СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СЦЕНАРИЙ Научно-интеллектуальная игра «Бум»

Нажмите, чтобы узнать подробности

СЦЕНАРИЙ

Научно-интеллектуальная игра «Бум»

ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЙ НОМЕР

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы проводим научно-интеллектуальную игру «Бум», эта игра посвящена её величеству Науке. Ещё А.С. Пушкин очень образно проведал миру об этом:

О, сколько открытий чудных

Готовят просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг,

И случай, бог изобретатель…

Вы видите, что великий поэт на первое место ставил просвещенье, на второе – опыт, на третье – гений ученого и на четвертое – случай.

Оказывается, процесс рождения научных дисциплин сходен с ростом дерева, когда из одного ствола вырастает множество ветвей.

Как вы понимаете, что такое «Наука»?

Ответ детей.

Наука — деятельность, направленная на выработку систематизацию объективных знаний о действительности.

Сегодня мы с вами прикоснемся к науке, к людям, которые оказали большой вклад в науку, также будут задания на проверку ваших общих знаний, а также на креативное мышление.

Задание 1. Общие знания

(Команды получают одинаковые карточки и бланки для ответов. В течение трех минут они должны ответить на вопросы. За каждый верный ответ начисляется 1 балл. Максимально - 7 баллов)

  • Изобретение этого предмета датируется XI веком до нашей эры. В Китае и Египте он являлся привилегией царей и вельмож.Первоначально он служил для защиты от солнца, в переводе обозначает «покрышка от солнца». А современный вид этому предмету придал Сэмюэль Фокс в 1852 году. Он сделал каркас и спицы из металла. О каком изобретении идет речь? (зонт)
  • Электричка едет со скоростью 70 км/час. В какую сторону летит дым? (У электрички нет дыма)
  • Пётр 1 хорошо знал аддицию, субстракцию, мультипликацию и дивизию. Более того, в 1714 году он обязал своим царским указом знать это и дворянским детям, иначе им запрещалось жениться! О чём идёт речь, если сегодня это на уроках математики делает каждый школьник? (4 математических действия: сложение, вычитание, умножение, деление)
  • Как биологи называют окраску божьей коровки? (предупреждающая)
  • Кто придумал термин «человек разумный», научное название современных людей? (Карл Линей)
  • Что в России на первом месте, а во Франции на втором? (Буква «р»)
  • Как ученые назвали постепенное потепление климата нашей планеты из-за накопления в атмосфере газов, выделяющихся в результате деятельности человека? (Парниковый эффект)
  • Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, страусы не разговаривают)
  • Птицелов поймал в клетку 5 синиц, по дороге встретил 5 учениц. Каждой подарил по синице, в клетке осталась одна птица. Как это могло случиться? (Последнюю синицу отдал вместе с клеткой)

Задание 2. Угадай ученого (Другая презентация)

(На презентации есть 12 отечественных ученых, которые зашифрованы в описании их деятельности с вариантами ответов. Команды отвечают по очереди, если команда ответила неверно, вопрос переходит другой команде 1 правильный ответ – 2 балла, ответ другой команды 1 балл.)

