СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Создание воспитательной системы в школе, заметки из опыта работы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ВОСПИТЫВАТЬ ИЛИ НЕ ВОСПИТЫВАТЬ?

Что есть воспитание? Нужна ли воспитательная работа вообще?

Сегодня эти вопросы звучат для меня так же актуально, как и 20 лет назад, когда я только перешагнул порог учебного заведения. В начале 90-х. годов появилось мнение, что воспитательная работа в учебном заведении в принципе не обязательна. Учащихся нужно учить, а воспитывать их должны родители. В крайнем случае, признавалось необходимость психолога для решения конфликтных ситуаций. Прошло несколько лет, и нас захлестнула детская преступность, наркомания, проституция, алкоголизм. Поколение девяностых годов стали называть потерянным. Теперь мы вновь говорим о необходимости воспитания. Десятилетия проб и ошибок дали возможность сформулировать те основные положения, которые, конечно не являются открытием, но эти методы работы и формы воздействия, дали возможность получить реальные результаты.

В этой брошюре я хотел бы поделиться своим опытом работы с молодыми учителями, которые решили посвятить себя воспитательной работе. Что же в данном случае понимается под воспитанием? Видимо это целенаправленное педагогическое воздействие со строго определённой целью. Поскольку объектом такого воздействия становятся наши дети, поскольку конечные результаты такого воздействия очень сложно проследить, то, следовательно, в процессе воспитания, как и в процессе лечения, должно действовать правило - ГЛАВНОЕ НЕ НАВРЕДИТЬ. Опыт подсказывает, что такое воздействие ни в коем случае не должно носить сиюминутный, спонтанный характер. Оно должно тщательно планироваться, опираясь на современные достижения педагогической и психологической наук и полной информации об учащемся. Если говорить об общих целях воспитания, то их можно сформулировать следующим образом. Воспитание - есть оказание помощи ребенку при его адаптации в окружающем мире. Мы должны помочь ему стать конкурентно способным. Помочь стать успешным. Поскольку мы считаем, что профессионально занимаемся воспитательной работой, то должны ясно представлять цели и задачи этой работы. В этом случае главной задачей воспитательной работы в школе является создание дополнительных мотивов побуждающих к изучению предметов, и хорошему (социальному) поведению. Следовательно, целью воспитательной работы является воспитание социального поведения, ориентация на общечеловеческие ценности, т.е. сознательного отношения к обучению, и подготовка к самостоятельной жизни, к развитию черт личности учащегося способствующих освоению профессии и конкуренции на рынке труда. Исходя из этих задач, принципы воспитательной работы с учащимися формулируются, как опора на положительные качества в характере учащегося, ориентация на качества личности необходимые для освоения будущей профессии.

Методы воздействия мы выбираем исходя из особенностей личности учащегося, после тщательного изучения, как самого учащегося, так и условий его быта. Поскольку нам в первую очередь приходится работать с ученическим коллективом, и через него воздействовать на личность, то и основные направления воспитательной работы направлены на формирование и развитие этого коллектива.

1. Сохранение старых и создание новых традиций.

2. Поощрение состязательности среди учащихся в различных сферах их деятельности.

Безусловно, состязательность является очень мощным фактором воздействия, но и здесь есть свои подводные камни. Учащиеся, как правило, с удовольствием принимают участие во всех состязательных мероприятиях, если они им по силам. Во время проведения конкурсов они гораздо строже взрослых следят за выполнением всех правил игры или конкурса, и вполне адекватно воспринимают поражение. (Игра, есть игра)

Гораздо более сложную проблему, как ни странно, доставляют взрослые. Чаще всего классные руководители, поражение команды своего класса воспринимают, как личное поражение, и как большинство взрослых, вместо того, чтобы, сделав анализ игры, указать ребятам на их ошибки или недоработки, объявляют причину поражения неправильным судейством, не равными условиями, и т. п. появляются страшные обиды. Вплоть до того, что не разговаривают друг с другом. В этот болезненный процесс, неприятия поражения, включаются учащиеся. Естественно они верят педагогу, и в этот момент происходит самое страшное. У ребят начинает формироваться не адекватная самооценка. Естественно, что такая состязательность даёт больше отрицательного, чем положительного. Поэтому при организации конкурсов, впрочем, как и со всем что, связано с воспитательным процессом, я стараюсь очень тщательно продумывать, чтобы избежать конфликтных ситуаций. Решение жюри должно быть авторитетно и не вызывать сомнений.

