СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Необычная умственная активность и энергия познавательных занятий, например, у пятилетнего ребенка еще недают гарантий, что такое сохранится надолго. Могут измениться интересы и устремления. К тому же, быстрый темп возрастного умственного развития, часто затрагивает разные стороны интеллекта неодинаково: возрастание зрелости в чем-то одном может сочетаться с задержками по другим направлениям. Такая неравномерность умственного подъема также может стать источником трудностей в дальнейшем развитии.
Таким образом, имеется много возможных причин, почему ребенок с многообещающим умственным стартом может не оправдать ожиданий. И не надо поэтому слишком обольщаться ранними умственными достижениями. Известные слова Л.Н. Толстого о вындеркиндах: "Сколько я их встречал и сколько раз обманулся!. Нет! Я теперь никому и ничему между ними не верю! Пуская наперед вырастут, и окрепнут, и докажут, что они не пустой фейерверк!."
Но это не значит, что ранние проявления одаренности вообще не надо принимать всерьез. Такой вывод был бы совершенно неверным. Нельзя упускать из виду, что возрастная одаренность далеко не всегда проходит бесследно - она определенным образом сказывается на формирующихся способностях.
У немалого числа детей с ранним подъемом интеллекта те умственные достоинства, которые обнаруживаются в период ускоренного развития, в той или иной форме сохраняются в дальнейшем, приумножаются - необычность этих детей оказывается действительным предвестником их особых возможностей. Здесь черты детской одаренности как бы выдерживают испытание временем.
Не надежность прогноза может порождать безразличие к детским признакам одаренности. А ведь каким бы ни оказалось будущее, простор развитию индивидуальных особенностей ребенка необходимым сейчас, надо поддерживать и укреплять ранние ростки способностей. Многие думают, что ребенок, опережающий сверстников по уровню интеллекта, блещущий умственными способностями, небудет встречать трудностей в учебных занятиях, ему, очевидно, уготовано более счастливое, чем у других, детство. В действительности же детей с ранним умственным расцветом могут ожидать немалые сложности и дома, и в школе.
Прежде всего, важно, как поведут себя родители и другие старшие члены семьи, когда обнаружится необычность ребенка. Часто, наряду с радостью и гордостью, такой ребенок вызывает озабоченность и даже тревогу. Иначе говоря - его родителей беспокоит то, о чем другие, казалось бы, могут лишь мечтать: ребенок прочитывает все книги в доме; он поглащен решением задач; его не оторвать от монтирования каких нибудь инструментов. Такое пристрастие к умственной работе производит впечатление чрезмерности. Нередко родители, с которми ничего подобного не происходило, опасливо присматриваются к такой увлеченности, к занятиям не по возрасту. И больше всего боятся: не болезнь ли это - необычная яркость способностей, неутомимая умственная способность, разнообразие интересов. При этом далеко не всегда взрослым удается хотя бы не обрушить на голову ребенка все свои сомнения и страхи.
В других семьях чрезвычайные детские способности приемствуются как готовый дар, которым спешат пользоваться и который сулит большое будущее. Здесь восхищаются успехами ребенка, необычностью его возможностей и охотно их демонстрируют знакомым и незнакомым. Так подогревается детское тщеславие, а на основе самомнения и тщеславия не так-то легко найти общий язык со сверстниками. В дальнейшем это может обернуться не малыми огорчениями, а то и горестями для растущего человека.
