СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Почему многие обучающиеся плохо учатся? Одной из главных причин,вызывающих низкую успеваемость,является неумение учиться.Это неумение превращает процесс обучения в бессмысленное заучивание,делает обучение тяжелым,безрадостным,непродуктивным. Сегодня главные точки приложения сил словесника-во-первых,практическая направленность обучения,которая требует творческого подхода к реализации учебных программ,выбору наиболее эффективных методов и приемов работы; во-вторых,повышение результативности урока (ориентация на развитие интеллектуальных,творческих возможностей обучающихся),его воспитательной роли.Очень важно на уроках русского языка и литературы развивать у активной и духовно богатой жизни.Учителю словесности нужно сойти с проторенной колеи привычного,традиционного и искать новые формы обучения. Главную задачу учителя-словесника вижу в том,чтобы научить школьников думать и свободно излагать свои мысли,грамотно писать,правильно произносить слова и выразительно читать.Ведь речевая культура -неотъемлемая часть общей культуры человека. Жизнь требует больше внимания уделять научной организации самостоятельной работы учеников,формированию через использование универсальных учебных действий общеучебных умений и навыков. Велико значение метапредметных способов учебной деятельности,так как именно они играют определяющую роль в развитии общего мышления,их формирование лежит в основе обучения умению учиться. Разъяснение способов мыслительной деятельности(метапредметов) обеспечивает улучшение усвоения учебного материала.Обучающиеся,владея приемами обобщения,смогут намного лучше готовиться к урокам по обобщению и систематизации и усваивать их содержание.Усиливается интерес к учебе,который служит средством ее мотивации.Интересной для человека может стать лишь такая работа,которую он умеет хорошо делать и которая вследствие этого принесет ему радость успеха.В основу новых образовательных стандартов заложен метапредметный подход в обучении.Метапредметы-образовательная форма,находящаяся над традиционными учебными предметами.Применение основных мыслительных операций при интеграции учебного материала.Метапредметы-это знаки,знание,проблема,задача.Формирование метапредмета «знак» дает детям способность работать со схемами,разными условными знаками.Метапредмет «знание»-способность работать с научными фактами и определениями.Метапредмет «проблема»-анализировать,применять синтез,дедуктивный метод,сопоставлять, делать целеполагание.Метапредмет «задача»-конструировать способы решения,применение алгоритма и т.д.Благодаря метапредметным способам обучения обучающиеся могут принимать решение не только в рамках одного предмета,но и в жизненных ситуациях.Достижение личностных,метапредметных и предметных результатов-особенность современного обучения.На таких уроках развивается у обучающихся умение сопоставлять факты и явления,выделять главное,применять анализ и синтез,делать выводы, умение находить информацию из различных источников,составить план,тезисы,подбирать самостоятельно цитаты,умение строить графики,кластеры, составлять таблицы.Особенно важно,что формируются коммуникативно-речевые метапредметные умения: умение составить связное высказывание,умение сжато,подробно,выборочно пересказать текст,умение вести дискуссию,отстаивать свою точку зрения.
Русский язык является не только предметом изучения, но и средством обучения и на других предметах.Поэтому применять метапредметные приемы исключительно оправданно.
На уроках русского языка и литературы я применяю такие приемы метапредметного обучения: сопоставление слов,их компонентов(сопоставление с производящей основой,с одномодельными словами);
-выяснение этимологии слов.Т ак в 9 классе веду этимологичеко-орфографическую работу,например, слово «лауреат» произведено от латинского «лавровый венок»,заодно выяснили,зачем и где были нужны лавровые венки(межпредметная связь с историей), «привилегия» от латинского слова « привус»,дали толкование первого значения слова и настоящего,составили предложения с этими словами;
-выявление в языке особенностей культуры народа(ввожу элементы лингвострановедения,где культура народа как предмет соизучения при изучении языка);
-нахождение языковых ассоциаций: прием запоминания и дальнейшего правописания слов по ассоциации,например,так называемых словарных слов.Слова записываются на доске,проговариваются по слогам, затем целое слово с правильной постановкой ударения. Следующий шаг- конструирование предложения с введением этого слова,провести творческую работу. Далее проводится работа по ассоциации («какого цвета слово?» или «на что похоже по звучанию?» и т.д.) На уроках литературы «рисуем» стихотворения. У каждого ребенка возникает своя ассоциация.Здесь проявляется личность обучающегося.Например,ассоциативная цепочка,ассоциативный диктант,подбор ассоциативных рядов : «публицистика –народ,журнал,статья,публика,газета,литератур».
