СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 23.06.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
МЕТОДИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ УРОКА И ЕГО СТРУКТУРА
1.1. ЗАДАЧИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА
И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ ПО ИХ РЕАЛИЗАЦИИ
В советской школе урок как форма занятий существует более пяти десятилетий. В последние годы в периодической печати, методической и педагогической литературе поднимается вопрос о совершенствовании методики его проведения. Естественно, встает вопрос о том, что существенно влияет на организацию учебного процесса урока, в частности физики, и какие новые требования предъявляются к нему на современном этапе? В условиях научно-технической революции меняются позиции человека в производственной деятельности. Рабочие новых специальностей сами определяют алгоритм действий, который связан с анализом сложных технических систем и требует развитого творческого мышления и самостоятельного пополнения своих знаний, что обусловлено постоянно меняющимися и все более совершенствующимися средствами труда. Указанные причины явились основанием для пересмотра требований к процессу обучения. На современном этапе в работе школы очень важно обеспечить развитие каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей; выработать умения глубоко анализировать явления; привить навыки самостоятельной работы и стремление получать новые знания. Развитие личности ученика, его мышления и творческих способностей рассматривается как предпосылка для творческого труда в период самостоятельной работы. Поэтому перед школой наряду с формированием системы знаний стоит задача развития творческой личности ученика. Воспитание учащихся на уроке должно быть направлено на формирование личности с социалистическими нормами общественного поведения, а последние определяются мировоззрением, которое в процессе обучения рассматривается довольно широко и связано с идеологическим воспитанием. Воспитать человека, который сможет дать правильную оценку политических событий в условиях острой идеологической борьбы, принять правильное решение по вопросам коммунистического строительства с позиций личности социалистического типа, всегда остается важнейшей воспитательной задачей.
Актуальной задачей для школы в настоящий момент является подготовка учащихся к жизни, труду, приобщение их к будущей профессии наряду с обеспечением высокого уровня общего и политехнического образования. Это связано с тем, что центральной фигурой социалистического производства становится рабочий-интеллигент, который обладает прочными марксистско-ленинскими убеждениями, активно участвует в научно-техническом прогрессе, принимает и осуществляет оптимальные решения. Отсюда и вытекают задачи школьного образования и воспитания на современном этапе. Особое внимание обращается на воспитание положительного отношения к труду, и прежде всего к его учебной деятельности. Таким образом, урок физики призван обеспечить высокий уровень знаний и целенаправленное воспитание и развитие каждого ученика.
В условиях воспитывающего и развивающего обучения в центре внимания учителя стоит ученик, его деятельность. Активная позиция учащихся на уроке зависит от того, насколько учитель продумал факторы, влияющие на работоспособность каждого из них.
Чтобы обеспечить максимальное управление деятельностью учеников, необходимо представить, на что она будет направлена.
Учитель намечает тот небольшой шаг, на который продвинется обучаемый в результате проведенного урока. Этот результат должен осознаваться учителем в четких показателях обучения, воспитания и развития.
Попытаемся изложить эти показатели с учетом особенностей физического образования.
Физика как учебный предмет представляет систему знаний, в которой отражается структура физических теорий. Структурными элементами являются факты, опыты, понятия (в том числе физические величины), законы и др. На каждом уроке, как правило, изучается и отрабатывается один или два структурных элемента. Это и обусловливает то, что материал отдельных уроков имеет нечто общее и должен отражать компонентный состав указанных знаний. Общность подхода к отдельным группам уроков отражается на построении, а организацию каждого урока определяет конкретный материал. Учет указанных особенностей изучаемого материала, который нашел отражение в школьной программе, позволяет учителю четко сформулировать комплекс образовательных задач. Разрабатывая урок, он должен осознать, какие элементы физических знаний изучаются на данном уроке, каков их объем. Именно эти элементы определяют деятельность учителя и деятельность ученика.
Любая деятельность определяется целью. Достижение цели деятельности ученика может рассматриваться как показатель результативности процесса обучения. Формулируя цель урока, учитель указывает на то, что должны присовокупить ученики к знаниям и к своей деятельности в результате его проведения.
