СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Исследовательская деятельность – такая система организации работы, которая связана с решением учащимися исследовательской задачи с неизвестным заранее решением.
Этапы исследовательской работы
Объектная область, объект и предмет.
Тема, проблема и актуальность исследования.
Тема исследования - объект изучения, в определенном аспекте, характерном для данной работы, она «указывает на предмет изучения, а ключевое слово или словосочетание в теме указывает на его объект».
Определение актуальности исследования – обязательное требование к любой научно-исследовательской работе. Актуальность может состоять, например, в необходимости получения новых данных; необходимости проверки новых методов и т.п. Актуальность темы всегда обосновывается с учетом практической необходимости разрешения поставленных вопросов.
Изучение научной литературы и уточнение темы.
1. Проведение поиска нужной информации.
2. Составление предварительного списка изданий.
3. Непосредственная работа с источниками.
Формулирование гипотезы
Гипотеза – научно обоснованное предположение о непосредственно наблюдаемом явлении.
Гипотеза должна удовлетворять требованиям:
(«если…, то…»; «так…, как…»; «при условии, что…»)
Формулирование цели и задач исследования
Цель исследования - конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы
( выявить…, установить…, обосновать…, уточнить…, разработать…)
Задачи исследования – это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой, а также действия по достижению промежуточных результатов, направленных на достижение цели
(утверждение того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута).
Определение методов исследования.
Общие и частные методы научных исследований, а также принципы подходов к различным типам объектов действительности и к разным классам научных задач изучает методология науки.
Метод – это способ достижения цели исследования; «путь постижения, познания истины, сущности предметов и явлений».
Теоретические методы характеризуются обобщенностью и абстрактностью. Они определяются по основным мыслительным операциям, какими являются: анализ и синтез, сравнение, абстрагирование и конкретизация, обобщение, формализация, аналогия, моделирование
Эмпирические методы. Предмет эмпирического познания – практика и результаты ее деятельности. Результаты исследовательской работы на уровне эмпирики выражаются в обобщении полученного опыта, формировании норм и правил, получении фактов (информации) об объекте, их анализ и систематизация.
Математические методы
II. Проведение исследования
Рабочий план – планируемые эксперименты, необходимый инвентарь, первичная обработка результатов, их проверка
Формы представления результатов научной работы:
текст научного сочинения, статья, тезисы, доклад, научное сообщение, отчет и т.д.
Научно-исследовательская работа – развернутые тезисы, подробное изложение всего хода исследования и результатов.
Квалификационная работа имеют строго определенную структуру:
Подготовка доклада.
Первая часть по сути кратко повторяет введение исследовательской работы. Здесь обосновывается - актуальность выбранной темы, - описывается научная проблема, - формулируются задачи исследования и - указываются его основные методы
Во второй части, самой большой по объему, Вам нужно представить содержание глав. Особое внимание комиссия обращает на итоги проведенного исследования, на личный вклад в него автора.
В третьей части целесообразно кратко изложить основные выводы по результатам исследования, не повторяя тех выводов, которые уже были сделаны в ходе изложения содержания по главам.
Обязательно отразить!
"Если в конце исследования не видно начала следующего значит исследование не доведено до конца“
Дмитрий Сергеевич Лихачев
Требования к выступлению.
• Свободное владение материалом.
• Убедительность аргументов.
• Направленность на аудиторию.
ПАМЯТКА
участнику конкурса, выступающему с докладом
исследовательской работы
Чтобы Ваше выступление было интересным, доходчивым и представляло выполненную Вами работу наилучшим образом, рекомендуется воспользоваться советами, изложенными ниже:
1. При подготовке к защите работы помните, что Ваш доклад должен отвечать на вопросы:
• Зачем проводилось исследование? (Цель и задачи исследования).
• Что известно из литературы по теме Вашего исследования? (Очень коротко).
• Где и когда проводились исследования?
• Какие методы сбора материала использовались и почему?
• В каких условиях проводился сбор материала?
• Сколько материала собрано?
• Какие результаты (в сроках и цифрах) получены?
• Чем объясняется получение таких результатов?
• Какие выводы сделаны?
Ответить на данные вопросы (в указанной последовательности) необходимо при защите любого исследовательского проекта или опытнической работы.
2. При подготовке выступления следует учесть, что доклады не читаются по тексту, а рассказывают. Поэтому необходимо подготовить конспект (план) выступления. В качестве такового можно использовать тезисы Вашей работы с подчеркнутыми в них основными мыслями.
3. Чтобы говорить без «бумажки», не стоит заучивать текст выступления наизусть. Гораздо полезнее понять, что именно требуется рассказать (см. п. 1) и выбрать из отчета основные цифры, факты и утверждения, рассказывающие суть выполненной работы.
4. Все наглядно-иллюстративные материалы (диаграммы, графики, схемы, таблицы и т.п.), используемые Вами при выступлении, должны быть легко читаемыми сидящими в зале и понятными без дополнительных объяснений. Поэтому они должны быть подписанными и иметь расшифровку условных обозначений.
5. Во время выступления наглядно-иллюстративный материал должен использоваться. Если речь идет о цифрах, показанных в таблице или проиллюстрированных графиком, то нужно обращаться к соответствующей таблице или графику.
6. При демонстрации наглядно-иллюстративного материала следует использовать указку, авторучку, карандаш, но никак не палец. При этом нужно повернуться к слушателям лицом, а не спиной.
© 2014, Вихирева Светлана Владимировна 982