СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
СПЕЦИФИКА УРОКА МУЗЫКИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ
ШКОЛЕ VIII ВИДА.
Кто учился наукам, не применяя их
Похож на того, кто пахал, но не сеял.
Саади.
Работу в коррекционной школе VIII вида, в качестве учителя музыки(1- 4 классы) я начала со знакомства и изучения программы для СКОУ под редакцией В.В. Воронковой. В совершенстве владеющая программой Д.Кабалевского, я нашла ряд отличий.
Наряду с образовательными, развивающими, воспитательными задачами в программе В.В Воронковой прописаны и коррекционные задачи:
1.Коррекция отклонения в интеллектуальном развитии.
2.Коррекция нарушения звукопроизносительной сферы.
3.Содействие преодолению неадекватных форм поведения, снятие эмоционального напряжения.
4.Содействие приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими.
Далее я обратила внимание, что программа состоит из трех разделов:
«Пение», «Слушание музыки», «Элементы музыкальной грамоты».
Отличался и музыкальный материал, предназначенный для пения и слушания музыки. Это связано с тем, что умственно отсталым учащимся близки и доступны образы, имеющие отношение к быту, и к их интересам, весьма ограниченным.
Образный мир музыки для детей обучающихся в специальных учреждениях достаточно специфичен: игры и игрушки, образы животных, сказочно- героические персонажи, картины природы- это наиболее любимые детьми объекты, отраженные в музыке.
Репертуар для пения также имеет ограничения: небольшой диапазон детских голосов, затруднение в воспроизведении ритмического рисунка мелодии, общее недоразвитие и фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
Еще более развернутую информацию я получила о детях во время изучения их индивидуальных диагностических карт. В этих картах фиксируется состояние и развитие всех психофизических процессов учащихся.
Просмотрев карты учащихся, я увидела, что все дети имееют большие проблемы со здоровьем: у многих детей нарушение осанки, функций равновесия, плохо развита речь, память, мышление, а все это влияет на общее состояние организма: особенно на сердечно- сосудистую и дыхательную системы. Мне предстояло найти пути, решающие проблему здоровьесбережения учащихся на уроке музыки.
К тому моменту в школе уже работала программа «Здоровье», охватывающая все аспекты, связанные со здоровьем учащихся. Проводилась диагностика здоровья и мониторинг, происходящих изменений, связанных со здоровьем учащихся.
За эти годы именно школа выступала как здоровьесберегающее пространство, в котором все- учителя, ученики, родители, врач, администрация- являются участниками в неустанной заботе о здоровье.
Я познакомилась с рядом здоровьесберегающих технологий и пришла к выводу, что именно урок музыки может сделать для здоровья школьников гораздо больше, чем врач. А при личном знакомстве с учениками я выделила еще ряд проблем:
Я, как учитель музыки, должна была построить работу, взяв за основу здоровьесбережение учащихся. Кроме того, нужно было помнить о личностно-ориентированной,проблемно-поисковой и игровой технологиях. Конечно, я познакомилась с технологией М.Монтессори, которая как нельзя лучше подходила для работы с учащимися начальных классов СКОУ. Но нужна была и специальная музыкально- образовательная технология, которая обеспечивает компенсацию нарушений и социальную адаптацию ребенка в окружающей среде.
Я поняла, что нужно строить урок музыки в коррекционной школе иначе.А как именно, мне подсказала книга- учебник И.Волковой «Логопедическая ритмика» и программа Ж. Фирилевой «Са-фи-дан-се».
На основе изученной литературы, я создала свой урок, непохожий на те, которые проводила в общеобразовательной школе. Основа урока- логопедическая ритмика. Она основана на взаимосвязи слова, музыки и движения. Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный коррекционно- развивающий процесс, который состоит из двух основных направлений:
1.Развитие, воспитание и коррекция вербальных процессов у детей с речевыми нарушениями:слуховое внимание, память, моторика, а также эмоциональная и коммуникативная сферы.
2.Коррекция речевых нарушений: темпа и ритма дыхания и речи, фонематического слуха.
Логоритмическая работа осуществляется различными средствами: игры со словами, пением, инсценировками, движением под музыку и т.д.
Средства логоритмики представляют собой целую систему постепенно усложняющихся ритмических, музыкально- ритмических, логопедических упражнений и заданий, лежащих в основе самостоятельной, двигательной, музыкальной и речевой деятельности детей с речевыми нарушениями.
