Приложение 1
Технология проектного обучения
Целевые ориентации:
Создание условий, при которых учащиеся:
- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
- учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
- развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения).
Особенности образовательного процесса:
- интегрированный характер образовательного процесса определяется необходимостью в интеграции знаний по различным учебным предметам при решении определенной проблемы;
- *интегрированные и внеурочные формы работы определяются интегрированным характером и сроками выполнения проекта;
- индивидуальный подход в определении заданий для каждого учащегося определяется, исходя из интересов каждого ребенка, уровня его возможностей;
- образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию к учению;
- индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;
- глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях;
- необходимость в приобретении новых знаний возникает в процессе работы над решением поставленной проблемы.
Принципы организации проектной деятельности:
Проект должен быть посильным для выполнения;
- Созданы необходимые условия для успешного выполнения проектов;
- Обеспечено руководство проектом со стороны педагогов — обсуждение выбранной темы, плана работы и ведение дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений — рефлексия. * В том случае, если проект групповой, каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта, т.к. каждый участник проекта получает индивидуальную оценку.
- Обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.
Проекты могут быть различными по содержанию:
- монопредметные – выполняются в рамках учебного материала по одному предмету;
- межпредметные – интегрируют содержание нескольких учебных предметов (наиболее целесообразны в начальной школе);
- надпредметные - выполняются в рамках определенного факультатива или спецкурса.
По уровню усвоения учебного материала выделяют:
- текущие – в процессе работы над проектом происходит уточнение, расширение, приобретение новых знаний, необходимых для решения поставленной проблемы;
- итоговые проекты – по результатам оценивается уровень освоения учащимися определенного учебного материала;
Типы проектов по доминирующему в проекте методу:
- Исследовательские.
- Информационные.
- Творческие.
- Игровые.
- Практические.
По формам организации:
- индивидуальные – выполняются одним учащимся (целесообразно использовать при организации работы с одаренными детьми);
- групповые – выполняются скоординированной группой учащихся.
По срокам выполнения:
- краткосрочные – обычно выполняются в рамках одного предмета или нескольких уроков по определенной теме (2-6 часов);
- среднесрочные – носят интегрированный характер, могут объединять несколько учебных тем по различным предметам (12-15 часов);
- долгосрочные – требующие значительного времени для поиска материала и его анализа, срок выполнения (более 15 часов).
По результату выполнения проекта выделяется два аспекта:
- практический – непосредственно представляет реальную, практическую часть проекта, которая представлена конкретным продуктом деятельности (поделкой, плакатом, спектаклем и т. д.);
- педагогический – приобретение коммуникативных, исследовательских умений, развитие положительной мотивации к учебной деятельности, развитие личностных качеств, усвоение базовых и дополнительных знаний.
Основные требования к использованию метода проектов в начальной школе:
- наличие значимой в исследовательском и творческом плане проблемы (задачи), требующее интегративного знания, поиска ее решения;
- практическая и познавательная значимость для участников результатов проекта;
- возможность самостоятельной деятельности учащихся, доступность тематики, содержания и средств реализации проекта;
- возможность выдвижения разных гипотез, существования разных мнений и точек зрения.
Возможные результаты проектной деятельности:
- атрибуты несуществующего государства;
- бизнес-план;
- видеофильм;
- выставка;
- газета;
- журнал;
- законопроект;
- праздник — статья;
- сценарий;
- учебное пособие;
- чертеж;
«Подводные камни» проектного метода:
- всегда существует опасность переоценить результат проекта и недооценить его процесс;
- главная опасность при выполнении исследовательского проекта — его превращение в реферат;
- при организации системы проектов в школе не всегда удается обеспечить содержательное единство тем.
При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.
* Этапы проекта:
-находим материал для нашего проекта – литература, интернет или другие источники;
-собираем из этих источников нужную информацию;
-оформляем проект.
* Оформление проекта:
-На первой странице пишется название проекта, имя, фамилия, школа и класс автора проекта, а также год выполнения, данные о руководителе проекта, если таковой имеется.
-На второй странице содержание или оглавление проекта.
-Третья страница описывается суть проекта. (введение, описание работы на каждом этапе, вывод, приложения).