СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Создание ситуации успеха в период адаптации детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание ситуации успеха

в учебной деятельности младшего школьника.

          Дайте, дайте первую удачу!                                 

  Чтобы, гордость юную не пряча,                                                                                 

 Человек, как молодой орел,                                                                                  

Прянул в небо и себя обрел,                                                                                 

Путь свой во Вселенной обозначив!                                                                            

Дайте, дайте первую удачу!

 

     Перешагнув порог школы, ребенок попадает в совершенно новый для него мир. Возможно, ребенок долго ждал этого момента, но ему придется адаптироваться к новой жизни, где его ждут новые испытания, друзья и знания. Известно, что человек готов к новым вызовам только тогда, когда верит в собственные силы. В отличие от взрослых, у детей еще нет собственного опыта достижения успеха, и первые же неудачи могут сильно поколебать в них уверенность. Именно поэтому в период адаптации от учителя  требуется умение создавать во время уроков такую атмосферу, в которой каждый из школьников получал бы удовлетворение и от непосредственно процесса, и от полученных результатов. Поэтому уже с первых дней обучения, а особенно в период адаптации,  учитель должен   помогать ребенку добиваться успеха в учебной деятельности, а для этого необходимо создавать ситуацию успеха.

С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создаётся возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.

Cитуация успеха в учебной деятельности создается учителем. Но, как и любую деятельность, учение можно представить в виде достаточно простой последовательной цепочки действий: установка на деятельность (эмоциональная подготовка ученика на решение учебной задачи); обеспечение деятельности (создание условий для успешного решения); сравнение полученных результатов с предполагаемыми (осознанное отношение к результату своего учебного труда). Следовательно, если ситуация успеха создается учителем последовательно и сознательно, ее структура должна учитывать все перечисленные компоненты.

 

Первым условием, с моей точки зрения, для  создания ситуации успеха является атмосфера доброжелательности в классе на протяжении всех минут занятий, особенно  в первые минуты. Слагаемые атмосферы доброжелательности – улыбка, добрый взгляд, приветливость, расположенность, интерес к каждому.

Снятие страха – второй шаг к успеху ребенка. При выполнении заданий использую слова:  «Ничего страшного, если не получится, мы можем исправить», «Этот материал вы знаете, подобные задания мы выполняли не раз» и т.д. Тем самым снимаю психологическую зажатость, позволяя ребенку мобилизовать все силы и способности.

Стараюсь авансировать перед тем, как они приступят к реализации поставленной задачи: «У тебя все получится», «Вы сделаете хорошо…» Авансировать успех - значит объявить о положительных результатах до того, как они получатся. Данная операция увеличивает меру уверенности в себя ребенка, повышает его активность и свободу.

 

Для создание ситуации успеха существует множество приемов.  Вот, на мой взгляд, несколько наиболее интересных, нестандартных, которые я использую с первых дней поступления ребенка в школу.

Стремясь создать ситуацию успеха, я начала с «Эмоциональных поглаживаний»: В первую очередь обращение к учащимся по имени («ничто так не ласкает человеческий слух, как называние имени его»), опоры на похвалу, на одобрение, на добрый ласковый тон, на ободряющие прикосновения во время уроков, акцента на позитивное построение фраз: вместо угрозы: «Мы не сделаем этого до тех пор, пока…», скажем: «Мы сделаем это, как только…»; вместо приказа «Прекратите шум!» - поблагодарим: «Спасибо третьему ряду за внимание», «Благодарю девочек за умение слушать».

 

Другим приемом, придающим эмоциональность урокам,  становится необычное начало урока. В одних случаях это выстраивание ассоциативного ряда, в других отстроченная отгадка или фантастическая добавка. Часто использую прием «Лови ошибку», когда я излагаю суть знакомого учащимся материала, намеренно допуская ряд ошибок, задача учащихся (они предупреждены об этом) обнаружить ошибки и указать на них учителю.

 

 Один из интересных приемов является  «Даю шанс». Я заранее готовлю ситуацию, при которой ребенок получает возможность неожиданно раскрыть собственные возможности.

4. Прием“Лестница”.

Это когда учитель   поступательно поднимается вверх  с воспитанником  по ступенькам знаний, обретая веру в себя и окружающих.

6.считаю, одним из ярких приемов“Эврика”.

Я создаю условия, выполняя которое ученик неожиданно приходит к выводу, раскрывая неизвестные для него ранее возможности.

И, конечно же,  нетрадиционные формы урока также ведут к успеху: урок-игра,  урок-путешествие,  уроки- творчества.

Я рассказала лишь о малой части всех приёмов и способов достижения и установления ситуации успеха. Благодаря этим приемам считаю, что период адаптации в моем классе у большинства детей проходит благополучно, у детей преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно и без видимого напряжения выполнять требования учителя.

Педагог Виктор Федорович Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа в школе была эффективной и успешной, должен сработать «эффект соленого огурца». Главное - создать рассол, тогда какой бы огурец не был, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится.

 

 

 

 

08.02.2015 14:51


Рекомендуем курсы ПК и ПП