СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Средняя группа.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Родительское собрание

Средняя группа

  1. Речевое развитие детей среднего дошкольного возраста

В течение пятого года жизни закрепление звуков у малыша происходит в такой последовательности: с (сь), з (зь), ц, ш, щ, ж, ч, щ, л (ль), р (рь). У детей— от 4 до 5 лет — формиру­ется фонематический слух, т. е. способность к анализу и синте­зу речевых звуков, — слух, обеспечивающий восприятие фо­нем (минимальных звуковых единиц) родного языка. При этом следует отметить, что точное слуховое восприятие звука стимулирует правильное его произношение, а правильная ар­тикуляция в свою очередь способствует лучшему фонематиче­скому восприятию.

Помочь ребёнку в усвоении правильного звукопроизношения, можно таким образом: взрослый показывает картинки, а малыш называет изображённые на них предметы. При этом он старается выделять интонацией изучаемый звук: сссамолёт, лиссса и т.д.

Для закрепления звуков, а также для развития внимания к речи взрослых ребёнку можно предлагать задания на договаривание слов в двустишиях или небольших стихах. Во время чтения текста взрослый просит малыша внимательно слушать, чтобы правильно закончить текст – подобрать слова не только близкие по звучанию, но и по смыслу. Например: «Телефон опять звонит, от него в ушах … (звенит)» При неудачном подборе слова текст можно прочитать повторно и подсказать правильный образец, а малышу предложить повторить его, чётко произнося изучаемый звук.

Для закрепления звука во фразе, правильного употребления его в речи, для выработки чёткой дикции можно повторять вместе с ребёнком чистоговорки. Например: са-са-са – хитрая лиса. Родители могут придумывать различные рифмы к одним и тем же слогам, а также на разные слоги и звуки. Отлично, если ребёнок подключается к процессу сочинения чистоговорок и повторяет их многократно и старательно. Чистоговорки способствуют развитию артикуляционного аппарата, выработке силы голоса (от громкой до шёпотной речи).

Очень полезно учить и чётко произносить с малышом загадки. Загадки также способствуют развитию слухового внимания – умения внимательно слушать речь говорящего. Для занятий с ребёнком нужно активно использовать стихотворения, потешки, считалки, небольшие рассказы, насыщенные изучаемым звуком. На этом же речевом материале малыш учится произносить стихи в нужном темпе, с правильной интонацией.

Чтобы формировалось правильное произношение звуков и развивался фонематический (речевой) слух также хорошо использовать картинки: взрослый просит ребёнка найти на рисунке такие предметы, в названии которых есть изучаемый звук, и назвать их вслух правильно и чётко.

Ребенок 4–5 лет уже готов к общению с собеседником, его вопросы осмыслены и предполагают ответы собеседника. Роль взрослого состоит в том, чтобы создать условия для развития этих естественных процессов и при необходимости корректировать их, развивать познавательную речевую активность детей. Отсюда вытекают задачи работы по развитию речи с детьми 4–5 лет:

Обогащение активного и пассивного словаря.

Развитие грамматического строя речи.

Развитие умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка.

Развитие фонематического слуха, звуковой культуры речи детей.

«Найди первый звук»

Цель: учиться четко выделять в слове первый звук.

Для этой игры нужна машина и разные игрушки, но среди них обязательно должны быть слон и собака. Взрослый предлагает ребенку назвать все игрушки и покатать в машине тех зверят, название которых начинается со звука «с» (слон, собака). Если ребенок называет слово, в котором нет звука «с», то взрослый произносит это слово, выделяя каждый звук, например, кооошшшкааа. Взрослый сажает в машину гуся, машина не едет. — Машина не поедет, потому что в слове гусь звук «сь», а не «с».

«Громко — шепотом»

Цель: учить детей подбирать сходные по звучанию фразы, произносить их громко или шепотом.

Взрослый говорит, что в гости к котенку прилетела оса. Сначала можно произнести фразу вместе: «Са-са-са — прилетела к нам оса». Затем эта рифмовка повторяется громко — тихо — шепотом (вместе со взрослым и индивидуально): — Су-су-су — кот прогнал осу (текст проговаривается быстро и медленно). Предложите ребенку закончить фразу самостоятельно: са-са-са. (там летит оса), су-су-су. (я боюсь осу).

Особое внимание уделяется интонационной выразительности речи, детей учат в инсценировках говорить разными голосами и разными интонациями (повествовательной, вопросительной, восклицательной). Для выработки хорошей дикции, четкого и правильного произнесения как отдельных слов, так и фраз широко используется специальный материал (чистоговорки, потешки, считалки, небольшие стихотворения), который произносится детьми с разной силой голоса и в различном темпе. При отгадывании загадок дети могут определить, есть ли заданный звук в отгадке.

«Как говорит Таня?»

Цель: различать разные интонации и пользоваться ими в соответствии с содержанием высказывания.

Взрослый берет куклу и начинает рассказывать: «Это Таня. Идет она с прогулки домой и слышит: кто-то жалобно мяукает, вот так — мяу-мяу (жалобная интонация). Как мяукал котенок? (Ребенок повторяет.) Взяла Таня котенка на руки, принесла домой, налила ему в блюдце молока. Котенок радостно замяукал, вот так: «мяу-мяу» (радостная интонация). Тут прибежала собачка и стала громко лаять на котенка. Рассердился котенок и стал мяукать сердито, вот так: «мяу-мяу» (сердитая интонация). Но Таня быстро их помирила. Котенок и щенок стали весело. мяукать и лаять. Ребенок рассказывает всю историю самостоятельно (взрослый в случае необходимости помогает отдельным словом или предложением), передавая все интонации по содержанию текста.

