СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
«Свойства воды»
Эксперементирование с объектами живой и неживой природы
Цели: продолжать знакомить детей со свойствами воды, ее возможностями; развивать любознательность, наблюдательность, смекалку, кругозор; воспитывать бережное отношение к воде.
Оборудование и материалы: на каждого ребенка – вода, пластиковые бутылочки разной формы, пластиковые стаканы разного размера, чайная ложка, стакан с молоком, тарелочка, лед, кружок лимона, лупы, тетрадь для зарисовки опытов.
Диагностический инструментарий:
Цель: выявления знаний детей о воде, льде, паре.
Вопросы для выявления знаний детей о воде и ее состояниях:
1. Что ты знаешь о воде?
2. Какую форму, запах, цвет имеет вода?
3. Кому нужна вода?
5. Где используется вода человеком?
6.Что такое лед?
7.Какого цвета лед?
8. Что произойдет если занести его в комнату?
9. Что такое пар?
Воспитатель загадывает загадку:
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу.(Вода)
Ответы детей.
-Конечно же вода.
-А что вы знаете о воде? (Вода – это жидкость, без нее не прожить; она нужна людям, растениям, зверям, птицам, насекомым.)
-Есть ли у воды цвет, а запах?(Вода прозрачная, бесцветная,у нее нет запаха и вкуса)
-Как вы думаете, смогли бы люди жить без воды?
Правильно! Вода нужна нам для питья, даже несколько часов человеку сложно прожить без нее. Давайте вместе вспомним, для чего люди используют воду.
Проснувшись утром, мы прежде всего умываемся и чистим зубы. Значит, нам нужна чистая вода. Без воды не сваришь обед, не постираешь белье, не наведешь порядок в доме. Без воды не уберешь городские улицы, не вымоешь машины. А сколько воды потребляют заводы и фабрики, выпускающие нужную людям продукцию!
-А растения и животные?
Конечно,животным и растениям тоже нужна вода.
-Зачем вода растениям и животным?
Без воды растения не смогуть получать питательные вещества. Они погибнут. Животные, как и люди тоже погибнут без воды.
-Какая вода нужна всем? (Чистая)
Правильно! От загрязнений воды страдает все живое: засыхают растения на берегах рек и озер, погибают рыбы и птицы, болеют люди и животные. Поэтому мы должны охранять водоемы от загрязнений, бережно расходывать воду.
Чтение воспитателем стихотворения о воде:
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить,
Без нее нам не прожить.
А теперь давайте немного поплаваем в чистой воде.
Физ. минутка.:
К речке быстрой мы спустились, (шагаем на месте)
Наклонились и умылись. (наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились. (встряхиваем кисти рук)
Делать так руками нужно:
Вместе - раз, это брасс (круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль (круги руками вперед поочередно)
Все как один плывем как дельфин. (прыжки на месте)
Вышли на берег крутой (шагаем на месте)
И отправились домой.
Воспитатель:- А сейчас я хочу пригласить вас в волшебную лабораторию. А вы знаете что такое лаборатория? (Ответы детей). -Да, лаборатория – это место, где ученые проводят опыты и ставят эксперименты.
Вот и мы сегодня превратимся в таких ученых и будем проводить опыты по исследованию воды и ее свойств.
Опыт 1.В.: -Давайте переместим воду из бутылочки в стакан.
Дети переливают воду из бутылочки в стакан.
В.:- Что делает вода?
Дети :- Вода льется.
Давайте зарисуем наш опыт.
Опыт 2. Форма воды
На столе лежит кубик. В.: -Какой формы кубик?
Дети: - Квадратной.
В.: - Давайте узнаем какая форма у воды. Для этого перельем воду из бутылочки в большой стакан. (Дети выполняют) Перельем воду в маленький стакан. (Дети выполняют). Какой формы была вода в бутылке?
Дети: - Вода приняла форму бутылки.
В.: - А какой формы была вода, когда мы перелили ее в большой стакан?
Дети: - Она приняла форму большого стакана.
В.: - А когда мы перелили воду в маленький стакан?
