СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Страх успеха

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как страх успеха мешает жить!

Как много людей мечтает достичь успеха, но все ли достигают? У большинства все остается на уровне мечты. Здесь вспоминается анекдот:

- Я хочу стать миллионером, как мой папа.

- Твой папа миллионер?

- Нет, он тоже хотел.

Почему так мало людей приходит к успеху, а остальные годами стоят на месте? Одна из причин - страх успеха. Как же его обнаружить и избавиться от него?

Немного о страхе

Страх — одно из базовых чувств человека. Чувство, необходимое каждому для заботы о самом себе, для сохранения безопасности и для оценивания потенциально опасных ситуаций. В этом контексте страх является катализатором защитных реакций, действий. Такой страх — адекватный, он сигнализирует о реальных опасностях, и его задача — защищать (или стимулировать к действию).

Но кроме этого, страх также модулирует эмоциональное состояние, внося коррективы в поведение и поступки. Такой страх также является катализатором, но уже действий, которые откровенно вредят. Это неадекватный страх, который не подразумевает каких-то конкретных опасностей, однако его сила воздействия на человека может быть огромной.

Проявляется такой страх в самых разных формах, он может сковывать или заставлять совершать нетипичные для личности действия, погружать в полную апатию и безысходность или пробуждать агрессию.

Как формируется страх

Эти проявления зависят от эмоционального фона, который появляется, в основном, из-за совокупности трех факторов:

какой-то ситуации; отношения к этой ситуации на данный момент; фантазий (оценок, проекций), которые «рисуют» дальнейший результат или развитие событий. Эти факторы формируют мысли, направленность которых зависит от конкретного человека — его воспитания, темперамента, характера, убеждений, комплексов и многого другого.

Соответственно, страх, возникающий из-за этих мыслей, будет настоящей палкой в колесе на пути к достижению цели или просто для разрешения какой-либо ситуации или вопроса, который волнует человека.

Страх успеха существует?

Одним из распространенных таких страхов является т. н. «страх успеха», когда человек, почти достигший заветной цели, не в состоянии сделать последний шаг или добавить последний штрих для получения результата. Причем, никаких внешних препятствий для достижения финала нет.

О страхе успеха впервые заговорили в 1970-х годах, с тех пор все больше специалистов сходится во мнении, что это явление распространено и требует серьезного подхода в работе с ним.

Причин для возникновения такого страха обычно много, в основном корни лежат в установках и родительских предписаниях, полученных человеком еще в детстве. Также огромную роль играет стереотипичность мышления, конформизм. Обязательно нужно упомянуть о низкой самооценке или о завышенном уровне притязаний. Развитый интеллект, как ни странно, тоже может выступать причиной такого страха.

Признаки страха успеха

Вот только краткий список основных признаков того, что у человека есть страх успеха:

Склонность к прокрастинации. Множество незаконченных дел. Нет явных и крупных жизненных целей и увлечений. Избегание большой ответственности (отказ от повышения в должности или отказ от крупных проектов, в которых можно проявить себя). Чувство дискомфорта за то, что вы успешнее, чем ваши близкие. Склонность слушать других и не желание принимать решения. Серьезные сомнения в себе, неверие в себя или «синдром самозванца». Отказ от удачных возможностей и больших шансов. Упадок сил и апатия при мысли о масштабе дел и перемен, которые необходимо сделать для достижения успеха. Жизненная пассивность, отсутствие социальной активности. Консерватизм, желание сохранять стабильность даже в ущерб финансовому благополучию.

Причины неуспеха

Боязнь перемен и выхода из зоны комфорта

Жизнь большинства людей состоит из привычек, каждодневных ритуалов и типичных, повторяющихся ситуаций. Реакции на эти вещи сформированы, происходят автоматически, и в них отсутствует неизвестность. Так формируется зона комфорта, в которой человек чувствует себя хорошо и удобно, хотя может быть и недоволен какими-то отдельными сторонами жизни. Со временем зона комфорта становится похожей на некую оболочку, в которой человек живет вполне хорошо и чувствует себя нормально. Однако жизненные решения, направленные на получение чего-то нового (неважно, повышение в должности или духовный рост) однозначно предполагают (и человек осознает это) такую новизну, которая повлечет за собой изменение привычного уклада жизни. Психика так устроена, что любые, даже самые лучшие, наступающие (или ожидающиеся) перемены будут негативно восприниматься нашим подсознанием, которому комфортно и хорошо уже, в данный момент. Подсознательно все новое пугает людей. Хотя сознательно личность будет хотеть изменить существующий уклад жизни.

В этот момент и наступает понимание, что это влечет за собой большие неудобства — это отказ от некоторых привычек, принятие новой ответственности, часто это еще и вхождение в новый круг общения. В общем, изменение привычного, знакомого распорядка, но самое страшное — соответствие новым требованиям. Подсознательно человек убежден, что вне зоны комфорта может быть либо так же, либо хуже.

Часто случается так, что в начале процесса достижения цели сохраняется высокий уровень мотивации. Трудности на пути лишь придают сил для их преодоления, повышая упорство и целеустремленность. Но на последних этапах человек начинает испытывать все больше беспокойства, подвергая себя различным сомнениям. В результате страх берет ситуацию под контроль, и либо появляется миллион причин, которые не дают достичь цели (естественно - «по независящим причинам»), либо человек убеждает себя в том, что ему это все «не нужно». В первом случае последствия проявятся в неадекватной жалости к себе и обвинении в собственном неуспехе всего мира. Во втором - будет самобичевание. Оба варианта ведут к депрессии.

Потеря смысла, или Что дальше?

