СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Проблема педагогического стимулирования изучалась в отечественной науке в связи с рассмотрением вопросов эффективности профессиональной деятельности (Л.Ю. Гордин, B.C. Ильин, Б.Д. Леухин и др.), педагогического творчества, самообразования. Этот аспект рассматривается в русле профессиональной подготовки будущего учителя. В педагогической науке вопросу самообразования учителя и его стимулов посвящено достаточно много работ. Опираясь на идеи Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого и других, профессиональная педагогика утверждает, что учитель в такой мере учитель, в какой он совершенствуется сам. А. Дистервег писал, что "воспитатель и учитель должен находить сильный стимул к истинному самообразованию в себе самом и своем призвании". Способность к систематическому устойчивому самообразованию зависит от внешних обстоятельств и от того, насколько учитель овладел педагогической теорией и технологией, от отношения к своей профессии и к себе как специалисту. Педагогическое самообразование учителя, студента, руководителя школы в различных исследованиях выступает как объект теории управления. (М.И. Донцов, С.Б. Елканов, И.И. Кобыляц-кий, Б.Ф. Рафский и др.), как наиболее сложный познавательный процесс. (И.Л. Наумченко), как результат предшествующего образования (Д.М. Гришин, Н.Ф. Голованова, А. И. Кочетов), как фактор развития и саморазвития духовности человека (А.К. Громце-ва). Поэтому подходы к самообразованию педагога различны.
Анализ научной литературы по проблеме позволил определить исходные позиции в исследовании.
1. Стимулы - реально действующие системные причины, складывающиеся на основе внешней и внутренней детерминации деятельности. Они являются важным фактором формирования личности и условием ее эффективной деятельности (В.Г. Пряникова, Л.Ю. Гордин).
2. К стимулам относятся положительный идеал-пример, педагогический образец (Г.А. Бойчук), доверие к личности, интерес других к ней (Б.Д. Леухин), познавательные перспективы (Э.И. Бергер), общественное мнение (A.A. Вайсбург), жизненные перспективы в целом (С.Э. Карклина), эмоциональные стимулы, радость познания нового (М.В. Юрьева) и др.
3. Стимулы действуют в комплексе, поэтому необходимо их целостное использование в решении любой педагогической задачи (И.И. Арзамасцева, В.И. Ковалевский). Они являются внешними объективными побудителями, которые приводят в действие внутренние побудители-мотивы.
4. Связь стимулов и мотивов и есть ведущий путь дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания в любой педагогической системе. Это всецело относится и к самообразованию учителя, что требует изменения деятельности институтов повышения квалификации.
Научные основы мотивации и стимуляции самообразования включают в себе сущность их взаимосвязи как перехода внешнего стимулирования во внутреннее, факторы развития профессиональной культуры педагога. Стимулы тогда переходят в мотивы, когда они явственно, прямо или косвенно, активизируют деятельность учителя по овладению новыми научными идеями, подходами и технологиями в учебно-воспитательном процессе. Учитель-исследователь, творчески работающий учитель неизбежно обращаются к самообразованию, и тогда любой стимул вызывает к действию комплекс мотивов самообразования. Выявлены следующие педагогические зависимости:
1. Стимулы и мотивы гармонично связаны между собой в процессе самообразования, если три вида противоречий:
а) между достижениями науки и интеллектуальными возможностями учителя к достижению их сути и усвоению;
б) между новыми научными идеями и направлениями педагогической инноватики;
в) между целями профессионального роста и реальными условиями их достижения.
2. Система повышения квалификации и методическая работа в школе, районе, области (по содержанию информационной интеллектуальной насыщенности обучения ) должны помогать преодолевать типичные трудности в профессиональной деятельности учителя, особенно в четырех аспектах: диагностика учебно-воспитательного процесса, обучаемости и воспитанности учащихся; овладение новыми педагогическими технологиями, практическое обеспечение творческих поисков учителей; дифференциация и индивидуализация обучения и воспитания.
В этих направлениях педагогическое стимулирование всегда приводит в действие комплекс мотивов самообразования учителя, воспитателя.
3. Мотивация всегда субъективна, связана с индивидуальностью учителя, его творческим потенциалом, в то время как стимулирование носит общий характер. Поэтому связь мотивов и стимулов самообразования всегда противоречива. В связи с этим важно обеспечить связь индивидуального творческого роста учителя и развитие педагогической культуры в коллективе учителей, воспитателей данной школы.
4. Исследование определило формирующую роль стимула в сфере мотивации самообразования учителя. Любой мотив самообразования может быть обогащен, усилен, смещен в область большей или меньшей значимости в зависимости от стимулов, которые использует система повышения квалификации и непрерывного образования.
Исследование обнаружило основные характерные черты связи мотивов и стимулов самообразования:
1. Взаимообусловленность, взаимозаменяемость и переход мотивов и стимулов друг в друга в наибольшей мере происходит на базе научного анализа, описания и оценки своего опыта.
2. Действенность мотивации и стимуляции самообразования определяется требованиями к учебной деятельности слушателей, к их авторским работам и выполненным исследовательским заданиям.
