СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья: Развитие навыка письма у первоклассников через игровые упражнения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие навыка письма у первоклассников через игровые упражнения.

Развозжаева О.О., научный руководитель Фрицлер Н.А.

Под письменной речью в научной литературе принято понимать самую многословную, точную и развёрнутую форму речи. “В письменной речи передаётся словами то, что в устной речи передаётся с помощью интонации”. Письменная речь появляется в результате специального обучения.

По отношению к школе задача формирования каллиграфического навыка выступает как одна из проблем в образовании. Её изучением занимались и занимаются многие учёные, рассматривая процесс формирования навыка с разных позиций, таких как: “Письмо с секретом”; развитие мускульной и тактильной памяти; тактированное письмо; обучение первоначальному письму и формированию каллиграфического навыка через определённую систему принципов, методов и приемов; (Агаркова Н.Г., Безруких М.М., Боголюбов Н.Н., Гурьянов Е.В., Желтовская Л.Я., Илюхина В.А., Потапова Е.Н., Соколова Е.Н., Федосова Н.А.).

Проблема актуальна и с точки зрения следующих позиций: небрежное письмо ведёт к орфографической неграмотности; плохое, не аккуратное письмо занимает много времени у проверяющего, и в то же время у проверяющего складывается точно такое же впечатление о пишущем, как о не грамотном и небрежном ребёнке. Проблема плохого письма также вытекает из появления компьютеризации в обучении. Ученики меньше времени уделяют письму, и каллиграфический навык со временем утрачивается. Трудности, которые связаны с обучением письму: овладение формой букв, их безотрывное письмо и способы соединения, наклонное письмо, всё это теряется из-за отсутствия постоянных упражнений в письме.

Однако данная проблема в настоящее время не решена в полном аспекте. При овладении письмом дети испытывают не только физические, но психологические трудности.

Организуя процесс формирования каллиграфических навыков учителю на уроках важно целенаправленно способствовать:

1. Поднятию на новый уровень наглядно-образного и отвлеченного мышления первоклассников, необходимого для восприятия конфигурации цифр и букв, для установления сходства и различия знаков, для выработки плана правильных движений при написании.

2. Совершенствованию способности к зрительному восприятию различных форм.

3. Становлению умения ориентироваться в пространстве места, клетки, легко определять пространственные отношения между элементами письма.

4. Укреплению руки, улучшению координации движений и в целом развитию умения самостоятельно управлять всей сложной системой действий пишущей руки.

5. Доведению до автоматизма умения соблюдать гигиенические правила письма (положение корпуса, руки, тетради и так далее).

К сожалению, и педагоги, и родители чаще считают причиной трудностей письма и чтения – «неспособность», «плохую подготовленность» или нежелание ребенка научиться хорошо читать и писать. Безусловно, есть дети функционально незрелые, не готовые к освоению этих сложных навыков, и в этих случаях несоответствие методики и неадекватные требования дают еще больший негативный эффект. От того, как относятся взрослые (и учитель, и родители) к возникающим у ребенка трудностям, от того, понимают ли их причину, знают ли, как помочь ребенку, зависит успех любой помощи.

Что могут родители, если все же появились школьные трудности?

Устраивать игровые занятия, в которые должны быть включены задания, которые ребёнок обязательно сможет выполнить, или достаточно лёгкие, не вызывающие серьёзного напряжения. Это позволит ему настроиться на успех, а родителям – использовать принцип положительного подкрепления: «Видишь, как хорошо всё получилось!», «У тебя сегодня всё хорошо получается», - и т.п.

Предлагаю, некоторые интересные, на мой взгляд, упражнения для родителей:

Змейка из слов. Наша змейка будет состоять из букв и слов. В виде змейки напишите любое слово. Предложите ребенку, взяв за основу последнюю букву или слог слова, и добавив к нему слог или букву составить новое слово. Следующее слово снова составляет взрослых, и так далее по-очереди, пока змейка не заполонит весь листок.

Семейная почта может стать прекрасным семейным ритуалом, который не только научит читать и писать, но и сплотит семью и научит избегать конфликтов, выговаривать то, что беспокоит или радует. Для организации работы семейной почты выберите почтальона, который на регулярной основе будет отправлять и раздавать письма. Главное: наладить работу почты на регулярной основе и совершенствовать навыки письма и чтения.

Следующее упражнение можно выполнять по дороге домой из школы, например. При общении с ребёнком собирайте слова на определённый звук, слог - в кузовок, коробку, пакет: «Вот перед нами корзина, туда отправляются…», «Вот большой- большой пакет, клади в него…». Ребёнок правильно ставит ударение, делит на слоги, образует новые слова - грибок, флажок, меняет окончание.

Графические диктанты. Ребенку дается листочек в клеточку, на котором предварительно поставлена точка. По инструкции ребенок должен нарисовать от этой точки определенную фигуру. Выполнять задание четко по инструкциям. Три клетки вправо, 1 вверх, 1 вверх, 4 вниз, и т.д.

Любые игры и упражнения на развитие мелкой моторики, например, обрывание листа бумаги, лепке пластилиновых пельменей и т.д.

Набор игровых моментов способствуют положительному эмоциональному настрою ребенка к занятиям и вообще к процессу обучения. Нельзя забывать, что ребёнок должен слышать только грамотную речь в семье, видеть у родителей в руках книги, чувствовать к себе любовь и теплоту.

05.04.2023 12:26


Рекомендуем курсы ПК и ПП