ДЕржава-дЕржит
дЕревня-дЕрево
дЕнщик-дЕнь
зЕмляника- зЕмли
кабИнет-кабИна
гОлубой-гОлубь
кОнцерт-нОта,хор,
сОбака-хвОст.
-Сжатие текста.Особенно этот вид работы важен при подготовке к итоговой государственной аттестации по русскому языку.Сжатие текста-это сокращение второстепенной информации,по сути,сжатый текст-это преобразование текста,при котором исходный текст заменяется текстом,отражающим основное содержание.Нужно сначала вычленить микротемы,затем выделить главное в ней и детали,последовательно изложить полученный текст.Можно исключить несколько синонимов среди однородных членов предложения,поясняющие конструкции,прямую речь можно заменить косвенной.Обобщить или упростить.Так на уроке литературы обучающиеся работают с текстом учебника.Разбиваем текст на части,каждый ученик должен очень сжато рассказать свою часть текста,выделив главное и предлагая пункт плана по своей микротеме,все ученики записывают,далее работают аналогично.На уроках русского языка и литературы ученики могут определять понятия,создавать обобщение,сопоставлять,находить аналоги,классифицировать,строить связный ответ-логическое рассуждение. Но для начала даю краткое определение понятия,что такое,например,анализ.В дальнейшем учимся анализировать-мысленно расчленять целое на части,закрепляя и совершенствуя это умение.Параллельно анализируются различные,но сопоставимые тексты,процессы,явления.Процесс познания заключен в афоризме: « Все познается в сравнении».Но обязательно нужно выяснить с учениками определение,чтобы не было разного подхода к этому понятию: « Сравнением называется раскрытие в изучаемом материале общего и различного».Важнейшим средством активизации познавательной деятельности,развития мышления обучающихся является доказательство.Форма их может быть различной: « Докажи…», «Подтверди эту мысль…». Обобщать ученики научатся,когда овладеют такими мыслительными операциями,как анализ,синтез,сравнение.
Учимся создавать и преобразовывать знаки и символы.Обучающиеся строят схемы слов и предложений,особенно это важно при изучении сложных предложений.По схемам составляют предложения.Да и сам язык-знаковая система: « языковые звуки-знаки предметов».При изучении нового материала сами ученики строят схемы-опоры.Таким образом развивается мышление,внимание,воображение,память.Кроме этого,прекрасным развивающим методом служит построение графиков,диаграмм,создание символов,кластеров.Интересна работа со схемой Фишбоун(«Рыбья кость»),которая представляет собой графическое изображение,отражающее проблему, причины,следствия,вывод.Особенно на уроках обобщения и систематизации знаний.Интеллект-карта или ментальна карта. Это своеобразная схема,изображающая нужную информацию.В центре-главная идея,от нее разветвления.Каждая ветвь раскрывает значение основного понятия,в данном случае приставок при- и пре-. При-: «близость», « приближение», « присоединение», « неполнота действия», « доведение действия до конца» и т. д.В центре «Стилистические фигуры»,ответвления- конкретное название этих фигур,следующее ответвление уже от этих названий-примеры. Ее задача-активизировать память и воображение(вводит в работу оба полушария головного мозга).Например,передать содержание стихотворения с помощью ментальной карты. Интеллект-карта –пример эффективного графического запоминания.Прием «Диаграмма Венна»:лист в тетради обучающиеся разделяют на 3 части,в первой колонке нужно записать общее между двумя сравниваемыми предметами,в двух других-различное для каждого предмета сопоставления,например,п ри компаративном анализе двух стихотворений Есенина «Не жалею.не зову,не плачу» и «Отговорила роща золотая»(тема,идея,лирический герой и т.д.).Психолог Венгер Л.А. утверждает.что схемы помогают развивать логическое мышление.В виде кластера можно изобразить стилистические фигуры по литературе.Таким образом,увеличивается объем изучаемого материала, развивается творческий потенциал и метапредметные умения обучающихся.
