СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
“Мы потомки великого ученого М. В. Ломоносова! ”
Заканчивается самая волнительная пора для всех выпускников – определение с поступлением в ВУЗы и колледжи. Это касается и нас, выпускников 11-ого класса Обозерской школы №1. Излишне сказать, что выпускной класс и весь учебный год был также волнительным и напряженным. Но не смотря ни на что, мы старались посильно во всем поучаствовать и поддержать педагогов нашей школы.
В апреле нам предложили принять участие в областном конкурсе “Мы потомки великого ученого М.В. Ломоносова!” и “Проведение урока памяти М.В. Ломоносова – 310 лет”. На конкурс принимались материалы: фото и сценарий проведения урока. С именем Михаила Васильевича Ломоносова мы уже знакомы с начальной школы. Наши знания пополнялись по мере изучения предметов различной направленности, поэтому мы быстро дали согласие на проведение такого урока нашему педагогу Ползиковой Татьяне Михайловне. На этом уроке также присутствовали библиотекарь нашей школы – Романова Надежда Валентиновна и представитель Обозерского лесничества - Шалак Юлия Александровна.
В начале урока мы отметили многогранный и самобытный талант М.В. Ломоносова, который коснулся всех сторон науки и культуры своего времени. Он известен как физик, химик и геолог, поэт, художник и филолог, астроном, географ и технолог, литератор, историк и философ, - казалось всюду он успевал и везде привносил новое, неожиданное, прогрессивное.
М.В. Ломоносов родился 8(19) ноября 1711 года в деревне Мишанинской Куростровской воласти Двинского уезда Архангельской губернии у черносошного крестьянина - помора Василия Дорофеевича Ломоносова и его жены Елены Ивановны. Осенью этого года мы отмечаем 310 лет со дня рождения великого ученого. Далее разговор на уроке шел о пути в науку и начале творческого пути. Знакомство с книгами убедило Ломоносова о необходимости учиться, чтобы познать окружающий мир. С 1731 года начался новый период в жизни молодого помора – его трудный путь в науку. Первоначально свой выбор Ломоносов остановил на математико-навигационной школе, именно в ней он решил начать образование. 8 июня 1741 года после пятилетнего пребывания в Германии Ломоносов вернулся в Петербург. С этого времени началась его многогранная и чрезвычайно интенсивная научная деятельность в Петербургской Академии наук.
Уже из школьной программы нам знакомы некоторые работы Ломоносова по физике и химии. Гуров Антон – наш одноклассник, в своей презентации еще раз нам напомнил об этим открытиях. Смелые идеи Ломоносова о строении всех тел из атомов, как материальных частичек занимают важное место среди других гипотез первой половины 18 века. Он опередили науку более чем на столетие. Для М.В. Ломоносова химия и физика составляли неразрывное целое. Он не только дал четкое определение физической химии, но и составил обширные программы физика- химических исследований. Заслуга Ломоносова заключалась в том, сто он предложил конкретную программу современной ему химической науки на новой, физико-химической основе.
У нас в школе есть удивительные книги “К пользе и славе Отечества” администрации Архангельской области и Межрегионального Ломоносовского фонда. Эти книги были подарены для школы нашим ученикам за успешное выступление на областных конкурсах, связанных с именем Михаила Васильевича Ломоносова. Лично мне интересна статья И.С. Мелехова, академика ВАСХНИЛ. Статья называется “М.В. Ломоносов и проблемы леса” 1979 года. Проблема сбережения лесов путем их рационального использования ставится Ломоносовым в труде “О слоях земных”. Среди объектов его научного интереса значатся леса, тундры, болота, степи. Это научное произведение, которое представляет интерес и в наши дни, М.В. Ломоносов назвал очень скромно, как дополнение ( Прибавление Второе) к его труду по металлургии. В этом одна из причин того, что оно не было замечено своевременно. Ломоносов предвосхитил важные положения учения о лесе: о воздушном питании растений, о почве (особенно гумусе), о роли различных древесных пород в образовании гумуса. Михаил Васильевич предопределил учение о фотосинтезе и еще до открытия кислорода и углекислоты.
Современна и тема изучения Арктики, а также освоение Северного морского пути. Взгляды Ломоносова на природу и природные явления в Арктике были для его времени прогрессивными, и многие из них не утратили значения до наших дней. Его классификация морских льдов является основой современной классификации. С открытием великого Северного морского пути Ломоносов связывал возможности не только нового подъёма производительных сил, но и превращения России в великую морскую державу.
Имя великого русского учёного живёт в памяти народов нашей страны и за рубежом. Его жизни и деятельности посвящено много книг и статей; его образ запечатлен в произведениях живописи, графики и скульптуры; его имя носят в нашей стране города и сёла, улицы и площади, учебные заведения и школы. Здание нашей школы МБОУ «Обозерская школа №1» также находится в посёлке на улице Ломоносова. С именем Ломоносова связаны и некоторые конкурсы для учащихся. В отдельные годы учащиеся нашей школы принимали участие в Юношеских Ломоносовских чтениях, которые проходят ежегодно в летний период на территории Кенозерского Национального парка. Так например, в 2005 году участие приняли: Бессонова Яна, Постникова Инна, Подтелков Сергей, Кузнецова Мария, Нагорнюк Люба; в 2014 году участие приняла Бобылева Елизавета; в 2016 году – Осадчева Анастасия, а в 2017 году – Золотарева Анастасия. В 2019 году Пчелинцева Ангелина, выпускница школы, успешно поучаствовала в Ломоносовских научных чтениях студентов, аспирантов и молодых ученых высшей школы естественных наук и технологий САФУ. Её работа на тему “Рубки ухода на лиственничное насаждение” вошла и в сборник материалов данной конференции.
В заключение урока мы посмотрели видеоролик о жизненном пути и открытиях М.В. Ломоносова и провели викторину.
Аналогичный урок также прошел в 4 классе (учитель – Касьянова Оксана Анатольевна); в 6а классе (классный руководитель Сидорова Галина Александровна). Помощь в проведении этих двух уроков оказала Березкина Татьяна Андреевна - заведующая библиотекой поселка. Ею также были предоставлены новые книги из библиотеки, продуманы и предложены интересные задания для детей. Один из классных часов в 8 классе у классного руководителя Мининой Татьяны Петровны также был посвящен предстоящей дате 310 лет со дня рождения М.В. Ломоносова.
По итогам конкурса мы получили диплом победителя. За подписью Генерального директора Межрегионального общественного Ломоносовского фонда Г.П. Добруновой и Председателя Архангельского регионального отделения общероссийской общественной организации “Всероссийское общество охраны природы” В.С. Цвиль. Хочется выразить благодарность всем учащимся данных классов за интерес, любознательность и активность при проведении таких уроков.
Автор: Зверева Ксения
ученица МБОУ “Обозерской школы №1”
Фото: Ползиковой Т.М.
© 2022, Ползикова Татьяна Михайловна 253