Дети: -Вода приняла форму маленького стакана.
Вывод: вода не имеет формы, так как в какую бы посуду мы ее ни налили, она принимает ту же форму, что и посуда.
Зарисовываем опыт.
Опыт 3. Цвет воды
В.: - Сейчас мы проверим есть ли цвет у воды. У вас на столах стоят стакнчики с молоком и водой. Возьмем чайную ложку и опустим в стакан с водой (дети выполняют). Видим ли мы ее?
Дети: -Да, ложка в воде видна.
В.: - Теперь опустим ложку в стакан с молоком. Видим ли мы ложку?
Дети: -Нет.
Вывод: Вода не имеет цвета, она прозрачная.
Зарисовываем опыт.
Опыт 4. Вкус и запах воды.
В.: -Перед вами стоят 2 стакана с водой. На тарелочке лежит кружок лимона. Сейчас мы опытным путем проверим есть ли вкус и запах у воды. Возьмите лимон и положите его в один из стаканов.(Дети выполняют) Теперь понюхайте воду без лимона и с лимоном. Что вы чувствуете?
Дети: -Вода в стакане с лимоном пахнет лимоном. Вода в стакане без лимона не имеет запаха.
Вывод: вода не имеет запаха.
Теперь попробуйте воду без лимона и воду с лимоном. Что вы почувствовали?
Дети: -Вода с лимоном имеет вкус лимона, вода без лимона – никакого вкуса не имеет.
Вывод:Вода не имеет вкуса и запаха.
Давайте зарисуем этот опыт.
В.: - Ребята, если вода не имеет формы и льется, значит она какая?
Дети: -Жидкая.
В.:- А в каком еще состоянии может быть вода?
Дети: - Вода, если ее заморозить может превратиться в лед.
Опыт 5.
Воспитатель заносит форму со льдом в группу. Раскладывает лед в тарелочки.
В.:- Возьмите лед в руки, посмотрите через лед на свет. Постучите по льду. Какой он?
Дети: - Холодный, твердый, тяжелый, в тепле тает.
В.:-Во что превращается лед в тепле.
Дети: -В воду.
Вывод: Лед – это замерзшая вода.
В.: - Давайте зарисуем опыт.
Опыт 6.
В.: - Вода может быть еще и в летучем состоянии, состоянии газа.
Дети: -Вода может быть паром.
В.: -Верно. А сейчас мы с вами увидим как вода превращется в пар. Перед вами два стакана с водой: один с горячей, другой с холодной. Что поднимается над стаканом с горячей водой?
Дети: -Пар.
В.: - Теперь накройте стакан с холодной водой лупой. Что произойдет?
Дети: -Ничего.
В.: - Накройте лупой стакан с горячей водой. Что произошло?
Дети: -Стекло лупы запотело, а потом на нем появились капельки воды.
С помощью воспитателя дети нагревают в ложке воду. Наблюдают как она закипает, как образуется пар и уменьшается объем воды в ложке.
Вывод: вода может превращаться в пар.
Зарисовываем опыт.
Дети с помощью воспитателя подбирают знаки для каждого свойства и состояния воды. Зарисовывют их в свои тетради для опытов.
Итог занятия:
В.: -Имеет ли вода форму?
Дети: -Нет.
В.: -Имеет ли вода вкус?
Дети:-Вода не имеет вкуса.
В.: - Имеет ли вода запах?
Дети: -Нет, вода не имеет вкуса.
В.: В каких состояниях может быть вода?
Дети: В жидком (когда вода в жидком состоянии – она льется), твердом (льдом, снегом) и паром (газообразное состояние).
Список литературы:
Деятельность дошкольников в детской экпериментальной лаборотории : программа, игровые проблемные ситуации, картотека опытов / авт.-сост. М.П. Костюченко, Н.Р. Камалова. – Волгоград : Учитель, 2016. – 148 с.
Шорыгина Т. А. Познавательные сказки. Беседы с детьми о Земле и ее жителях. – М.: ТЦ Сфера 2015. – 80 с. – (Сказки-подсказки).
Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 128с.
© 2015, Сычева Елена Альфредовна 1025