СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях является создание благоприятной среды, позволяющей обеспечить их полноценное обучение и воспитание в образовательном учреждении.
В настоящее время в первые классы стали приходить дети с протоколами ПМПК.
В классе, котором я работаю, обучается ребенок с Ограниченными Возможностями Здоровья. Знакомство с ребенком я начала с рассмотрения заключения психолого-медико-педагогической комиссии.
Изучив документы, обратила внимание на изменения.
Изменилось содержание заключения.
В нем устанавливается статус ребенка с ОВЗ, выявляются трудности в обучении, развитии, разрабатывается индивидуальный маршрут, где указывается :
Ориентируясь на индивидуальный маршрут, рекомендуемый ПМПК, составляем технологическую карту урока. Главной задачей, которой является отражение деятельности детей с ОВЗ на уроке в общеобразовательном классе.
Технологическая карта урока содержит несколько колонок:
Предлагаю рассмотреть несколько этапов работы урока математики.
1 этап:
Организационный момент.
На данном этапе зачитываю стихотворения, приветствия для того, чтобы настроить детей на урок, поднять настроение. Проверяется готовность к уроку. Первый месяц необходимо показывать всем ученикам класса, где должны лежать школьные принадлежности, а ребенку с ОВЗ помогаем расположить все предметы на парте. В дальнейшем этому ученику может оказывать помощь одноклассник – сосед по парте.
К концу второй четверти коррекционная работа на этом этапе не требуется, т.к. ученик с ОВЗ организует своё рабочее место в соответствии с требованиями учителя.
2 этап:
Мотивация (самоопределение ) к учебной деятельности.
Цель: осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности.
Коррекционная цель: развитие мыслительных процессов, сообразительности, умения проанализировать изображенные на картинках события, выделить существенные моменты, смысл ситуации, сделать выводы, установить пространственно-временные и причинно-следственные отношения.
Урок построен в форме путешествия по сказке «колобок». Зачитывается загадка и дети должны отгадать главного героя и сказку. Все ученики вспоминают содержание сказки.
Перед ребенком с ОВЗ раскладывают сюжетные картинки в случайном порядке и предлагают разложить их так, чтобы получился рассказ.
Ему дается инструкция: "Разложи картинки по порядку и составь по ним рассказ".
В том случае, если ребенок разложил серию неправильно, следует попытаться, задавая наводящие вопросы, довести до его понимания предложенный сюжет.
Если такая помощь не привела к успеху, тогда обращаемся к ученикам, которые начинают рассказывать сказку. В процессе рассказа ученик с ОВЗ находит и исправляет ошибки.
Если ребенок не может разобраться в последовательности картинок, следует предложить ему серию картинок, уже разложенных в нужной последовательности.
После выполнения задания, всем классом принимается решение помочь колобку спастись от голодных зверей. И для этого необходимо выполнить некоторые задания.
3 этап:
Устный счет.
Цель: подготовить обучающихся к восприятию новой темы. На этапе устный счет, учитель использует технологию сотрудничества учитель + ученик, при помощи математического веера. На этом этапе решаем примеры на сложение и вычитание. На интерактивной доске показаны примеры, и дети применяя имеющиеся навыки, вычисляют и ответ показывают при помощи веера.
Ребенок с ОВЗ при выполнении данного задания пользуется числовым рядом, т.к. он не может применить навыки счета.
И далее идет работа с геометрическими фигурами.
Это задание ученик с ОВЗ может выполнять вместе с классом.
Но если он затрудняется, то предлагаем ему более легкое задание.
Н-р: задание для всего класса – определить лишнюю фигуру (круг) и объяснить свой выбор.
Ученик с ОВЗ старается ответить на вопрос : как называется фигура у которой нет углов? Как называется фигура, у которой 4 угла?
Следующее задание – ученики работают по карточкам.
Определяют, какой фигуры не хватает и дорисовывают.
Ученик с ОВЗ также работает по карточке, но с другим заданием. Ему необходимо обвести в круг все треугольники.
Инструкция: обведи в круг все треугольники.
И в таком порядке идет работа по теме урока, где деятельность учащегося с ОВЗ идет по индивидуальному маршруту, который имеет коррекционные цели и задачи.
В технологической карте работа ученика ОВЗ выделена звездочкой.
Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно использовать следующие активные методы и приёмы обучения: 1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами).
Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность.
Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале.
Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка. 2. Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д. Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других. 3. Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. д. 4.Использование презентации и фрагментов презентации по ходу занятия. На слайдах можно поместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе коррекционной работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью
5. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи. У каждого учителя есть своя копилка специальных игр и упражнений, которые необходимо включать в структуру урока для решения коррекционных задач.
Подводя итог своей работы с детьми, испытывающими трудности в обучении, хочется отметить, что вне зависимости от выбираемой формы проведения занятий максимальная их эффективность достигается при условии тесного сотрудничества учителя со школьным психологом.
В этом случае обеспечивается индивидуальный подход, основанный на данных проводимого психологом непрерывного мониторинга уровня развития высших психических функций.
Рекомендации психолога учитываются при планировании групповой и индивидуальной работы учителя с детьми.
В необходимых случаях психолог проводит дополнительные индивидуальные и групповые коррекционные занятия, а также консультации для родителей.
И самое главное в работе со всеми детьми - это поддержание интереса к учебному процессу на протяжении всей деятельности.
© 2016, Федорова Наталия Юрьевна 1167