Анализируя конкретный материал учебника, учитель выделяет структурный элемент физических знаний, подлежащий усвоению; сопоставляет компоненты о конкретном понятии, законе, явлении, приборе, рассмотренные в учебном пособии, с теми, которые сформулированы в общем виде в программе по физике. В перечень компонентов физических знаний, рассматриваемых на данном уроке, учитель включает также и те, которые изучались ранее в курсе физики и других предметов. Выявлению этих компонентов способствуют анализ материала, предлагаемый программой для повторения, и его конкретизация в тематическом планировании.
Учителю необходимо помнить, что отдельные элементы знаний учащиеся должны усваивать на разных уровнях. Вопросы, с которыми следует лишь познакомить учеников, выделены в программе квадратными скобками. Они соответствуют первому уровню усвоения знаний. Большая часть программного материала изучается на уровне понимания, осознания и воспроизведения. Если следовать—классификации уровней обучения. то это соответствует второму уровню усвоения знаний. В программе по физике можно найти указания и на третий уровень. Содержание каждого года обучения завершается требованиями к умениям учащихся, а, следовательно, учитель может выявить те знания, на которые должны опираться формируемые умения. Выделение и осознание учителем уровня усвоения знаний для каждого урока позволяет четко планировать результат обучения. Отметим, что, разрабатывая урок, лучше различать цели и образовательные задачи. Цели урока ориентируют учителя на структурные элементы физических знаний, которые подлежат усвоению. Именно они определяют деятельность ученика. Образовательные задачи урока являются программой работы учителя по реализации целей.
Рассмотрим, как связано содержание материала отдельного урока физики с общими задачами воспитания и развития учащихся. В рекомендациях, которые называются «Примерное содержание воспитания школьников», особое внимание обращено на формирование коммунистического мировоззрения, основу которого составляет доведенное до уровня убежденности научное понимание учеником окружающей действительности. Роль физики в этом направлении первостепенна, и поэтому учителю необходимо проводить систематическую работу, которая требует перспективного планирования. При этом нисколько не умаляется значение и других задач воспитания, таких, как политической сознательности, коммунистического отношения к труду, профессиональной ориентации. Напротив, средствами учебного предмета физики они решаются весьма успешно, однако планировать деятельность учителя физики по решению этих задач на каждый урок трудно.
Покажем один из путей формирования мировоззрения, которое составляет фундаментальную задачу курса физики. В специальной литературе высказывается мнение о формировании мировоззрения как особой функции урока физики. Проанализируем в этой связи образовательные и воспитательные функции.
Комплекс образовательных задач раскрывается на уроке в основном через совокупность знаний изучаемого материала. Обоснование физических положений примерами из объективной действительности выявляет связь знаний и окружающего нас мира. Установление соотношений между ними — философское решение проблемы. Если при изучении физики учитель вскрывает и подчеркивает учащимся взаимосвязь знаний и реальности, то он формирует у учеников мировоззрение — соответствующий взгляд на мир на уровне осознания. В этом смысле можно говорить о мировоззренческой функции урока при осуществлении комплекса образовательных задач.
С другой стороны, очень часто при раскрытии физических положений учитель обращает внимание прежде всего на физическую сущность явлений при правильной философской их интерпретации. Специальный философский аппарат в большинстве случаев он не использует, так как с ним учащиеся незнакомы. У учащихся вырабатывается определенная внутренняя установка на восприятие физических явлений, законов. При этом воспитывается отношение личности к тому, что раскрывает учитель на уроке. Внутренняя установка определяет принцип действия ученика. Она лежит в основе норм его поведения. В таком случае при формировании научного мировоззрения решается воспитательная задача.
Например, при изучении вопроса об атмосферном давлении в VI классе учитель подчеркивает, что только при наличии двух противоположных причин возможно существование воздушной оболочки: притяжение молекул газа к земле и их непрерывное беспорядочное движение. При этом он не указывает, что здесь проявляется действие закона единства и борьбы противоположностей. Правильное объяснение данного явления воспитывает диалектический подход к познанию явлений окружающей действительности. В конкретном случае учитель через содержание материала решает задачи воспитания учащихся в направлении формирования их мировоззрения.
