СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Реализация компетентностного подхода на уроках русского языка при помощи таблицы "Знаю-Хочу Узнать-Узнал"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Жизнь в современном обществе такова, что уже младшему школьнику она предъявляет ряд конкретных требований: эффективно действовать в проблемных и незнакомых ситуациях, самостоятельно создавать новые продукты деятельности, ориентироваться в потоках информации, быть коммуникативным, эмоционально устойчивым и т. д. В связи с этим обучение на основе компетентностного подхода становиться одной из мировых тенденций современного образования.

Но опыт показывает, что многие ученики ожидают от учителя, что он «расскажет что-то новое», «покажет, как правильно», «научит», и, главное, «сделает интересно». Изначально ученик как 6ы отводит себе роль ведомого, а за учителем признает роль ведущего.

Действительно, разница в возрасте, знаниях, накопленном опыте, социaльном статусе формирует именно такие позиции в отношениях. И всё же, хотелось бы не вести за собой, а, лишь помогать ученику видеть возможности и оставляя право выбора за ним. В этом случае ученик осознает себя активным участником процесса обучения.

Как это сделать?

Предлагаю вашему вниманию опыт работы с таблицей «Знаю - Хочу узнать - Узнал» (сокращенно ЗХУ). Автор её - американский профессор Донна Огл. Работа с этой таблицей является одной из стратегий технологии развития критического мышления и используется при работе с текстами, насыщенными информацией. Обычно ее используют на уроках литературы, истории, окружающего мира. Я использую её на уроках русского языка.

Она помогает детям научиться собирать воедино уже имеющиеся по данной теме знания, ставить задачи относительно получения новых сведений, обосновывать их и систематизировать поступающие данные.

Таблица состоит из пяти граф: «Знаю», «Хочу узнать»,«Узнал», «Главные слова», «Источники информации».

Работа с таблицей ЗХУ строится в несколько этапов.

На первом этапе формулируем тему урока.

Затем вспоминаем (сначала индивидуально, затем - в парах, и, наконец, в группах) все, что нам известно по данной теме. Сведения записываем в первую графу. Источники, благодаря которым смогли вспомнить эти данные, записываем в пятую графу. Сразу выделяем главные слова, которые предполагаем использовать при изучении данной темы и вносим их в четвертую графу (работа с последними двумя графами проводится в течение всего урока).

На втором этапе формулируем вопросы, интересующие нас в изучаемой теме, и записываем их во вторую графу. При необходимости заполняем первую, четвертую и пятую графу.

На третьем этапе под руководством учителя, самостоятельно, в группах ищем ответы на поставленные вопросы и заносим их в третью графу.

Вариантов работы может быть множество.

Я расскажу, как строилась работа с данной таблицей в первом и втором классах по сквозной теме «Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?»

В первом классе мы использовали только первые три графы. Таблицу заполняли сразу коллективно.

Вот какая таблица у нас получилась.

При работе с набором слов красный, красная, красное, красные

хороший хорошая хорошее хорошие

рыжий рыжая рыжее рыжие

мы заполнили графу «Знаю» (слова) и «Хочу узнать» (Как называются? Что обозначают? На какие вопросы отвечают?) Затем, читая текст «Я, мой друг и слова» из «Азбуки», подбирая к перечисленным выше признакам названия предметов, заполнили графу «Узнал» (Признаки предметов. Имена прилагательные. Какой? Какая? Какое? Какие?)

Во втором классе мы составили таблицу сразу на целую тему, так как на её изучение отводилось десять часов.

Вот как можно построить данную работу.

На стадии вызова детям предлагается отгадать загадку: Сам алый, сахарный, кафтан зеленый,бархатный.

Спрашиваю: «Какие слова помогли вам догадаться, о чем идет речь в загадке? На какой вопрос отвечают эти слова?»

Дети отмечают слова алый, сахарный, зеленый, бархатный и ставят к ним вопрос (какой?).

Затем предлагаю вспомнить в парах, что они знают о таких словах. После обсуждения заполняем графу «Знаю» (Признаки предметов, имена прилагательные).

Предлагаю определить тему урока.

С помощью таблицы дети обобщают известные им сведения об именах прилагательных. Одного человека заслушиваем.

Предлагаю прочитать предложения, записанные на доске. (Свежий пушистый снег укрыл землю. Снег укрыл землю.) Спрашиваю: «Какое предложение вам больше понравилось? Кому еще понравилось первое предложение? Посмотрите, чем оно отличается от второго? (есть прилагательные) Значит, нужны в речи прилагательные? Хотели бы вы узнать о них больше?»

Затем в четвёрках дети обсуждают, что они хотели бы узнать о прилагательных и коллективно заполняем графу «Хочу узнать» (Какую роль выполняют в речи? С какими словами и как связаны в предложении? Как правильно поставить вопрос к словам-признакам?).

Обобщаем сказанное и выделяем учебную задачу: узнать, какую роль прилагательные выполняют в речи.

На стадии реализации смысла частично под руководством учителя и самостоятельно дети выполняют задания на сравнение текстов, обогащение их именами прилагательными, направленные на поиск ответов на вопросы.

На стадии рефлексии после обсуждения в парах и группах заполняем графу «Узнал» (Украшают текст. Помогают ярче представить картину.).

Смотрим, какие вопросы остались без ответа. Мы ответим на них на следующих уроках.

Прошу детей в группах составить лингвистический рассказ по таблице с целью обобщения. Заслушиваем двоих учеников.

В третьем классе переходим на работу с полным вариантом таблицы. Дети в группах ставят вопросы. Ответы на них учащиеся также ищут в группах, опираясь на инструкционные карты. В графе «Узнал» все имеющиеся знания начинаем обобщать с помощью кластера. Учитель только направляет работу, обобщает сказанное детьми.

Уже к концу второго года обучения я увидела, что дети научились актуализировать свои знания по определенной проблеме, излагать свои мысли кратко и точно. Дети наглядно видят увеличение своих знаний. Им не приходится учить правила дома, так как весь теоретический материал они запоминают на уроках. Радует и качество диктантов, проверочных работ по теме.

Уже седьмой год использую в своей работе технологию критического мышления. Уроки русского языка строю при помощи стратегии ЗХУ. Два года назад выпустила класс. По результатам диагностики на конец 4 класса 90% учащихся класса могли самостоятельно сформулировать вопросы по возникшей проблеме и учебную задачу; 100% самостоятельно формулируют тему урока, 83,3% верно выделяют ключевые слова, 73,3% могут вести исследовательскую работу в группе.(слайд 8)

Систематическая работа с таблицей «Знаю - Хочу знать - Узнал» способствует также формированию у детей умения выражать свои мысли ясно и уверенно, вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, решать проблемы, сотрудничать и работать в группе.

04.07.2022 15:57


Рекомендуем курсы ПК и ПП