СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Способы тестирования на уроке физической культуры.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Способы тестирования на уроке физической культуры.

(доклад на МО ГУ «ОСМШ»).

Оценка успеваемости – одно из средств повышения эффективности учебного процесса. Она помогает контролировать освоение программного материала, информирует о двигательной подготовленности ученика на уроке. Принято считать, что если ученик показывает результат ниже норматива, предусмотренного программой, оценка снижается. Мое мнение невыполнение нормативов по независящим от школьника причинам не является основанием для снижения оценок.  Учитель получает информацию о движениях учеников лишь посредством зрения. Зрительное впечатление касается качественной стороны движения, но не количественных параметров. Как бы опытен ни был учитель, он не в состоянии на основе своих зрительных наблюдений точно определить, как велико усилие, развиваемое мышцами ученика. Можно определить амплитуду движения на глаз, но выразить в точных мерах пространства – см, мин – невозможно. Следовательно, такая информация носит субъективный характер. На уроке чаще отмечается такая информация как выше, ниже, дальше, быстрее, медленнее и т.д., т.е. не называются численные меры движения. Между тем обучение требует, чтобы информация носила объективный характер. Информация должна содержать в себе сведения о количественной стороне движений. Таким источником информации служит тестирование или сдача контрольных нормативов. Виды контрольных испытаний на начальном этапе обучения двигательным действиям и в начальном и среднем звене едины, но различны в старшем звене в зависимости от вида спорта. Например, для баскетбола – штрафные броски с количеством попаданий, в волейболе – точность подачи мяча в заданную зону и т.д. Цели, преследуемые тестированием на разных этапах обучения также различны. В 1 классе учитель определяет готовность ученика выполнять те или иные упражнения, учит выполнять казалось бы, такие простые, на первый взгляд, но сложные для данного возраста упражнения, как прыжок в длину с места, броски и передача мяча, метание. К 12 – 13 годам достигается высокий уровень функционирования двигательного анализатора. Можно считать, что в этом возрасте доступны любые движения, если только они не требуют большой мышечной силы и большой амплитуды движений. Но, естественно, возвращаясь к сказанному, для того, чтобы выполнять любое движение технически правильно, необходимо начинать обучение этому движению в более раннем возрасте. Здесь тестирование позволяет определить наибольший пробел в двигательных умениях и, правильно построив учебный процесс, перевести эти умения в более высокие, т.е. в навыки.  Если школьник к 13-14 годам научится правильно в техническом отношении выполнять то или иное движение, то в юношеском возрасте он сможет достичь высокого мастерства в избранном виде спорта.

            Учебные нормативы принимаются в различных формах – зачет, тестирование, соревнование. Периодическая проверка успехов по системе контрольных нормативов с количественной оценкой движений -  подтягивание – раз, прыжок в длину – в см и обязательная информация об этом ученика стимулирует его к достижению более высоких результатов. Составляется таблица роста спортивных результатов на учебный год. Туда вносятся сведения о количественном выполнении нормативов на начало учебного года, конец каждой четверти, конец учебного года. Такая таблица дает как общую картину подготовленности учеников класса, так и физической готовности каждого учащегося отдельно. Основываясь на данные таблицы, учителю легче спланировать учебный материал. Например, в одном классе подбираются дети с более высоким уровнем физического развития, в другом -  с низким. Соответственно и задачи в обучении будут различны. Также и индивидуально – такая таблица позволяет осуществлять дифференцированный поход в обучении.  Естественно при этом, что дача д/з здесь тоже будет строго индивидуальна. Д/з вообще играет большую роль в качественной подготовке к зачетам. Самостоятельные занятия учащихся с применением самого широкого арсенала упражнений эффективно способствует освоению необходимых двигательных качеств.

            Физические качества буду развиваться только при регулярном занятии. Поэтому важно убедить ученика в необходимости добросовестного отношения к учебным занятиям, качественного выполнения д/з и недопущении пропусков занятий. В соответствии с этим мы приходим к выводу, что в результате проведенных зачетов в конце каждой четверти наибольший прирост результатов дадут те ученики, которые регулярно посещали учебные занятия, добросовестно выполняли предложенные на них задания, а также систематически выполняли д/з.

            Учебные нормативы можно принимать и в форме соревнований.  Это обязывает школьника к максимальному проявлению своих возможностей. По своей форме проведения соревнования могут быть различны – в классе между отдельными учащимися и группами, между сборными командами классов и классными коллективами в целом. Ну а итогом могут быть выступления учеников в сборных командах школы. Чем выше ранг соревнований, тем выше ответственность, возлагаемая на школьника.  Можно с уверенностью сказать, что и результаты при правильном подведении ученика к основным соревнованиям также будут расти. Следовательно, и результат участника сборной в данном виде спорта будет значительно превышать результаты остальных школьников.

            Соревновательным методом можно оценить не только количественные результаты, но и такие качества, как ловкость и координация.  Например, для младших школьников – это эстафеты с различными заданиями, для ребят среднего и старшего возраста – комбинированные эстафеты в легкоатлетическом троеборье.

            А как, например, оценить пространственную точность движений?  Ведь в спортивных играх одной из важнейших задач является определение траектории и скорости полета мяча. Увидев начало полета, важно, как можно быстрее решить, в какую точку площадки он направляется и как скоро он там может появиться. От того, как быстро и насколько правильно ученик решит эту задачу, зависит принятый им план действия -  устремиться ли ему к тому месту, куда должен прийти мяч и с какой скоростью это делать или уступить его партнеру, а может дать мячу уйти в аут. Это качество также раскрывается в полной мере во время соревнований.  Следовательно, овладевший этим качеством в большей степени будет быстрее ориентироваться на площадке.

            В результате хочу сделать следующие выводы

  1. Тестирование – необходимый элемент в процессе обучения двигательным действиям.Позволяет не только выяснить уровень физической готовности ученика, но и определить правильное направление дальнейшего совершенствования различных двигательных умений и превращения их в навыки.

  2. Наибольшего прироста спортивных результатов в виде спорта достигнут школьники, регулярно посещающие учебные и тренировочные занятия.

  3. Конечная цель тестирования на разных этапах обучения будет различна.

  4. Тестирование носит объективный характер информации.

  5. Способы проведения тестирования различны.

08.02.2015 13:51


Рекомендуем курсы ПК и ПП