СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗЦИИ ПОДВИЖНЫХ ИГР С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Димухаметова М.В.
МДОУ «Ижевский детский сад «Солнышко»
Менделеевского муниципального района РТ
Что же больше всего любят малыши? Не задумываясь, можем ответить ? играть. Игр очень много, они разные, но особое место среди них занимают подвижные. Игра в какой бы форме она не выражалась, всегда вызывает у детей целую гамму радостных чувств. А в подвижной игре с ее многообразными моментами веселой неожиданности, малыши, выполняя игровое действие, испытывают чувство удовольствия от соучастия в игровой ситуации самих движений, совместно затраченных целей.
Без сомнения, ребенку приятно чувствовать себя ловким, быстрым. В игре он может все: проскакать на лошадке, прокатиться на поезде, взлететь на самолете и т.д. « Только понарошку »,? подумаем мы. Но для ребенка в каждой игре существует реальный мир, в котором малыш живет и действует. Игра для ребенка полна реального смысла.
Подвижные игры занимают большое место в жизни маленького ребенка. Они обязательно включаются в содержание ежедневных прогулак с целью оздоровления детей, повышения двигательной активности, обогащения двигательного опыта детей в условиях участка детского сада. Таким образом, подвижные игры имеют огромное значение для всестороннего развития ребенка раннего возраста.
Необходимо обеспечить правильное руководство играми со стороны взрослых. Прежде всего важно правильно выбрать игру с учетом не только возраста ребенка, но и фактического уровня развития, здоровья, типа нервной системы. Взрослый должен четко знать, с какой целью он хочет провести игру.
Например, повысить двигательную активность или, наоборот, успокоить детей, а иногда просто позабавить их. В зависимости от цели подбирается игра. Взрослый должен хорошо изучить содержание, выучить текст, подобрать пособия, продумать их размещение, а также способ организации детей на игру. Иногда можно начать игру с теми детьми, которые находятся рядом. Постепенно остальные дети заинтересуются и тоже включатся в игру. Можно заинтересовать детей небольшим рассказом, связанным с содержанием игры. Воспитатель в начале игры говорит только самое главное, чтобы начать игру, привлечь внимание детей. В процессе игры дополняет рассказ и действует вместе с детьми, взяв на себя главную роль.
Ценность подвижных игр заключается не только в том, что дети активно, но и в том, что благодаря доброжелательному и вдумчивому руководству взрослого они в меру своих возможностей успешно осваивают различные действия. Малыши упражняются в беге и ходьбе, подпрыгивают, подлезают под препятствия и перелезают через него. Это конкретная цель игры понятна каждому ребенку.
Чтобы ходьба и бег не были самоцелью, полезно эти движения сочетать с выполнением какого-то конкретного задания:
? мячи «выпрыгивают» из корзины – дети их догоняют;
? малыши идут в гости к спящему мишке тихо-тихо, на носочках, но потом вдруг громко топают и хлопают в ладони, так они «будят» мишку;
? зайчата прыгают, им весело, но вдруг, по сигналу об опасности, быстро убегают в свои «домики»
? «машины» едут в одном направлении и с одной скоростью.
Ведущая роль в руководстве деятельностью детей в игре остается за воспитателем. Он всегда рядом с малышами, в процессе игры помогают им удерживать в памяти поставленную задачу, напоминает, что маленькие мышки бегают быстро, но ведут себя тихо, чтобы кот Мурзик узнал, где их норка.
Подвижные игры способствуют устранению замкнутости, застенчивости; у ребенка появляется умение слушать и слышать речь взрослого, развивается навык начинать и заканчивать действия по сигналу; постепенно зарождается чувство коллективизма, товарищества, это очень важно.
Характерной особенностью игр для младшего возраста является то, что все дети находятся в одинаковых условиях. Если есть дополнительная роль, например, в играх « Кошка и мыши» ? кошка, «Воробышки и автомобиль» ? машина, « Куры в огороде» ? сторож и другие, то эту роль вначале выполняет сам воспитатель и только после освоения игры передает ребенку.
Взрослый, играя с детьми, подсказывает ход игры, показывает движения. Например, в игре «Воробышки и автомобиль» воспитатель сначала показывает действия воробышек, вместе с малышами бегает, расставив руки в стороны, ? «воробышки летают», присаживаются, стучат по коленам пальцами, ? «воробышки клюют зернышки» и т.д., а потом подсказывает детям, что воробышки должны убегать, когда едет машина и изображает езду на машине.
Перед началом игры взрослый выразительно объясняет правила, специально обращая внимание малышей на сигналы, по которым им следует менять или прекращать свои действия. Дети, запоминая новые слова и их значение, тренируют память, их речевые общения с воспитателем во время подвижных игр усиливается. Потом они сами часто просят поиграть в знакомые подвижные игры.