Каждый человек индивидуален, и понимание успеха у всех разное. Многие, представляя и фантазируя себе «идеальную» жизнь, превращают свою реальную жизнь в процесс достижения цели. Человек отдает массу сил и энергии на приближение к идеальным результатам, но чем ближе он находится к финишу, тем страшнее ему становится. Ведь не будет ответа на главный вопрос, который сразу возникнет: «Что теперь с этим делать, чем теперь заниматься?» Цель достигнута, а дальше — пустота.

Страх перед неопределенностью и этой пресловутой пустотой не позволит получить задуманное, а жизнь так и останется бесконечной дорогой к намеченному.

Кроме того, часто в этом случае может возникнуть страх разочарования в достигнутом результате (страх неоправданной надежды).

Здесь важно понимать принцип, что весь жизненный путь — по сути, дорога от одной цели и точки - к другой. И количество таких точек и целей зависит от человека. Нельзя строить жизнь так, чтобы в ней был «последний рубеж». Всегда будет что-то новое, что-то интересное и важное, к чему снова захочется стремиться.

Низкая самооценка

Проблема берет начало с искажения «Я-концепции» в детстве, усиливаясь родительскими посланиями. Типичные мысли — «Я ничего не стою», «У меня никогда не получится», «Я не верю, что смогу» и т. д. Одно из самых сильных негативных убеждений — «Мне просто повезло».

Неспособность адекватно оценивать свои достижения, усиленная критика со стороны внутреннего родителя, который держит все под контролем, приписывание своих удач и успехов случайности или стечению обстоятельств формируют устойчивый страх достижения вообще чего-либо (не только успеха). Страх вызван психологической неготовностью человека к переменам, могущим нарушить его сценарные установки.

Например, если ребенка с детства не принимали безусловно, если родители не давали права на совершение ошибки, а успехи не поощряли, во взрослой жизни человек подсознательно будет всеми силами стараться доказать, что заслуживает любви и принятия. Но сформировавшийся сценарий не позволит ему достичь успеха, к которому он стремится на осознанном уровне, зато на бессознательном уровне человек все сделает в соответствии со сценарием — т. е., он может ничего и никогда не добиться, подтверждая родительские послания. Поэтому здесь необходима психологическая работа.

Также страх успеха можно объяснить «синдромом самозванца» или страх оказаться недостойным новой роли, когда человек боится быть "разоблаченным" по причине несоответствия его личной и социальной роли. Самокритика и постоянные мысли о незаслуженном успехе порождают страх достижений.

Практика

Техника из книги Е.Тарариной «Глубинная арт-терапия: практики трансформаций»

Техника «Внутренний помощник » (автор Бутова Вера Николаевна)

Инструменты: бумага, клей, ножницы, творческий мусор, пластилин, фольга, кусочки ткани, вырезки из журналов для коллажа, портретные колоды МАК (Миби, Персона, Персонита и т. д.).

Время работы: 60 мин.

Возраст: клиенты от 16 лет.

Цель: работа со страхом успеха.

Задачи:

• нахождение образа для ограничивающей части личности, его конкретизация; налаживание интрапсихического контакта Эго и ограничивающей части личности;

• прояснение основных потребностей и нарушений баланса, которые провоцируют страх самореализации;

• создание карты внутриличностных ресурсов с помощью арт-методов, интеграция ограничивающей части личности в поле ресурсов;

• нахождение способов ее «исцеления»;

• активизация творческого потенциала;

• трансформации нересурсного состояния в ресурсное.

Алгоритм проведения упражнения

Инструкция

1. Выберите из любой портретной колоды МАК карту, которая будет символизировать ту часть вашей личности, которая боится успеха, расположите её на листе бумаги формата А4, и дополните созданием символического рисунка, маски, коллажа, скульптуры той части вас, которая боится следовать за своим предназначением сейчас или боялась раньше.

Используйте все имеющиеся материалы. В процессе создания подберите имя для вашей боящейся части, услышьте её послание, что главное она хочет вам сказать.

Насколько хорошо вы её знаете? Какие чувства к ней испытываете?

А как она относится к вам? Как часто она испытывает страх (страх успеха, исполнения желаний, страх «больших» денег и т. д.)?

2. Теперь попробуйте представить, что у вас есть Внутренний помощник, который может легко договориться с этой частью вашей личности, помочь ей.

Далее работа с медитацией — расслабление.

Инструкция к медитативному мотиву: «Попробуйте представить сейчас своего Внутреннего помощника, который может легко справиться с любой ситуацией, знает ответы на все вопросы». Предлагаем подробно описать представившийся образ, внешность, одежду, поведение, осанку, манеры, голос и т. д., просим представить себя и Внутреннего помощника в приятном месте и выслушать советы о том, как себя держать, вести, одеваться, какую сделать причёску, какие аксессуары подобрать для успеха в самореализации.

Возможно, взять что-то с собой из образа как символ поддержки.

Прощание с образом.

3. Просим дополнить ранее созданную композицию по своему желанию, обсуждаем упражнение.

• Были ли неприятные моменты?

• Какой момент был самым приятным?

• Что в композиции или образе больше привлекло внимание, удивило или заставило задуматься?

• Что из образа хотелось бы в реальной жизни применить? (Аксессуары, подарки и одежда из медитации будут служить якорями успеха, поэтому рекомендуем 21 день их использовать в реальности).

• Какие чувства, мысли и ассоциации вызывает новая композиция?

Выводы: страх самореализации сопровождает нехватка ресурсов, нарушение баланса «брать-давать» «принимать-отпускать», бывает спровоцировано нарушением психологической безопасности, негативными родительскими императивами. Глубинная работа с подсознанием даёт возможность интегрировать конфликтующие части личности и запустить наполнение ресурсами.

Елена Тарарина

Категория: Психологу
03.05.2018 08:38


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!