СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Создание условий для духовно-нравственного развития личности воспитанников младших классов православной гимназии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Воспитание из всех святых дел самое святое».

Свт. Феофан Затворник.

Федеральный государственный стандарт второго поколения одним из приоритетных направлений содержания начального образования определяет духовно-нравственное воспитание детей.

В соответствии с современными требованиями, образовательные учреждения должны реализовывать духовно-нравственный компонент на высоком уровне, что, пока не всегда является возможным. А в нашем учебном заведении, Курской православной гимназии, уже имеется уникальный опыт, которым мы готовы делиться.

Программа по духовно-нравственному воспитанию гимназии охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами гимназии, влияние социальной, природной, предметно-эстетической среды в непрестанно расширяющееся воспитательное пространство.

В православной педагогике термин «воспитание», этимологически восходя к слову «питание», предполагает доброкачественную пищу для души и тела.

Состояние души определяет духовность и нравственность человека. Ведь если в душе не взросли и не укрепились семена добродетели, нет крепкого фундамента для нравственных норм, человек может стать легкой добычей порочных страстей и здесь не помогут ни энциклопедические знания, ни внешне усвоенные нормы поведения. Поэтому в духовном образовании важно не количество знаний, а состояние души. Это знали христианские подвижники еще в начале нашей эры: «Практика, а не теория - область педагога; не обучение, а нравственное улучшение — вот его цель; жизнь мудреца, а не ученого он хочет начертать перед нами» (свт. Климент Александрийский (II—III вв.), «Педагог»).

Духовное воспитание – это возвышение души человека. Каждый учебный предмет, каждое гимназическое мероприятие, вся атмосфера гимназической жизни должны служить этой цели.

Нравственное воспитание в системе православных духовных ценностей это самая устойчивая и совершенная система воспитания, в которой никогда не изменяют и не теряют своего значения основные понятия: Добро, Зло, Любовь, Долг, Отечество.

"Главную задачу воспитания, - пишет К.Д. Ушинский, - составляет влияние нравственное". Научить ребенка любить, явить ему примером, словом и делом всю высоту, глубину и полноту этого поистине Божественного чувства, - такова миссия духовно-нравственного воспитания.

Построение воспитательной работы на основе православных духовных ценностей требует детальной разработки, серьезного отношения к делу. Кропотливый длительный процесс переработки стандартного материала, преобразование его в «полезный для души». Особой тактичности требуют духовно-нравственные темы, что не у всех и не всегда получается. Педагогу-воспитателю необходимо самому проникнуться духом и идеалами православия. Только в этом случае будет иметь место результат. Невозможно объяснить то, чего не знаешь сам.

Крепкий фундамент для воспитания православных духовных ценностей закладывает совместная с детьми работа в этнокультурном направлении, развитие национальных традиций, изучение культурного наследия русского народа.

Для воспитанников гимназии мною проводились экскурсии к Храмам и паломнические поездки по святым местам. Дети учились, как правильно вести себя в храме, узнали важные для православного человека иконы, слушали церковное пение, а колокольный звон сопровождает нашу школьную жизнь повседневно (рядом со зданием гимназии расположен Введенский храм).

Участие в праздновании православных Праздников позволило нашим детям проявить себя в самых разнообразных видах творческой деятельности: постановка спектакля, музыкальная, фольклорная на основе воспроизведения обрядового ритуала, нравственно – трудовая (продуктивная деятельность, например, воспитанники мастерили поделки для подарков ближним к Рождеству, украшали пасхальные окна). Главный итог этой работы: наполнение детской души незабываемой радостью и теплотой православного праздника, желание стать лучше, добрее. Ценность такого участия неоспорима. Доброта и любовь старших к детям учат и детей быть добрыми, отзывчивыми, внимательными к другим людям.

Воспитательный процесс я планирую и строю во взаимосвязи духовного и светского направлений, а внеклассная деятельность является логическим продолжением начатой на уроке работы. Ведущим направлением является духовное воспитание, причем при разработке планов, содержания воспитательной работы учитывается возраст учащихся, прослеживается последовательность в развитии личности ребенка.

Интересным и увлекательным делом для ребят оказалось исследование по проекту «Хлеб всей жизни голова». Идея проекта появилась во время наблюдения мною за детьми. Заметила, что принимая пищу, дети могут бросить, не доесть хлеб. В разговорах и беседах выяснила, каковы представления детей о том, кому мы обязаны, что к столу всегда получаем вкусный хлеб. Смутными и не совсем ясными были их представления о труде людей, выращивающих хлеб.

Мы обсудили этот вопрос с родителями и решили проводить целенаправленную, систематическую работу по формированию представлений о труде хлебороба, о воспитании у детей потребности бережно относиться к хлебу.

Воспитание у детей любви и уважения к труду хлебороба, бережливого отношения к результатам его труда – хлебу – одна из сторон нравственного воспитания. Нравоучение, как известно, метод для ребёнка малоубедительный. Он должен увидеть, узнать и прочувствовать на практике весь долгий процесс выращивания хлеба, поэтому был разработан и реализован наш долгосрочный проект.

Особую значимость «хлеба» как пищи для духовного насыщения и приобщения к Таинству святого причастия дети восприняли глубже, осознавая, что есть «хлеб земной» и «Хлеб небесный». Результаты работы убедили нас, что целенаправленное воспитательное воздействие, где слово соединяется с наблюдением и активной деятельностью детей положительно воздействует на их ум и чувства.

Наши внеклассные занятия подготавливают детей к взрослой жизни и дают четкое обоснование того, зачем нужно с любовью относиться к родителям, друзьям и Родине. В Новом Завете сказано: Бог есть любовь (1 Ин. 4, 8), поэтому в Царство Божией славы и вечной любви войдут только те, кто научился любить людей и жить, добросовестно трудясь, отдавая свои силы тем людям, которых нам Господь поставил на жизненном пути.

Святитель Василий Великий писал: «Учить надо не затем, чтобы только знали, но наипаче для того, чтобы жили сообразно с учением».

07.02.2020 17:09


Рекомендуем курсы ПК и ПП