В подвижной игре малыш не может прыгать, скакать, бегать просто так, без всякой причины. Надо, чтобы в игре был кто-либо, от кого он будет убегать, или кто-то, кого непременно нужно догнать, от кого-то спрятаться, кого-то искать, а кому-то подражать.
Такую роль на себя принимает образная игрушка, она же является и основным партнером в подвижной игре. Образная игрушка дает ребенку повод не только радоваться, но и вызывает разнообразные чувства: волнение, восторг, нежность. Оживает детское представление, влияет на игровое поведение, дает возможность активно действовать.
Благодаря игрушке-персонажу дети быстрее запоминают содержание и правила игры. Она же подсказывает последовательность выполнения игровых заданий.
С помощью игрушек взрослый без принуждения управляет поведение детей. Ребенок, общаясь по ходу игры с персонажем, учиться сдерживать себя, выполнять двигательные задания по сигналу.
Благодаря игрушке застенчивый малыш быстрее осваивается в коллективе сверстников и, преодолевая робость, самостоятельно включается в сюжетную игру. Игрушка создает дополнительную возможность общения взрослого с детьми, формирует у них умение вслушиваться в обращенную к ним речь, помогает им получать информацию познавательного характера. Ребенок учится вести диалог с партнером по игре. Благодаря постоянному словесному общению развивается ответная речь ребенка.
В играх сложного сюжета, когда принимают участие несколько персонажей (игра «Кто-то в гости к нам спешит»), у детей развивается ориентировка в изменяющихся ситуациях, они учатся переключать внимание с одного действия на другое.
Одна из главных задач, стоящих перед воспитателем при руководстве деятельностью детей в процессе игры, ? формирование пространственного представления, умения владеть пространством. Во время игры ребенок, прежде всего сосредотачивает свое внимание на движении, но одновременно ему необходимо видеть не только пространство, в котором он действует, но и ощущать себя в нем, а также видеть окружающие его предметы.
Наиболее сложно ориентироваться малышу в определении близости или удаленности окружающих предметов или его самого по отношению к ним. Мы предлагаем упражнять детей в определении таких понятий, как «близко ? далеко», «низко ? высоко». В их речевую практику вводятся слова, уточняющие пространственное положение предметов: впереди, сзади, по середине, рядом, внизу, вверху, около, друг за другом, через и т.п. Например, мяч большой, он прыгает высоко, собачка сидит в середине круга, дети предупреждают цыплят, чтобы они не уходили от «мамы-наседки».
Нужно развивать ориентировку на величину предмета: сначала «пузырь» был маленьким ? дети стояли близко друг к другу; но вот они разошлись и «надули» большой пузырь.
Нужно направить внимание детей на чувственное восприятие скорости движения: на машине можно ехать быстро и медленно; начинается дождь, падают редкие капельки ? дети стучат пальчиком по ладошке, движения медленные; дождь пошел сильный, а движения пальчиков становятся быстрее.
Совершая действия по сюжету игры, они учатся своевременно реагировать определенным сигналам: звуковые и словесные. Это очень важные ориентиры, помогающим малышам выполнять игровую задачу, своевременно переключиться с одного действия на другое, изменять способ движения.
В подвижной игре не обойтись без оборудования игровых предметов и пособий. Они-то вызывают у ребенка интерес к движениям, предупреждают развитие двигательных стереотипов.
Пока у детей мал запас действий и нередко они испытывают затруднение при их выполнении, пособия необходимо предварительно обыгрывать в самостоятельной деятельности, на физкультурном занятии, в игровых упражнениях.
Непременным условием правильного руководства деятельностью детей в процессе игры является общение. Тон общения с ребенком только доброжелательный, но не приказной интонацией, только мягкий, но не резкий. В разговоре необходимо ясно выражать свои мысли, говорить простым, понятным языком, не проглатывая отдельных звуков и окончаний.
В ходе игры воспитатель держит в поле зрения всех ребят, но доверительные отношения между взрослым и малышам могут установиться лишь в том случае, если это общения индивидуальное. Оно очень важно для эмоционального состояния ребенка и, кроме того, позволяет сосредотачивать его внимание на любом игровом эпизоде.
Индивидуальный контакт нужно постараться поддерживать на протяжении всей игры. Общение с малышами может быть не только словесным, в ряде случаев ему будет понятен ласковый взгляд или улыбка воспитателя.
Малышам будет интересно, если воспитатель не просто объяснит, а эмоционально и выразительно передаст содержание игры, используя образные возможности сюжетного рассказа; даст понятную характеристику персонажам, чтобы у детей осталось яркое представление об игровых действиях.
Воспитатель учит детей управлять своим поведением, сдерживать себя, спокойно переносить незначительные неприятности. В подвижной игре развивается культура поведения ребенка.
© 2015, Димухаметова Милауша Вагизовна 1447