей группы. Совместная работа сильных и слабых учеников оказывает благотворное влияние и на тех, и на других.

Существует много разнообразных вариантов обучения в сотрудничестве.

Основные принципы:

а) группы учащихся формируются учителем с учетом психологической совместимости детей. В каждой группе должны быть учащиеся, разные по силам. Состав группы можно менять от урока к уроку;

б) группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы;

в) оценивается работа всей группы;

г) учитель сам выбирает учащегося группы, который должен отчитаться за задание.

Варианты обучения в сотрудничестве:

Student team learning (STL, обучение в команде). Уделяется особое внимание «групповым целям» и успеху всей группы. Таким образом, задача каждого члена команды состоит в том, чтобы он овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки, и при этом вся команда должна знать, чего достиг каждый. Вкратце STL сводится к трем основным принципам:

а) команды получают одну награду на всех. Группы не соревнуются друг с другом, так как все они имеют разную «планку» и им дается разное время для ее достижения.

б) «индивидуальная» ответственность каждого ученика означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого ее члена.

в) каждый ученик приносит очки своей группе, которые она зарабатывает путем улучшения своих собственных предыдущих результатов. Сравнение, таким образом, проводится не с результатами других учащихся этой или других групп, а с собственными, ранее достигнутыми.

Другой вариант обучения в сотрудничестве. Учащиеся организуются в группы по 4 - 6 человек для работы над учебным материалом, который разделен на фрагменты. Каждый член группы находит материал по своей подтеме. Затем школьники, изучающие один и тот же вопрос, но работающие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Затем ребята возвращаются в свои группы и обучают всему новому товарищей в своей группе. На заключительном этапе учитель может попросить любого учащегося команды ответить на любой вопрос по данной теме.

Ещё один вариант обучения в сотрудничестве. Вся команда работает над одним и тем же материалом, но при этом каждый член группы получает свою подтему, которую разрабатывает особенно тщательно и становился экспертом по данному вопросу. Эксперты из разных групп встречаются и обмениваются информацией.

Еще один вариант обучения в сотрудничестве – learning together (учимся вместе) Класс делится на группы по 3-4 человека. Каждая группа получает одно задание, которое является частью какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. В процессе работы группы общаются между собой, участвуя в коллективном обсуждении, уточняя детали, предлагая свои варианты, задавая вопросы друг другу. Группа получает награды в зависимости от достижений каждого ученика. Поэтому и в данном случае задания в группах дифференцированы по сложности и объему.

Развивающие технологии

Иностранный язык — благодатное поле деятельности для учителя. Здесь творческие задания полезны и актуальны. Творчество перестает быть уделом единиц. Каждый ребенок по-своему талантлив, но ему нужно помочь найти себя, раскрыть его способности.

Даже слабые ученики всегда с радостью выполняют творческие задания, так как есть возможность проявить свои индивидуальные способности.

Метод "Mind-Map”(Карта памяти) является простой технологией записи мыслей, идей, разговоров. Запись происходит быстро, ассоциативно. Тема находится в центре. Сначала возникает слово, идея, мысль. Идёт поток идей, их количество неограниченно, они все фиксируются, начинаем их записывать сверху слева и заканчиваем справа внизу.

Метод является индивидуальным продуктом одного человека или одной группы. Выражает индивидуальные возможности, создаёт пространство для проявления креативных способностей.

Метод "Brain Storming”(Мозговой штурм)

Путём мозговой атаки учащиеся называют всё, что они знают и думают по озвученной теме, проблеме. Все идеи принимаются, независимо от того, правильны они или нет. Роль учителя — роль проводника, заставляя учащихся размышлять, при этом внимательно выслушивая их соображения.

Teacher: What comes to mind when you hear the expression: What is a calendar?

Метод "Знаем /хотим узнать / узнали”

Этот приём применим для чтения или прослушивания лекции. Учащимся предлагается начертить таблицу из трёх колонок: "Знаем /хотим узнать / узнали”. Такая же таблица находится и на доске.

  • В колонку "Знаем” заносятся главнейшие сведения по заявленной теме (после обсуждения темы).

  • В колонку " Хотим узнать” заносятся спорные идеи и вопросы и всё что учащиеся хотят узнать по данной теме.

  • В колонку " Узнали” учащиеся записывают всё, что они почерпнули из текста, располагая ответы параллельно соответствующим вопросам из второй колонки, а прочую новую информацию надо расположить ниже. Затем идёт обмен соображениями со всей группой. Итоги заносятся в колонку.

"Учимся вместе” (Learning Together)

Общеизвестно, что легче научиться, обучая других.

Возможности использования:

  • При работе с текстом;

  • При изучении грамматики.

Как это делать при работе с текстом

Взаимообучение происходит в группах из 4-7 человек. Всем раздаются экземпляры одного и того же текста. Учащиеся по очереди играют роль учителя. После прочтения абзаца, " учитель” делает следующее:

  • Суммирует содержание абзаца;

  • Придумывает вопрос по тексту, просит на него ответить;

  • Растолковывает то, что для других осталось неясным;

  • Даёт прогноз возможного содержания следующего абзаца;

  • Даёт задание на чтение следующего абзаца.

Как это делать при работе с грамматическим материалом

Например, при изучении темы The Past perfect Tense классу предлагается заполнить таблицу с графами: "Случаи употребления”/ "Указатели” / "Схемы”.

Класс делится на три группы. Каждая выполняет свою функцию.

  • Группа получает карточки с типовыми предложениями по теме;

  • Первая группа выявляет основные случаи употребления времени— описывает действия;

  • Вторая — находит указатели, слова-помощники;

  • Третья — составляет схемы утвердительного, отрицательного и вопросительного предложений.

Таким образом, таблица заполняется, получается готовое правило для заучивания дома.

Отмечая все положительные стороны использования современных технологий, хочется подчеркнуть, однако, что никакие самые новейшие технологии не смогут заменить учителя на уроке.

02.02.2021 06:26


Рекомендуем курсы ПК и ПП