3. Создание комфортного психологического климата. Такой климат создаётся из множества разных компонентов, и казалось бы просто мелочей. Работа в этом направлении диктует свои правила в общении с учащимися. Тут требуется мудрость и выдержка в любых конфликтных ситуациях. Часто внешний вид и форма одежды являются камнем преткновения. Именно этот вопрос может стать причиной многих конфликтов, как с учениками, так и с родителями. Конечно, можно решить проблему силовым методом, но если мы решились создавать комфортный психологический климат, нам этот путь заказан, остаются компромиссы и убеждения. Приходится убедить учащихся и их родителей, в общем – то бесспорных понятиях. Купальный костюм на пляже понятен, но на улице или в магазине шокирует. Заниматься строительными работами, месить раствор, класть кирпичи в хорошем костюме глупо. Поскольку учёба один из видов трудовой деятельности она требует своей униформы. Правильно сформированное общественное мнение снимает реакцию отторжения. Родительский комитет нас поддержал, Осталось убедить учащихся. Для решения этой проблемы мы подключили ученическую Думу. Здесь поначалу не было единодушия. Я принёс им кучу проспектов с ученической формой. Предложил посмотреть эту тему в интернете. После долгих дебатов приняли компромиссное решение. Специальной формы не будет, у учащихся должен быть деловой стиль одежды. Опрятный и аккуратный внешний вид.

4. Нетерпимость к нарушениям дисциплины, анализ каждого случая и обязательно публичный приказ.

Всё это направлено на решение главной задачи, создание дополнительных мотивов к обучению.

Добиваться образования дополнительных мотивов можно разными методами, но опыт показывает, что самым действенным является - формирование общественного мнения и создания положительных традиций. Больше внимания хорошим ученикам, тогда будет меньше тех, кто доставляет нам проблемы. Приходится постоянно опровергать утверждение старухи Шапокляк, и ни одного хорошего дела не оставлять без внимания.

Я убедился на собственном опыте, что воспитательная работа это не только целенаправленное воздействие воспитателя на учащегося, а создание действенной системы направленной на решение комплекса воспитательных задач.

Эта система должна органически вписываться в структуру учебного заведения, так как является одной из его составляющих.

Организационное обеспечение учебно-воспитательного процесса, это наличие педагогических кадров и чёткое распределение обязанностей между ними, согласованность действий при соблюдении единых педагогических требований. Тогда она будет работать.

СИСТЕМА КООРДИНАТ

Чтобы построить систему воспитательной работы, а без системы работы не будет, нужно определиться с системой координат.

Для меня, самым главным лицом в школе всегда был ученик. Для него школа, персонал, уроки и мероприятия. Именно это первично. При такой постановке вопроса система будет работать.

Если учащийся будет на втором месте, он это сразу почувствует и контакта с ним не получится.

Считается, что воспитательная работа в учебном заведении строится исходя из того, что воспитание есть управление процессом развития личности. Я бы не рискнул высказываться столь категорично. В противном случае выходит, что детский алкоголизм, наркомания, преступность и проституция есть не что иное, как наш педагогический брак, то есть результат не правильного управления процессом развития личности? На самом деле на процесс развития личности влияет слишком много факторов и роль воспитателя, к сожалению не всегда определяющая. Опыт показывает, что всё выглядит гораздо скромнее. Мы приобщаем учащихся к обще человеческим ценностям, способствуем формированию понятий; ответственность, здоровье, творчество, патриотизм. Соответственно понятие ответственности предполагает воспитание законопослушного гражданина, понятие здоровья включает становление и укрепление здоровья, физическое совершенствование подростков, приобщение их к здоровому образу жизни, а понятие творчества ориентировано на нравственное совершенствование и развитие личности учащихся, создание условий для самовыражения. Естественно сюда относится и обретение учащимися трудовых, технических, художественных навыков, формирование коммуникативных способностей через конкурсы, практические занятия, кружки и творческие коллективы, экскурсии, посещение театров и музеев.