Перейдем к раскрытию планирования воспитательных задач по формированию мировоззрения. Перечень конкретных мировоззренческих идей и положений, которые следует раскрывать на материале физики, учитель найдет в методических пособиях Выделенные в методической литературе идеи (положения) должны раскрываться не от случая к случаю, а в системе уроков на основе тематического планирования. При таком подходе формирование мировоззрения усиливается. Отметим, что в процессе формирования мировоззренческих убеждений не всегда ведущее место отводится содержанию материала, который подлежит усвоению. В решении этих задач важное место занимают приемы работы учителя, подбор заданий, которые позволяют через содержание или анализ их решения подводить ученика к мировоззренческим выводам. Поэтому, чтобы добиться хороших результатов, необходимо систематически плакировать работу учителя в данном направлении. Приведем пример такого планирования. При изучении темы «Механические колебания» в VIII классе учитель ставит задачу: раскрыть учащимся одну из мировоззренческих идей, а именно соотношение теории и практики в процессе познания. Решение этой задачи позволяет формировать у учеников убеждение в объективности наших знаний о мире и не требует выделения специального времени. Вместе с тем на каждом уроке на конкретном материале учитель реализует один из аспектов данной задачи. На первом уроке при знакомстве с колебательным процессом подчеркивают, что физическая теория, теория колебаний, получает от эксперимента реально наблюдаемые закономерности и объясняет их. На последующих уроках, при изучении математического и пружинного маятников, указывают на единство физической картины мира. Этому способствует показ различных процессов колебаний и их описание одинаковыми уравнениями. Рассмотрение геометрической модели связывают со значением знаковой модели как средства познания явлений. Далее обращают внимание на то, что свойства полученных функций соответствуют известным экспериментальным данным, т. е. раскрывают соотношение основных положений теории и экспериментальных данных. На уроках решения задач можно показать, как используется аппарат теории для описания дополнительных фактов, т. е. указать расширение границ применения основных положений теории на экспериментальные факты. В совокупности решение каждой из выделенных задач формирует у ученика убеждение в доказательности и объективности наших знаний о мире. Каждый урок был нацелен на решение лишь одного элемента общей задачи.
Решить все воспитательные задачи за короткий промежуток времени — урок — нельзя, поэтому необходима систематическая работа учителя. Рассмотренные возможности планирования воспитательных задач по формированию мировоззрения учащихся намечают не только «близкие», но и «далекие» перспективы, которые в совокупности решают единую задачу.
Другие воспитательные задачи, обусловленные конкретным содержанием материала, могут планироваться также. Результат этой работы определяется целенаправленной деятельностью учителя, его умелым раскрытием перед учениками ценностей физических знаний.
С перспективой на тему или год учитель может планировать и задачи развития, которые связаны с развитием мышления ученика.
В системе школьного образования доминантой учебного предмета физики является интеллектуальное развитие учеников. На уроках физики успешно можно развивать такие компонента мышления, как логичность, доказательность, целостность восприятия, гибкость и самостоятельность, способность к оценочным действиям. Физический материал позволяет формировать умения сравнивать явления, и факты, обобщать и систематизировать их выделять главное из всей совокупности явлений или характерных черт. Развитие ученика обеспечивают и методические приемы. Особое внимание заслуживают те из них, которые превращают знания в умения и одновременно направлены на развитие творческой деятельности.
Следует заметить, что характерной особенностью творческой мышления является новизна получаемого результата. В учебном процессе это связано с обоснованием учеником предложений ж усовершенствованию технических устройств, самостоятельным планированием выполняемых практических заданий, проведением аналогий между изучаемыми явлениями и практической действительностью. Такая работа должна предусматриваться учителем и планироваться на определенных этапах.
В некоторых методических пособиях к задачам развития относят формирование умений и навыков учебно-познавательной деятельности, которые обеспечивают формирование общеучебных умений, но такой подход не является общепризнанным.
Особое место при планировании задач обучения следует отвести развитию такого качества мышления, как самостоятельность развитие которой связано с формированием положительного отношения ученика к работе, на уроке, руководством и мотивацией его деятельности, а также обеспечивает становление активной жизненной позиции. Проведенный анализ задач развития показывает, что они также обусловлены содержанием изучаемого материала и тесно связаны с воспитательными задачами.
