СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Иногда я размышляю на разные темы и стараюсь капнуть глубже, в чём мне помогает образование психолога. Я не считаю эти мысли как истину, поскольку это только размышления… И по данному вопросу мысли не являются конкретными фактами, и вы можете с ними не согласиться: возможно, я не права, возможно, мне не хватает профессионального опыта. Но размышления есть, и я имею право на это мнение, чем хотелось бы с вами поделиться.
(Всё своими словами. По опыту двух лет работы с классом.)
В нашей работе все цели нашей деятельности уже давно определены. Но в зависимости от набора детей, от личности учителя какая-то цель становится на первый план. В моей воспитательной работе на первом месте стоит сплочение коллектива.
Мы, даже образовывая, воспитываем каждого ребёнка, и как предлагает ФГОС: развиваем и воспитываем разностороннюю личность. И я задумалась: зачем нужно сплочение коллектива, если каждый ребёнок индивидуален и имеет право общаться и делать что-то сообща с тем, с кем посчитает нужным, с кем ему интересно? Но так повелось, что уже с малых лет мы готовим детей ко взрослой жизни: не всегда придётся делать то, что тебе хочется, общаться нужно будет не только с теми, с кем хочется. Когда-то ты выйдешь на работу, где будут люди не знакомые, и придётся с ними работать для достижения общей цели организации. Поэтому нужно уметь общаться с любым человеком, уважать тех, кто вокруг тебя, а этому можно научиться только общаясь с другими, посторонними тебе людьми. И мы в школах как раз и готовим детей к жизни, воспитывая и давая им образование, и в том числе учим взаимодействовать с другими, поэтому и называем класс коллективом, это как бы макет коллектива в котором когда-то будущему взрослому придётся работать. Но как таковой ученический коллектив не совсем подходит под определение понятия «коллектив – группа, совокупность людей, работающих на одном предприятии, в одной организации, объединённых совместной деятельностью в рамках общей цели». И в любых других определениях ключевым является – «достижение общей цели». И если обратиться к понятию «ученический коллектив», то там предполагается всё тоже самое, что и в рабочем коллективе.
Но я считаю, что вот этой самой ключевой ОБЩЕЙ цели в ученическом коллективе нет, есть цель для каждого отдельно – получить знания, и лишь в спортивных соревнованиях может появиться общая цель, но это скорее команда, а не коллектив, но сам по себе коллектив будет учить командному духу.
И под целью «сплочение коллектива» я вижу целИ: научить взаимодействовать с другими, научить уважать другого, воспитать толерантность, научить общаться не только с тем, кто тебе интересен, дружелюбию, научить жить в коллективе и воспитать командный дух. И получается, что цель ученического коллектива – научить быть с разными людьми, и тут у каждого своя цель, а это не подходит под определение «коллектив», потому что там цель всех достигается каждым во благо одного, чтобы целая организация развивалась. Поэтому я для себя слово «коллектив» в отношении школы беру в кавычки.
По наблюдениям могу сказать, дома тоже не всегда детей учат уважать друг друга… И даже сами родители вызывают негатив у детей к определённому ребёнку, обсуждая как детей, так и семьи.
По большому счёту в ученический коллектив входят дети, учитель и родители. Поэтому нужно сплачивать не только учеников между собой, но и родителей друг с другом, родителей с детьми, и, конечно, детей и родителей с учителем.
Все праздники я провожу совместно с детьми и родителями. И обязательно после мы проводим чаепитие, причём я всегда настаиваю именно на чаепитии, а не просто на соке. Мне кажется, что ритуал «чаепития» сближает, создаёт домашнюю обстановку, даёт теплоту.