  • Узнав, что отец хочет женить его, он решил бежать. В декабре 1730 года он тайно ночью покинул дом и отправился вместе с караваном с рыбой в Москву. Позднее, став знаменитым учёным, он продемонстрировал экспериментальное доказательство закона сохранения массы вещества при химических реакциях, вплотную подошёл к идее молекулярного строения химического соединения, разработал около сотни различных физических и метеорологических приборов, в частности, вискозиметр для измерения вязкости, рефрактометр для определения показателя преломления, прибор для определения твёрдости образцов, пирометр, анемометр, газовый барометр. Занимался исследованием в области электричества, изучением оптических явлений, геологии, минералогии, астрономии и геофизики. (МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ)
  • Этот великий русский математик является автором нового метода решения уравнений, создав для этого некоторое количество теорем о тригонометрических рядах и изучив непрерывную функцию. Он добился огромного успеха в области точных наук, особенно он преуспел в геометрии, создав так называемую «неевклидову геометрию». Европейский король математиков Карл Гаусс, прослышав про его научные работы, принялся усердно изучать русский язык, чтобы в оригинале прочесть труды гения из Российской империи. (НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ЛОБАЧЕВСКИЙ)
  • Эта гениальная женщина – математик, которая впервые в истории Стокгольмского университета стала профессором. Наиболее важные исследования относятся к теории вращения твёрдого тела. Именно она открыла третий классический случай разрешимости задачи о вращении твёрдого тела вокруг неподвижной точки. Этим продвинула вперёд решение задачи, начатое математиками Леонардом Эйлером и Жозефом Луи Лагранжем. (СОФЬЯ ВАСИЛЬЕВНА КОВАЛЕВСКАЯ)
  • Именно он открыл фундаментальный закон естествознания – периодический закон химических элементов (1869 год). Выявленная им система позволила классифицировать существующие и предугадать появление новых химических элементов и их свойств. Открытие признано величайшим событием в истории материаловедения. Хотя поговаривают, что всё это ему просто приснилось. (ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ МЕНДЕЛЕЕВ)
  • Этот русский учёный одним из первых нашёл практическое применение электромагнитных волн, в том числе для радиосвязи, что позволило ему создать совершенный для своего времени вариант радиоприёмника. (АЛЕКСАНДР СТЕПАНОВИЧ ПОПОВ)
  • Его считают создателем военно-полевой хирургии, топографической анатомии, русской школы анестезии. Именно он превратил хирургию в науку. (НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ПИРОГОВ)
  • Этот русский учёный носит титул первого российского нобелевского лауреата. Он был удостоен этой награды за исследования физиологии пищеварения. Изучая условные рефлексы, учёный сигналил собаке — звонил в звоночек – а потом выдавал небольшую «вкусняшку». (ИВАН ПЕТРОВИЧ ПАВЛОВ)
  • Он мечтал искоренить нехватку продуктов питания в мире. Его план состоял в том, чтобы использовать новую науку о генетике для размножения и повышения урожайности культурных растений, которые могли бы расти, где угодно, в любом климате; в песчаных пустынях и замерзающих тундрах. Он назвал это «миссией для всего человечества». (НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ВАВИЛОВ)
  • Ему принадлежит серия глобальных открытий в области ядерной физики. В их числе – создание первого в Европе атомного реактора, первой в СССР атомной бомбы, первой в мире термоядерной бомбы. В 1954 году под его руководством сооружена первая в мире атомная электростанция – Обнинская АЭС. (ИГОРЬ ВАСИЛЬЕВИЧ КУРЧАТОВ)
  • Он один из пионеров исследований по управляемой термоядерной реакции. Участвовал в создании водородной бомбы, но несмотря на это он начал активно выступать против проведения ядерных испытаний в атмосфере. В 1969 году он пожертвовал все свои накопления Красному Кресту на строительство онкологического центра в городе Москве. В 1975 году известный учёный-правозащитник был удостоен Нобелевской премии мира. (АНДРЕЙ ДМИТРИЕВИЧ САХАРОВ)
  • Именно он руководил запуском первого в мире искусственного спутника Земли в 1957 году. А также выведением на орбиту первого в мире космического корабля с человеком на борту в 1961 году. Это был пилотируемый корабль «Восток» с лётчиком-космонавтом Юрием Гагариным. (СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ КОРОЛЁВ)
  • Известный в мире эксперт в сфере IT-безопасности. Создатель антивирусного программного обеспечения, защищающего от вирусов, троянских, шпионских программ и неизвестных угроз. Кстати, именно в его программах есть звук лёгкого похрюкивания. (ЕВГЕНИЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ КАСПЕРСКИЙ)

Задание 3. Профессии будущего

(Каждой команде выдаются листы с описанием профессии будущего и бланками для ответов. На выполнение задания даётся 5 минут. 1 правильный ответ – 2 балла.

Если ответ частично верен или оригинален – 1 балл. Максимально - 16 баллов).

Экоаудитор

Независимый эксперт, проверяющий на экологичность предприятия, здания и прочие объекты инфраструктуры и хозяйства.

Киберследователь

Специалист по IT-безопасности, уполномоченный выявлять и пресекать киберпреступления.

Сити-фермер

Сельское хозяйство пришло в большие города. Проекты сельхозугодий, расположенных на крышах небоскрёбов, и так называемых вертикальных ферм уже никого не удивляют. Эти работники будут специализироваться на выращивании сельскохозяйственных культур в условиях современного мегаполиса, а также в устройстве и совершенствовании угодий в стеснённых условиях.