Именно логоритмика помогла мне решать одну из главных коррекционных задач: коррекция звукопроизносительной стороны речи учащихся.В общеобразовательной школе такая задача перед учителем музыки не стоит.
Я обратила внимание, что при хоровом пении учащихся, невозможно разобрать текст песен, нужно было начать работу в этом направлении, и чем быстрее, тем лучше.
Хуже всего обстояли дела в классах «Особый ребенок».Эти классы в школе были открыты совсем недавно.Опыта работы с глубоко умственно отсталыми детьми у меня не было совсем. В классах обучались по 7-8 человек. Дети не умели говорить, плохо видели, слышали, двигались. Пугало и поведение детей: порой неадекватное, либо агрессивное, либо наоборот пассивное. Работать в таких классах было очень сложно. Внимания детей хватало на 20 минут урока. Предстояло найти непростое решение: как проводить уроки в таких классах.
Но вскоре я увидела, что когда дети попадают в упорядоченную, спокойную атмосферу нашей школы, где отработан режим дня: уроки, перемены, прогулки, двухразовое питание, то они очень быстро привыкают и адаптируются. Кроме того, нужно было и на уроке музыки научиться не устранять причину дефекта, а бороться с ее последствием.
Учитывая все эти компоненты, я начала выстраивать свой урок музыки, в чем мне как всегда помогла программа по музыке Д.Кабалевского, лучше которой никто еще не придумал.
Я уже поняла, что хотя учащиеся и умственно отсталые, это не повод не развивать их умственные способности, до их личного индивидуального предела.
Я взяла за основу урока основные понятия: композитор, исполнитель, слушатель. На каждом уроке дети превращаются в детей- слушателей, в детей-исполнителей, знакомятся с композиторами.
Учитывая, что состояние наших учеников соответствует уровню детей детского сада, я взяла за основу уроков музыки игру. Игра- прекрасное средство активизации процессов у детей, повышения интереса к окружающему миру и к общению.
Цель игры, не менять, не переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. Все мои уроки пронизаны играми. Это игры- приветствия, пальчиковые игры, игры с предметами, музыкально- подвижные, коммуникативные, артикуляционные, дыхательные, игры- релаксации. Именно с помощью игр я решаю проблему здоровьесбережения учащихся. Например, работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится не просто в форме артикуляционной гимнастики, а с игровыми моментами.(Сказка про язычок).
Дети проявляют большой интерес к тому как они говорят-«ребенок не чужд любознательности и по отношению к физиологии произношения».Он задается вопросом, какие органы участвуют в произношении, и даже готов эксперементировать в этом направлении».
Поэтому перед началом работы над артикуляционным аппаратом я рассказала детям, что в произношении слов участвуют рот, губы, язык, зубы, кончик языка. Важен эмоциональный настрой и путь от простых упражнений к сложным. Сначала при выполнении заданий наблюдается напряжение движений органов артикуляционного аппарата, постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными скоординированными.
По такой же схеме я провожу работу над дыханием.Пробовала упражнения из гимнастики А.Стрельниковой, но они оказались очень сложными для наших детей, пришлось использовать более простые(нюхаем цветы, сдуваем снежинки).
Своей большой находкой для урока музыки считаю использование пальчиковых игр. Зная о том, что чем лучше у ребенка развита мелкая моторика, тем лучше у ребенка развита речь, я на каждом уроке стала использовать пальчиковые игры. Вначале была поражена, что дети не могут сложить из пальчиков простейшие фигуры: петушка, козу, гусей и т.д. Приходилось индивидуально складывать фигуры с каждым ребенком, многократно повторять, прежде,чем дети сами смогли сказать и слова игры и непринужденно поработать пальчиками обеих рук. Очень кропотливый и долгий процесс. Ученикам пальчиковые игры очень нравятся: они доступны по содержанию, близки к жизни, интересны и разнообразны. Мне эти игры помогают решать проблему отдыха и оздоровления на уроке музыки. С их помощью я имею возможность развивать память, речь, мелкую моторику, а также осуществлять коррекцию звукопроизносительной стороны речи учащихся. К пальчиковым играм я обратилась чисто интуитивно.Но когда я познакомилась с программами Ж.Фирилевой «Са-фи дан-се» и И.Каплуновой «Ладушки», то в них я увидела специальные разделы под названием «пальчиковая гимнастика». Я поняла, что двигаюсь в правильном направлении. В общеобразовательной школе я этим не занималась, хотя понимаю, что пальчиковая гимнастика может укрепить здоровье любого ученика.
