СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Сущность «Case-Study».
Любое усвоение знаний строится на усвоении учеником учебных действий, овладев которыми, ученик смог бы усваивать знания самостоятельно, пользуясь различными источниками информации. Научить учиться, а именно усваивать и должным образом перерабатывать информацию – главный тезис деятельностного подхода к обучению.
Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов.
Принцип технологии состоит в том, что в начале обучения, составляется индивидуальный план, каждый обучающийся получает так называемый кейс, содержащий пакет учебных карт, правил, рекомендаций по изучению учебного материала, контрольные вопросы для самопроверки, тесты, творческие и практические задания. Изучая материал, обучающийся может запрашивать помощь у учителя.
Кейс- это некое «дело – папка», куда «подшивается» вся информация о задаче: материалы (документы, видео/аудио/фото, схемы и чертежи, показатели и др.).
Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями. Кейсы подаются в печатном виде или на электронных носителях, наличие в тексте фотографий, диаграмм, таблиц делает его более наглядным.
Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей.
Кейс должен удовлетворять следующим требованиям:
- соответствовать чётко поставленной цели создания;
- иметь уровень трудности в соответствии с возможностями обучающихся;
- быть актуальным на сегодняшний день;
- быть ориентированным на коллективную выработку решений;
- иметь несколько решений для организации дискуссии.
Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием. Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Отличительными особенностями кейс–метода являются:
- описание реальной проблемной ситуации;
- альтернативность решения проблемной ситуации;
- единая цель и коллективная работа по выработке решения;
- функционирование системы группового оценивания принимаемых решений;
- эмоциональное напряжение учащихся.
Сложной задачей для учителя, требующей эрудиции, педагогического мастерства и времени, является разработка кейса, т.е. подбора соответствующего реального материала, в котором моделируется проблемная ситуация и отражается комплекс знаний, умений и навыков, которыми учащимся нужно овладеть. Кейсы, обычно подготовленные в письменной форме, читаются, изучаются и обсуждаются. Эти кейсы составляют основы беседы класса под руководством учителя. Метод кейсов включает одновременно и особый вид учебного материала, и особые способы использования этого материала в учебном процессе.
Учащиеся должны разрешить поставленную проблему и получить реакцию окружающих (других учащихся и учителя) на свои действия. При этом они должны понимать, что возможны различные решения проблемы. Поэтому учитель должен помочь учащимся рассуждать, спорить, а не навязывать им свое мнение. Учащиеся должны понимать с самого начала, что риск принятия решений лежит на них, педагог только поясняет последствия принятия необдуманных решений.
Наиболее распространенная модель деятельности в режиме кейс-метода содержит следующие этапы:
1.Преподаватель подбирает, готовит учебную задачу, отражающую практическую ситуацию.
2.Преподаватель готовит кейс объемом от нескольких страниц до нескольких десятков страниц.
3.Обучающиеся, как правило, предварительно (перед занятием) прочитывают и изучают кейс, привлекая к этому материалы учебника, лекционного курса и другие самые различные источники информации, анализируют материал.
4.После этого на занятии идет подробное групповое обсуждение содержания кейса и выработка нескольких решений. Отдельные участники или подгруппы презентуют свои решения. Преподаватель выступает в роли ведущего, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию в группе, в подгруппах, помогающего правильно оценить презентуемые решения.
5.Преподаватель совместно с обучающими подводят итоги, делают выводы, выбирают наиболее оптимальное, эффективное решение (возможно несколько решений).
При работе над кейсом прослеживается сотворчество учителя и ученика- они равноправны в процессе обсуждения проблемы. Им приходится постоянно взаимодействовать, выбирать определённые формы поведения. Главное для учителя в этой ситуации - не навязывать свою точку зрения, дать учащимся возможность аргументировано высказать свои предположения и самим найти пути решения проблемы. Но для этого ученики должны быть готовы к такой работе, иначе существует риск поверхностного обсуждения темы и формального ведения дискуссии.
Кейс-технология – это интерактивная технология обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений.
Одной из важнейших характеристик кейс-метода является умение воспользоваться теорией, обращение к фактическому материалу.
Использование кейс-технологий в средней школе уже прошло апробацию. Для начальной школы составление заданий для кейсов вызывает определённую трудность для учителей. Самыми сложными для использования кейс-технологий являются уроки литературного чтения, поскольку именно на этих уроках при работе с текстом мы подводим детей к той или иной мысли. При составлении заданий на уроках литературного чтения нами используются несколько уровней сложности:
- первая степень сложности: есть практическая ситуация, есть решение. Школьники определяют, подходит ли решение для данной ситуации. Возможно ли иное решение, другой ответ.
Согласны ли вы с утверждением о том «что всё тайное становится явным»?
- вторая степень сложности: есть практическая ситуация – найди её решение.
Например, есть художественный текст и реальная информация о писателе, герое как личности. Сравнить, найти точки соприкосновения и различия;
- третья степень сложности: есть практическая ситуация – определи проблему и найди пути решения.
Решить кейс предлагается учащимся после самостоятельного прочтения произведения, работы с дополнительной литературой. Решений может быть множество и все варианты имеют право на существование, доказательство и обсуждение.
Ситуативные задачи (кейсы) на уроках литературного чтения могут быть связаны:
- с проблемами и перспективами взаимоотношений между главными героями произведения;
- с составления маршрута передвижения героем произведения;
- составлением хронологических таблиц произошедших событий.
Роль учителя состоит в направлении беседы или дискуссии с помощью проблемных вопросов, в контроле времени работы, в побуждении учащихся отказаться от поверхностного мышления, в вовлечении всех учащихся группы в процесс анализа кейса.
© 2015, Ударцева Елена Викторовна 840