3. Устойчивость связи мотивов и стимулов самообразования зависит от уровня профессиональной культуры
Проблема мотивации и стимуляции самообразования учителя в современных условиях приобретает особое значение. Личность учителя, уровень его педагогической культуры, профессиональное мастерство являются конечным результатом всей системы повышения квалификации, где бы она ни осуществлялась: в школе, районной или городской методической службе, в институтах повышения квалификации.
Осложнение социальных проблем, противоречивость общественного развития, неустойчивость функций образования в переходный период делают труд педагога, по своему существу, творческим, а его профессиональную деятельность - исследовательской. Поставленный в новые условия, современный учитель вынужден непрерывно повышать свою профессиональную квалификацию. Самообразование и является одним из путей совершенствования педагогического мастерства.
В профессиональном мастерстве учителя самообразование выполняет шесть основных функций: развитие педагогического мышления на основе новой информации о педагогической науке и практике; углубление и развитие профессиональной направленности учителя; формирование идеала учителя и на этой основе - объективной самооценки профессиональной деятельности; совершенствование методического мастерства в процессе внедрения новых научных идей в учебно-воспитательный процесс; развитие профессиональной культуры с учетом оценки, которые дают учителю его воспитанники, коллеги и руководители школы; формирование требовательности к себе в новых условиях.
Возрастание значимости профессионального самообразования учителя обусловливает его особую актуальность в системе повышения квалификации, поскольку здесь и происходит реализация всех указанных выше функций. Она осуществляется благодаря взаимосвязи мотивов и стимулов самообразования. В этом аспекте настоящее исследование реализовало поставленную цель: были определены основные мотивы самообразования и найдены стимулы, которые на них оптимально воздействуют. Определилась целостная система взаимосвязи стимулов и мотивов самообразования в результате придания всей работе исследовательской направленности, а именно: выполнение учителями индивидуальных исследовательских заданий, смотр педагогических инициатив, подготовка к открытым занятиям, которые надо анализировать с позиции новых дидактических технологий (например, с точки зрения развивающего или проблемного обучения). Был апробирован ряд вариантов самообразовательной работы учителей и воспитателей. Отмечалась устойчивая потребность педагогов в психолого-педагогическом и методическом самообразовании. Сам по себе данный факт говорит о том, что теория и практика в аспекте профессионального самообразования и самопознания оказались едиными, рассматривают их в качестве важнейшего средства роста профессиональной педагогической культуры учительства. Поэтому главным звеном в научной проблеме оказалась взаимосвязь мотивов и стимулов самообразования. Самовоспитание учащихся и его педагогическое стимулирование.
Каждый человек должен быть ориентирован на развитие своей личности, на самовоспитание.
Самовоспитание определяется как сознательная, целенаправленная деятельность человека с целью изменения своей личности. Это высший уровень проявления субъектности учащегося, один из главных результатов воспитания. |
Психологический механизм самоизменения:
1. Самопознание, самоизучение (выступает предпосылкой самовоспитания) и осознание личностью своего недостатка.
2. Выявленный недостаток переживается как источник отрицательных эмоций и помеха успеху.
3. Формирование отрицательного отношения к недостатку и возникновение желания от него избавиться.
4. Анализ причин, вызывающих недостаток.
5. Выбор средств, методов и приемов избавления от недостатка.
6. Выполнение намеченной программы, неоднократное повторение выбранных приемов самовоздействия.
7. Превращение выбранных приемов в компоненты поведения (навыки и привычки).
8. Самоконтроль и самооценка результатов своих усилий по самоизменению.
Методы самовоспитания: самоубеждение, самовнушение, самопринуждение, самообязательство, самонапоминание, самоуговаривание, самоприказ, самоинструктирование, самопреодоление, самоподчинение, самоутешение, самопоощрение, самонаказание, самоанализ, самоконтроль и др.
Средства самовоспитания: программа самовоспитания, личные правила жизни, девиз, режим дня, личный дневник, литература и искусство, общественная работа, общение с другими людьми (беседа, полемика, дискуссия), психогигиена и т.д.
Важной частью самовоспитания является самообразование – образование, приобретаемое человеком в процессе самостоятельной работы, без прохождения систематического обучения в образовательном учреждении. Самообразование включает повышение своего образовательного уровня, самостоятельное овладение знаниями, навыками, умениями, а также саморазвитие творческих способностей. |
Основные приемы педагогического стимулирования самовоспитания учащихся:
1) беседы о самовоспитании. Сама постановка вопроса перед учащимися : о самовоспитании и раскрытие его значения в развитии личности, может пробудить у них интерес к работе над собой;
2) знакомство учащихся с биографиями выдающихся людей, многого достигших в жизни путем самовоспитания и самообразования;
3) формирование у подростков, старшеклассников нравственных и гражданских идеалов, достижение которых станет для них делом чести;
4) развитие в обучащихся критического мышления, способности к рефлексии;
5) рекомендация хороших книг для чтения, хороших кинофильмов и театральных постановок для просмотра;
6) побуждение к добрым делам, авансирование доверием;
7) поддержка и поощрение порывов учащегося к борьбе со своими недостатками, к работе над собой, использование позитивного внушения, ободрения («ты это сможешь»);
8) помощь ученику в составлении программы
9) учитель сам должен быть образцом поведения, делиться с учащимися собственным опытом самовоспитания и самообразования
© 2017, Перерва Валентина Васильевна 360