В семье детям с признаками одаренности, труднее,чем обычным детям. Труднее не зависимо то того, восхищаются ли ими без меры, или считают странными. Взрослые могут ошибиться в своих оценках, когра встречают у ребенка то, чего они не ожидали. Таким образом, в вопросе о воспитании одаренных детей, большая ответственность лежит на специалистах: воспитателях детских садов, учителях, детских психологах. Они должны вовремя подсказать, направить родительское воспитание. Ребенок с ранним расцветом интеллекта встречает трудности, непонимание не только дома, в кругу семьи, но и в детском саду, в школе, где всех учат одинаково, и учение начинается зачастую с того, что ему уже не интересно. Именно наиболее любознательным часто становится скучно в классе после первых же уроков. Уже умеющие читать и считать, они вынуждены пребывать в безделье, пока другие осваивают азбуку и начальные арифметические действия. Конечно, очень многое зависит от того как ведется преподавание. Некоторые педагоги учат не просто навыкам, например, чтения или письма, а одновременно уделяют внимание, предположим, анализу соотношения звуков и букв, т.е. в какой-то мере вводят учеников в теорию языка. Такое развивающее обучение может быть особенно привлекательно для самых сильных учеников, но беда наших школ в том, что даже самый лучший учитель, имея дело с целым классом, лишен возможности ориентироваться на тех, кто идет впереди. Большенству учителей просто некогда заниматься одаренными детьми, а некоторым из них ученики с поражающими познаниями, с не всегда понятной умственной активностью - мешают. Бывае и так: в ученике незаурядном, но с высоким умственным уровнем, педагог нередко видит прежде всего лишь восприимчивого к учению, не замечая, что такой ребенок нуждается в особом подходе.
Трудности могут начаться с того, что ребенок, опережающий сверсников, склонен постоянно привлекать к себе внимание. Стремительное выполнение заданий, готовность правильно ответить на вопрос учителя - для него желанная умственная игра, состязание. И он торопливее других тянет руку - радостный и предвкушающий одобрение и при этом все время жаждущий новой умственной пищи. Но это через какое-то время и надоедает учителю и ему самому. Такой ученик становится постепенно всем втягость. Часто в начальных классах наиболее развитого ученика почти перестают спрашивать: учитель ведь уверен, что он и так знает. Если ребенок все же настойчиво пытается что-нибудь сказать или спросить, то может нарваться и на упрек, что он "выскочка". А когда он видит, что его активность учителю не нужна, и переключается на что-нибудь посторонние - не миновать недовольства, а то и раздражение педагога: почему отвлекается и не интересуется занятиями? Уже не слишком ли он о себе возомнил? И такой ребёнок, поначалу энтузиаст учебных занятий постепенно становится лишним в школе,а она ему не нужной. Он предпочитает болеть, лишь бы не посещать уроки. В результате уже в первые же годы многие выдающиеся дети оказываются в конфликте с учителями. А те иногда и сами не знают, чем такой ребёнок их раздражает: с одной стороны, все-таки вундеркинд, а с другой - какой-то "ненормальный".
Причина такого конфликта в том, что наиболее способные ученики нуждаются в нагрузке, которая была бы под стать их умственным силам, а наша школа, кроме стандартной программы, ничего им предложить не может. Обычная картина: на контрольной работе по математике пока большинство ребят едва-едва только к концу урока решает предложенные задачи, два-три ученика успевают сделать свой вариант, вариант для соседнего ряда и ещё ищут, чем бы заняться. Иногда они получают новые примеры или начинают делать домашние задания, но это в лучшем случае. Часто учитель отказывается давать дополнительные задания, мотивируя тем, что не намерен проверять лишнее. Бывает и так: ученикам, которые полностью решили все задачи надоедает просто так сидеть в ожидании конца урока, они начинают переговариваться, баловаться и кончается это тем, что от них требуют дневники в которых появляются: "болтал на уроке", "плохое поведение в классе". Незаурядный ученик - испытание для учителя, особенно если для учителя главное чтобы был порядок, а как развитому и независимому ученику не взбунтоваться против муштры?!
Правда, немалая часть учащихся, с ранним развитием способнстей, в конечном счете как-то приспосабливается к общим требованиям. Но происходит это, в сущности, ценою ослабления, если не потери некоторых важных особенностей, отличающих таких детей. Они вынуждены становиться менее самостоятельными, тормозить свою любознательность и творческие порывы. Их особые возможности остаются не востребованными.
© 2019, Швецова Александра Сергеевна 326