Инженер 3D-печати

Специалист по трехмерному проектированию с применением математических и творческих способностей. Востребован в разных сферах, в том числе в архитектуре и строительстве, медицине, даже в производстве одежды и обуви.

Биоинженер

Специалист, который занимается изучением и изменением свойств живого организма (а также разработкой новых) с применением инженерных принципов в биологии и медицине для решения различных медицинских проблем и охраны здоровья.

Молекулярный диетолог

Исследует молекулярный состав еды и создаёт персональные диеты. Они основаны на генетическом анализе и физиологических процессах конкретного человека. Диагностика станет сверхточной, а сценарий диеты будет моделироваться на компьютере.

Техно-стилист

Они делают одежду с гаджетами. Электронная «начинка» нужна не только для красоты: датчики контролируют пульс, температуру тела, давление, а в мороз помогут согреться.

Техноэтик

Решают этические проблемы, которые возникают в процессе развития технологий, исследуют вопросы определения ответственности за последствия внедрения прорывных технологических решений и разрабатывают нормативно-правовые основы практик применения технологий в разных областях науки и техники.

Задание 4. Фото изобретения

(На презентации есть 7 фото изобретений, которые скрыты за черными квадратами. Если команда угадывает изобретение сразу, то получает 4 балла, если открыто 2 квадрата - 3 балла, 3 квадрата – 2 балла, 4 квадрата – 1 балл.)

  • Радио В ходе экспериментов с распространением электрических колебаний в атмосфере физик Александр Попов изобрел прибор, который мог принимать на расстоянии электромагнитные сигналы. Устройство он продемонстрировал 7 мая 1895 года и переда л азбукой Морзе короткое сообщение. Попов считал, что его изобретение поможет улавливать электромагнитные волны в атмосфере, но по сути он создал первый радиоприемник.
  • Первый атомный ледокол
  • Первый в мире персональный компьютер
  • Парашют ранцевый
  • Первый вертолёт
  • Атомная электростанция
  • Первый спутник

Освоение атомной энергии в 1950-х позволило создать ледокол, который без дозаправки мог проводить караваны судов по Северному морскому пути весь навигационный сезон. На момент закладки ледокол «Ленин» был первым в мире гражданским судном с атомной силовой установкой. Он вступил в строй в 1959 году и за первые же годы провел через льды несколько сот судов. Только в 1989-м «Ленин» встал на вечную стоянку в Мурманске.

Первый в мире персональный компьютер был изобретен не американской фирмой «Эппл компьютерз» и не в 1975 году, а в СССР в 1968 году советским конструктором из Омска Арсением Анатольевичем Гороховым (род. 1935). В авторском свидетельстве № 383005 подробно описан «программирующий прибор», как его тогда назвал изобретатель. На промышленный образец денег не дали. Изобретателя попросили немного подождать. Он и подождал, пока в очередной раз за рубежом не изобрели отечественный «велосипед».

В 1911 году русский военный, Котельников, под впечатлением увиденной им на Всероссийском празднике воздухоплавания в 1910 году гибели русского лётчика капитана Л. Мациевича изобрёл принципиально новый парашют РК-1. Парашют Котельникова был компактен. Его купол изготовлен из шёлка, стропы разделялись на 2 группы и крепились к плечевым обхватам подвесной системы. Купол и стропы укладывались в деревянный, а позднее алюминиевый ранец. Позже, в 1923 году Котельников предложил ранец для укладки парашюта, сделанный в виде конверта с сотами для строп. За 1917 год в русской армии было зарегистрировано 65 спусков с парашютами, 36 — для спасения и 29 добровольных.

Борис Николаевич Юрьев — выдающийся ученый-авиатор, действительный член Академии наук СССР, генерал-лейтенант инженерно-технической службы. В 1911 году изобрел автомата перекоса (основной узел современного вертолёта) — устройство, сделавшее возможным постройку вертолётов с характеристиками устойчивости и управляемости, приемлемыми для безопасного пилотирования рядовыми лётчиками. Именно Юрьев проложил дорогу для развития вертолётов.

Запущена 27 июня 1954 года в Обнинске (тогда поселок Обнинское Калужской области). Была оснащена одним реактором АМ-1 («атом мирный») мощностью 5 МВт.

Реактор Обнинской АЭС, помимо выработки энергии, служил базой для экспериментальных исследований. В настоящее время Обнинская АЭС выведена из эксплуатации. Её реактор был заглушен 29 апреля 2002 года по экономическим причинам.