Реализация задач патриотического воспитания осуществляется через знакомство с героическими страницами истории родины и нашего края, через встречи с представителями совета ветеранов города, через участие в общегородских мероприятиях патриотического характера.

Кажется всё разложено по полочкам, правильно, но остаётся ощущение, что не сказано самое главное. Воспитатель состоится и будет результат от его работы только в одном случае, если он любит детей и свою работу.

Бытует устойчивое мнение, что воспитательная работа в учебном заведении это, прежде всего организация различных мероприятий и праздников. Мероприятия проводятся, значит, воспитательная работа ведётся. Казалось бы, чего проще для патриотического воспитания организовать встречу с ветеранами войны. Пригласили ветеранов, сняли с занятий учащихся, всех собрали вместе в актовом зале, вот тебе и мероприятие. Ветераны рассказывают, ученики слушают, в разделе патриотическое воспитание можно ставить галочку. На самом деле результат от такой встречи практически нулевой. Учащиеся рассеянно слушают стариков, которые повторяют почти слово в слово то, что ученики уже слышали на уроке истории, порой ветераны начинают перечислять номера воинских подразделений, которые принимали участие в боях, и находились на том или ином направлении. Все эти цифры учащимся ни о чём не говорят, они не готовы к восприятию подобного материала. Перед тем как встретиться с ветеранами учащиеся должны познакомиться с их биографиями, продумать вопросы к людям которые были участниками великих событий. Поэтому на такой встрече должны оказаться, не те, кого можно было безболезненно снять с занятий, а те, кто готовился к этой встречи. Мною была опробована такая форма работы, как «встреча – экскурсия». Поддерживая постоянные контакты с городским советом ветеранов, я попросил их помочь в организации встречи с теми ветеранами, которые непосредственно участвовали в обороне города. Мы брали автобус и совершали экскурсионную поездку по линии обороны 49 армии. Ветеран рассказывал, как в 1941-м здесь проходили бои, мы смотрели, где располагались немцы и где пролегли наши окопы. Мы посещали местные музеи. Зажигали свечи у братских могил. Это был совсем другой уровень восприятия. Отсюда вывод:

1. Любое мероприятие требует очень серьёзной подготовки.

2. Мероприятие должно проводиться только тогда, когда оно интересно учащимся и действительно необходимо, для решения определённых задач в воспитательном процессе.

Гуманистический принцип образования и воспитания предполагает реализацию воспитательных задач на каждом учебном занятии, создание воспитательной среды во внеурочное время, построение внеклассной работы нацеленной на духовное развитие каждого ученика. Большая часть этой воспитательной работы осуществляется классными руководителями, перечень функциональных обязанностей, которых включает глубокое знакомство с особенностями личности каждого ученика, знание семейной ситуации, анализ учебной деятельности, склонности и состояние здоровья, своевременную коррекцию личности, создание сплочённого ученического коллектива.

Общее планирование и организация воспитательной работой в учебном заведении результат коллективного труда, но я как зам по ВР ни когда не должен забывать, что именно обязан руководить и контролировать все эти процессы, опираясь на коллектив учебного заведения, общественные, и другие организации.

Что бы управлять всем процессом воспитательной работы, необходимо ориентироваться не только взаимосвязях учащийся-школа, но и во всем информационном поле, включая семью, досуг, и т.д.

Категория: История
14.11.2015 23:58


Рекомендуем курсы ПК и ПП