Таким образом, при подготовке урока проводимый учителем анализ содержания изучаемого материала в учебном пособии и программе позволяет ему в комплексе продумать цели и задача образования, воспитания и развития, которые он ставит перед собой.
Результативность урока зависит не столько от деятельности учителя, сколько от активности учеников, их приобщения к получению знаний. Совместное сотрудничество учителя и учеников на уроке эффективно лишь в том случае, если учитель может управлять работой последних, т. е. умеет правильно выделить и донести до них цель деятельности, умело организовать и направить труд учеников, спланировать результат их работы. Поэтому как в решении задач, поставленных учителем, так и в достижении цели урока важное место занимает обдумывание деятельности каждого ученика.
На что же следует в этом опираться? Процесс получения знаний, а также умений учащимися на уроке должен быть направлен на овладение методами и средствами, характерными для физической науки. Это одно из требований программы по физике средней школы, которое сформулировано во введении к ней. Реализации этих требований способствует широкое использование теоретических выводов и рассуждений, увеличение объема самостоятельного эксперимента учащихся, комплексное использование экранно-звуковых пособий, применение электронно-вычислительной техники. Все это выступает для учителя как средства, с помощью которых он добивается планируемого результата. Вместе с тем отметим, что используемые на уроке физики методы познания позволяют ученику вникнуть в «лабораторию» изучения окружающего мира средствами данного предмета и, следовательно, они направляют развитие познавательной деятельности ученика.
Вовлечение учеников в творческий поиск, их активность идет от сознания необходимости приобретений тех знаний и умений, которыми они овладевают. Одним из путей решения этого вопроса на уроках физики является связь изучаемого материала с жизнью через показ использования получаемых ими знаний в науке, технике, сельском хозяйстве, быту, производстве и создание ситуаций, понятных и близких ученикам в соответствии с их возрастными особенностями.
Таким образом, для успешного решения задач по образованию, воспитанию и развитию учащихся на уроке физики необходимо при работе над содержанием материала учитывать особенности его изучения и возможности формирования с его помощью мировоззрения учащихся, а также возможности развития мышления и познавательных способностей, четко представляя уровень усвоения знаний, который обусловлен требованиями программы по физике и готовностью учеников к усвоению их на данном этапе обучения.
При определении последовательности вопросов, рассматриваемых на уроке, следует исходить из задач развития познавательной деятельности учащихся..Для изучаемого материала учитель проводит выбор методов познания, которые используются в физике, пли применяет общий цикл познания, а для обеспечения активной самостоятельной работы учеников выявляет связь теоретических знаний и практических умений с жизнью и раскрывает значение деятельности ученика на уроке.
Учет выдвинутых требований учителем при разработке и проведении урока на современном этапе развития школы позволит обеспечить результативность обучения с переносом акцента на активную позицию ученика при направляющей роли учителя.
Каковы же критерии эффективности урока в условиях воспитывающего и развивающего обучения?
В Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы отмечается, что в достижении поставленных целей и задач обучения большое значение имеет использование определенной системы методических приемов и способов организации деятельности учащихся, которые позволяют целенаправленно воспитывать и развивать различные стороны личности ученика, такие, как познавательная, ценностно-ориентировочная, коммуникативная, эстетическая и другие, учитывая тем самым индивидуальные особенности учащихся. Поэтому к числу основных критериев эффективности урока в один ряд с отбором содержания в дидактике ставят и построение урока — все это совместно обеспечивает комплексный подход к обучению.
Таким образом, для решения поставленных целей и задач урока учителю необходимо не только тщательно проводить отбор материала, но и продумывать его построение; использовать разнообразные методы и приемы обучения; умело организовывать деятельность учащихся. Развитию интеллекта, воли, эмоций, познавательного интереса, мышления и творчества, формированию норм общественного социалистического' поведения' способствует органическое сочетание информационной и организационной сторон урока, и это обеспечивает меньший расход времени в формировании необходимых черт личности ученика, что соответствует требованиям оптимизации учебного процесса.
© 2015, Копылова Елена Георгиевна 2564