Кодовое название первого искусственного спутника Земли было ПС-1 — «Простейший спутник-1». Сфера с антеннами, однако, была полноценным научным прибором. Он исследовал прохождение радиоволн через ионосферу, определял плотность верхних слоев атмосферы при торможении и проверял условия работы аппаратуры при выведении на орбиту и в космосе. Разработанный группой советских ученых (во главе с Сергеем Королевым и Михаилом Тихонравовым) и выведенный на орбиту 4 октября 1957 года аппарат был воспринят в простейшем смысле: человечество наконец-то шагнуло в космос.

Задание 5. Как называется наука?

(Команды получают одинаковые карточки и бланки для ответов. В течение трех минут они должны соотнести номер названия науки с номером ее определения. За каждый верный ответ начисляется 1 балл. Максимум - 15 баллов.)

Наука

Определение

1. Хронология.

2. Бреиология.

3. Фенология.

4. Таксономия.

5. Флористика.

6. Оптика.

7. Малокология.

8. Биохимия.

9. Энтомология.

10. Биогеография.

11. Геронтология. 12. Гидробиология.

13. Цитология.

14. Карпология.

15. Этология.

1. Наука, изучающая плоды и семена.

2. Наука о клетке.

3. Наука о поведении животных.

4. Наука о населении водной среды.

5. Наука о закономерностях распространения живых организмов.

6. Наука о химических процессах в организмах.

7. Наука, изучающая растения, образующие флору.

8. Наука, занимающаяся классификацией организмов.

9. Наука о сезонных явлениях в живой природе.

10. Наука об изменении времени и временных периодах.

11. Наука, изучающая мхи.

12. Наука об излучении и распространении света.

13. Наука о моллюсках.

14. Наука о насекомых.

15. Наука, изучающая старение живых организмов.

Ответы: 1—10; 2—11; 3—9; 4—8; 5—7; 6—12; 7—13; 8-6; 9—14; 10—5; 11—15; 12-4; 13—2; 14—1; 15—3.

Задание 6. Видео-вопрос (Видео)

(Команды получают одинаковые карточки и бланки для ответов. На экране показывается 5 видео и озвучиваются ответы. Участники должны их вписать в бланки для ответов. За каждый верный ответ начисляется 2 балла. Максимум - 10 баллов.)

  • Как зовут ученого? (Архимед)
  • Благодаря какому закону персонажи падают на Луну, а не наоборот? (Закон притяжения)
  • Почему мы видим хвост кометы? (Три или четыре раза в столетие комета проходит так близко от Солнца, что ее яркий, сияющий «хвост» легко различим с Земли. Мы можем наблюдать комету только тогда, когда она проходит рядом с Солнцем. Затем Солнце превращает лед ядра кометы в газ. Радиация, исходящая от Солнца, проходит через газы и ионизирует их, что является причиной свечения газов.)
  • Почему одуванчик прожигается под лупой? (Структура лупы такова, что все лучи, попадающие на поверхность лупы преломляются под определенным углом и сходятся на определенном расстоянии (фокусе). таким образом в фокусной точке скапливается количество энергии равное упавшей на линзу, но т. к. площадь фокусной точки мала, то плотность энергии большая. При большой плотности можно подпалить что угодно. Примером высокой плотности пучка является лазер.)
  • Какое физическое явление мы наблюдаем? (Магнитное поле – это область вокруг магнита, внутри которой ощущается воздействие магнита на внешние объекты. Органы чувств человека не способны видеть магнитное поле, но вспомогательные устройства доказывают, что магнитное поле существует.)

Задание 7. Глобальные проблемы

(Командам выдаются по одной проблеме. Они должны предложить способы её решения. Оценивается: оригинальность, понимание проблемы, адекватность. Максимально - 10 баллов.)

  • Катастрофическое загрязнение окружающей среды
  • Парниковый эффект и глобальное потепление
  • Возможный массовый голод и существующее массовое недоедание
  • Растущее социальное неравенство — увеличение разрыва между 1% самых богатых и остальным человечеством
  • Глобальное распространение вирусных инфекций и угроза возникновения пандемий
  • Проблемы энергетических ресурсов

ВОКАЛЬНЫЙ НОМЕР

Игра с залом

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

11.09.2024 11:46


Рекомендуем курсы ПК и ПП