По предыдущему опыту на протяжении первых 2-х лет обучения явным лидером в классе была я, и меня это радовало. (Я проводила тайное голосование на выбор старосты и сказала, что это должен быть человек, на которого вы хотите ровняться, которого вы сможете слушать. Дети выбрали меня.) Почему меня это радовало? В детях в этом возрасте пока нет тех качеств, когда они на самом деле могут понять: кто поступает хорошо, а кто нет, чтобы понять, кого слушать и на какие поступки ровняться. Я и сама не видела в них явного лидера: есть тот, кто громче всех, кто-то всех веселит, кто-то по-настоящему воспитан и хорошо себя ведёт, они же даже хорошо учатся, но почему-то на примере ведомых детей, можно сказать, что они больше идут за тем, кто себя плохо ведёт. Конечно же радовало, что в классе нет "изгоев", обычно это сразу проявляется: кто не может наладить контакт или как-то не так выглядит. (Иначе это огромная проблема для коллектива, для учителя и для конкретного ребёнка.) Я стараюсь воспитывать толерантность, чтобы дети принимали друг друга такими, какие они есть…. Полный, заикается, молчит или хулиган…. Не акцентировать на этом внимания. Не выводить это в ГРОМНЫЙ "минус". Это моя важнейшая цель в этом направлении: чтобы не было изгоев, чтобы они мало или много, но общались каждый друг с другом. Потому что это самое страшное – для личности одного, когда он выделен как изгой, и для личности каждого в коллективе – выделять, отождествлять кого-то от себя… это будет говорить о плохом качестве личности каждого из коллектива.
Итак,
1-е мероприятие, которое было мною проведено, это «Золотая осень», где я пригласила к участию родителей. Мне помогали 3 мамы, которые играли определённых героев – они выучили слова, подготовили дома костюмы.
2. Последний звонок: дети пели песни, читали стихи. Для всех были подготовлены конкурсы. Я от себя заказала 2 торта в подарок детям с надписями «С окончанием 1-го класса!» и «Моим любимым детям! От Т.Ю.»
3. 2-й праздник Осени - мы провели на природе. Мы планировали поехать на 2 часа, но не хотелось расходиться и в итоге провели там 4 часа. Мы разожгли костёр, дети как муравьи собирали дрова. Пили чай с костра. И будучи там, я предоставила родителям всю деятельность с детьми: они организовывали детей на игры, гуляли с ними по лесу, фотографировали. Именно это мероприятие больше сблизило родителей. Потом в кабинете мы вывесили стенгазету с фотоотчётом нашей поездки.
4. В прошлом году на НГ мы ходили в центр на представление с родителями, этот Новый год я решила провести сама, с родителями. Дедом Морозом и Снегурочкой были наши родители.
5. Совместный праздник, посвящённый 23 февраля и 8 марта – это был концерт из 8 песен для родителей. Это мероприятие я готовила как показательное для родителей: показать, что дети могут не только баловаться, но в них есть и много хорошего, а также в какой-то степени показать, что и я не просто провожу уроки, но и занимаюсь культурным и духовным воспитанием их детей. Мы отрепетировали 8 песен. Да, на репетициях вели себя плохо, и я как могла доносила до них, что на концерте они буду не каждый за себя, они будут хором, которые будут петь для самых близких им людей и не просто для своих, а для близких людей своего КЛАССА. Дети меня поразили, но мы не хор, мы просто были 2-м классом. (Как и на Последний звонок в 1-м классе, так и на репетициях к этому концерту дети себя плохо вели, а потом вышли и спели - и тогда я поняла, что в самый трудный момент мои дети меня не подведут.)
6. В конце 2-го класса (в мае) мы повторили наш выезд (на то же самое место). На мой взгляд, такие выезды очень сплачивают – совместный отдых, игры.
Это были мероприятия вместе с родителями. Но и просто классом мы ездили в театр, на экскурсии.
А также в спортивной эстафете к 23 февраля, пусть и не весь класс, но 7 мальчиков принимали участие, представляя целый класс. (И хотя я не могу считать, что мои дети эти уже коллектив и у них развит командный дух.) Но они своему классу. Я не считаю это своей заслугой, но всё же.
В кабинете у нас стоял фотоальбом с фотографиями нашего класса за весь период обучения – наши выезды, как играли во дворе школы, как купались в бассейне, с уроков.
Конечно же, это не вся работа: есть ещё часы общения и каждодневные беседы об уважении друг друга, о ценности и бережливости в отношении друг друга.
© 2016, Абдульманова Татьяна Юсуповна 1059