В словарной работе внимание уделяется правильному пониманию слов, их употреблению и дальнейшему расширению активного словаря. Продолжается работа по активизации словаря детей названиями предметов, их качеств, свойств, действий (существительные, прилагательные, глаголы). Уточняются обобщенные понятия (игрушки, одежда, мебель, овощи, посуда). Дети могут назвать действия, связанные с движением игрушек, животных, подобрать определения к заданным словам (снег, снежинка, зима).

«Кто больше слов скажет»

Цель: называть качества, признаки и действия животных, обращая внимание не только на внешний вид героев, но и на черты характера.

Взрослый показывает ребенку картинку — например, белочку — и предлагает сказать о ней, какая она, что умеет делать, какая она по характеру, тем самым давая простор для подбора слов разных частей речи и называя не только внешние черты персонажа: белочка рыжая, пушистая, шустрая, быстрая, смелая, сообразительная; она карабкается на сосну, собирает грибы, накалывает их для просушки, запасает шишки, чтобы на зиму были орехи. Аналогично дается задание и про других зверят: зайчик — маленький, пушистый, пугливый, дрожит от страха; мышонок — с длинным хвостом, любопытный.

«Кто заблудился?»

Цель: образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным словам.

— Кто скачет по лесной тропинке? (Заяц.) Как назвать его ласково? (Зайчонок, зайчик, заинька.) Остановился зайчик, огляделся по сторонам и заплакал. Почему? (Потерялся, заблудился, лапку уколол.) Скажите, какой сейчас зайчик? (Грустный, печальный, огорченный.) — Закончите предложения. Если зайчик потерялся. (мы поможем ему найти свой дом). Если зайчик уколол лапку, мы. (перевяжем ее, полечим, успокоим, утешим).

Дети учатся понимать смысл загадок, сравнивать предметы по размеру, цвету, величине; подбирают не только действия к предмету (лейка, утюг, молоток… нужны для того, чтобы.), но и предметы к тому или иному действию (поливать можно. цветы, грядки на огороде; гладить можно. платье, брюки. одежду). Необходимо развивать у детей желание узнавать, что означает новое слово, учить замечать незнакомые слова в чужой речи, составлять из слов и словосочетаний предложения (игры «Какое что бывает?», «Что умеет делать. ветер, вьюга, солнце?»). Одновременно можно развивать у детей понимание многозначного слова, ориентировку в сочетаемости разных слов («идет» можно сказать про человека, автобус, поезд, часы, мультфильм). Дети учатся различать и подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу (синонимы и антонимы). Например: дети, ребята, мальчики и девочки; сладкий—горький, старый—новый.

РАБОТА НАД ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕМ

Исправление звуков проводится поэтапно:

1-й этап – подготовительный (специальные упражнения для губ, языка, голоса, дыхания и др.);

2-й этап – постановка (вызывание звуков по подражанию или при помощи специальных приемов);

3-й этап – автоматизация (закрепление звука в слогах, словах, предложениях);

4-й этап – дифференциация (в случаях замены одного звука другим).

Подготовительный этап и этап закрепления нового звука у многих детей протекает медленно и требует длительной тренировки.

Чтобы добиться правильного положения губ, языка, быстрого, свободного, четкого произношения звука в речи, нужно много упражняться. Проводим артикуляционную гимнастику.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз. 2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. 3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении). 4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. 5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы. 6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. 7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Звук “С”

При произнесении звука “С”:

  • губы слегка растянуты в улыбку, видны передние зубы,
  • зубы сближены до расстояния 1-2 мм,
  • кончик языка упирается в нижние резцы,
  • передняя часть спинки языка выгнута,
  • боковые края языка прижаты к коренным зубам,
  • вдоль языка по его средней линии образуется желобок,
  • между передней частью языка и передними верхними зубами образуется щель,
  • сильная струя воздуха, проходя через эту щель, вызывает свистящий шум,
  • голосовые складки разомкнуты – не производят голос.
  • При произнесении звука “Сь” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются больше, передняя часть спинки языка поднимается выше к твердому небу и вперед.

Шипящие: ч, ш, ж, щ.

  • «Хоботок» = слоник.

Цель – научить вытягивать губы вперед и округ, удерживать в заданном положении под счет или стих.

  • «Чашечка»

Цель – научить поднимать кончик языка и боковые края языка вверх. Это статическое упражнение на удержание.

Описание: язык поднять к верхним зубам, не касаясь зубов.

  • «Трубочка»

Цель – научить поднимать боковые края языка вверх.

Описание: поднимать боковые края языка до смыкания и подуть в образовавшуюся «трубочку» (или во рту сделать «чашечку» - нажать на щеки).

  • «Вкусное варенье»

Цель - научить поднимать кончик языка вверх и укреплять мышцы языка.

Описание: широким языком облизать верхнюю губу сверху вниз, не поднимая верхнюю челюсть, не зажимая зубами.

  • «Фокусник»

Цель – вырабатывать целенаправленную струю на кончик языка и закрепить подъем кончика языка наверх.

Описание: кончик языка кладем на верхнюю губу так, чтобы боковые края языка были прижаты к губе, а по середине оставить желобок для воздуха струи.

Задание: подуть через «желобок» и сдуть вату с носа.

Категория: Логопедия
03.08.2021 18:57


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!