При проверке домашнего задания эффективно использовать Кубик Блума. С помощью этого приема можно формулировать вопрос на воспроизведение знаний,на формулировку причинно-следственных связей,которые происходят с героем произведения,например: « Почему свое произведение Лермонтов назвал «Герой нашего времени»? Уточняющие вопросы помогут увидеть проблему в разных аспектах.В помощь ученикам учитель может предложить различные фразы: « Ты действительно думаешь,что.?», «Ты уверен,что…?»: « Ты действительно думаешь,что стихотворение «Мой первый друг…» Пушкин посвятил И.Пущину?»
Далее обучающиеся могут предложить свои идеи,как можно использовать определенные знания.Следующий вопрос -задание творческого характера-«Придумай».Например,придумай возможный другой финал комедии «Горе от ума».Для активизации мыслительной деятельности задание «Поделись» учит детей анализировать,оценивать значимость полученных знаний.
Интересен развивающий прием «Тонкие» и «Толстые» вопросы. « Тонкие» вопросы рассчитаны на воспризведение текста:К то? Что? Когда? Где? Верно ли? «Толстые» же предлагают школьникам рассуждать,доказывать: «Объясни,почему?», «Предположи,что будет,если…» и т.д. Прием «Инсерт» можно применять при самостоятельной работе с текстом : знак в виде птички-«уже знал»,плюсик-«Новое для меня»,минус- «Думал по-другому»,знак вопроса-«Не понял, есть вопросы». В старших классах на уроках литературы использую прием ПОПС,где П-твоя позиция,твоя точка зрения,О-обоснование(считаю,что…,П- примеры,С-_следствие(Таким образом…,поэтому…).
В основе метапредметных методов и приемов обучения лежат универсальные учебные действия.Их можно условно разделить на познавательные,регулятивные, личностные,коммуникативные. Познавательные УУД помогут,например,научиться умению пользоваться различными словарями,искать справочный материал в интернете,на определенном сайте,осуществлять синтез как составление целого из частей,составить алгоритм и пользоваться им в нужный для этого момент,применять знания на практике,формулировать мысли,приводить и разъяснять доводы(аргументы),подтверждающие основную мысль,определить существенные и несущественные отличия,сделать вывод.Регулятивные УУД –это целеполагание(постановка учебной цели,задачи совместно с учителем на основе того,что известно и что еще неизвестно),планирование,прогнозирование(где необходимо,выдвижение версий), контроль или взаимоконтроль,коррекция,оценка и волевая саморегуляция ( «Сосредоточься»).Регулятивные УУД научат определять и формулировать цель деятельности на уроке,давать рецензию на ответ одноклассника,работать по предложенному учителем плану,вырабатывать критерии для оценивания.Например,дается задание.Ученик должен определить цель учебной деятельности,составить план решения проблемы творческого характера,далее контроль или взаимоконтроль и редактирование текста.Задание.Подготовь монолог-рассуждение «Прав ли был М.Е.Салтыков-Щедрин,считая,что изображение «рабьих» черт народной психологии есть выражение истинного патриотизма?» Кого,по-вашему, можно считать патриотом?
При использовании личностных УУД обучающийся осознает смысл учения и личную ответственность за будущий результат,учится делать нравственный выбор.Формируется учебная мотивация. При выполнении заданий «Напиши эссе по любимой пословице или поговорке» «Докажем,что человека во многом характеризует его речь» раскрывается личность ребенка и его сопричастность к учебному процессу.Коммуникативные УУД научат формулировать связный ответ,умению работать в группе,паре.Возможное задание для формирования комму никативной компетентности:А.Н.Островский, «Гроза».Напиши сочинение-письмо от имени героя.Например:1. «Письмо Катерины тебе».2.Составь текст и план заочной экскурсии на тему «Петербург Достоевского».
Конфуций утверждал: «Тот,кто учится,не размышляя,впадает в заблуждение.Тот,кто размышляет,не желая учиться,окажется в затруднении». Задача учителя-вызвать у обучающихся радость познания,желание почувствовать красоту и гармонию научной истины.
© 2022, Абраменко Ирина Ивановна 152