Большое внимание уделяю на уроке музыки и упражнениям на развитие крупной моторики. Провожу игровые физкультминутки под музыку. Происходит смена деятельности учащихся, которая дает возможность отдыха и одновременно активизирует внимание на последующую деятельность.
Очень люблю включать в урок парные игры, игры- релаксации, стараюсь начинать урок играми- приветствиями. Помогает совершенствовать себя как учителя музыки технология М.Монтессори,а именно:
Я сознательно отказываюсь от роли руководителя, я просто хозяйка класса, в котором можно интересно провести время. Сознательно отказываюсь от авторитарных форм воздействия, перехожу на личностно- ориентированное общение.
Я активна, но не в управлении деятельностью ребенка, а в эмоциональном вовлечении в нее. Я настроена на получение приятных эмоций от общения с ребенком. Все это создает благоприятный психологический климат в классе. Важен также доброжелательный тон, взаимопонимание, улыбкотерапия.
Использование Монтессори-педагогики, которая удивительно технологична и продумана, позволяет мне помочь ребенку развиваться в его собственном темпе, в соответствии с его способностями, что очень важно для коррекционной школы.М.Монтессори говорила, что в воспитании мы должны касаться не только науки, сколько интереса к человечеству и его культуре.Культура- всеобщий аспект, способный объединить разум всех людей в одну гармонию.Гармония дает детям уверенность в себе: я все смогу, у меня все получится. С этой психологической ступени начинается путь в страну детского сотрудничества, когда учитель вместе с детьми, а не над ними. Творчество требует от человека координации всех нравственных сил, всплеск активности благотворно действует на психику человека, а значит, и на его здоровье. Творческий процесс исцеляет.
Итогом творческой работы учителя музыки могут служить массовые общешкольные мероприятия: утренники, музыкальные праздники, конкурсы инсценированных песен, фольклорные праздники, музыкальные викторины. В школе работает в рамках дополнительного образования хоровой кружок «Скворушка», который посещают как правило 90 % всех учащихся начальной школы.На всех общешкольных мероприятиях сочетаются разные виды музыкальной, художественно речевой, игровой, свободно- импровизированной деятельности.
Важным фактором является привлечение родителей на разные общешкольные, классные мероприятия не только как зрителей, но и как активных участников сценок, игр, хороводов. Для проведения таких мероприятий важно ощущение успеха, когда ребенок с проблемами преодолевает свой страх, свое неумение, застенчивость, робость.
Ситуация успеха по отношению к ребенку с ОВЗ носит безусловно искусственный, специально создаваемый характер. Некоторое время педагог как будто не замечает недостатков детей, отмечает только достоинства и лишь постепенно, в процессе коррекционной работы может осторожно указать на недостатки, помочь вначале вместе исправить их, а затем ребенок самостоятельно решает эту задачу.
Итак, урок музыки в коррекционной школе- это не только приобщение детей к музыкальной культуре, развитие их музыкальных способностей, но и коррекция нарушений в развитии ребенка средствами музыки, музыкальной деятельности. В процессе организации и проведения урока музыки с такими детьми важно учитывать индивидуальные и возрастные особенности ребенка, использовать специальные методы и приемы музыкального обучения и воспитания. И самое главное, каждый урок музыки может стать полезным, интересным, запоминающимся благодаря инициативе и творчеству учителя. Хочу, чтобы талант учителя и его желание работать не имело предела.
Литература
1.Волкова Г.А. Логопедическая ритмика,- М. Просвещение, 2003.
2.МедведеваЕ.А. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика.- М., Просвещение,2002.
3.Программа специальных(коррекционных ) образовательных учреждений VIII вида 0-4 класс под редакцией В.В.Воронковой- М.,Просвещение, 2004.
4.Фирилева Ж.Е. программа «Са-фи-дан-се»,- С Петербург,2003.
5. Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии.Ставрополь, 2006.
© 2024, Кваша Татьяна Петровна 12