СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Таксономия Блума

Нажмите, чтобы узнать подробности

Таксономия Блума — таксономия педагогических целей в познавательной сфере, предложенная в 1956 году американским психологом Бенджамином Блумом (1913—1999).

Я услышал и забыл. Я увидел и запомнил. Я сделал и понял. Конфуций

Уровни учебных целей

Конкретные действия учащихся, свидетельствующие о достижении данного уровня

1. Знание

Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала — от конкретных фактов до целостной теории.

воспроизводит термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы.

2. Понимание

Показателем понимания может быть преобразование материала из одной формы выражения — в другую, интерпретация материала, предположение о дальнейшем ходе явлений, событий.

— объясняет факты, правила, принципы;

— преобразует словесный материал в математические выражения;

— предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных.

3. Применение

Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях.

— применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях;

— использует понятия и принципы в новых ситуациях.

4. Анализ

Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала структура

— вычленяет части целого;

— выявляет взаимосвязи между ними;

— определяет принципы организации целого;

— видит ошибки и упущения в логике рассуждения;

— проводит различие между фактами и следствиями;

— оценивает значимость данных.

5. Синтез

Эта категория обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной.

— пишет сочинение, выступление, доклад, реферат;

— предлагает план проведения эксперимента или других действий;

— составляет схемы задачи.

6. Оценка

Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала.

— оценивает логику построения письменного текста;

— оценивает соответствие выводов имеющимся данным;

— оценивает значимость того или иного продукта деятельности.

Основные категории

1 Знание

Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала. Речь может идти о различных видах содержания – от конкретных факто до целостных теорий. Общая черта этой категории – припоминание соответствующих сведений. Ученик:

  • знает (запоминает и воспроизводит) употребляемые термины;
  • знает конкретные факты;
  • знает методы и процедуры;
  • знает основные понятия;
  • знает правила и принципы.

2 Понимание

Показателем способности понимать значение изученного может служить преобразование (трансляция) материала из одной формы выражения в другую – его «перевод» с одного «языка» на другой (например, из словесной формы – в математическую). В качестве показателя понимания может также выступать интерпретация материала учеником (объяснение, краткое изложение) или же предположение о дальнейшем ходе явлений, событий (предсказание последствий, результатов). Такие учебные результаты превосходят простое запоминание материала. Ученик:

  • понимает факты, правила и принципы;
  • интерпретирует словесный материал, схемы, графики, диаграммы;
  • преобразует словесный материал в математические выражения;
  • предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных

3 Применение

Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и в новых ситуациях. Сюда входят применение правил, методов, понятий, законов, принципов, теорий. Соответствующие результаты обучения требуют более высокого уровня владения материалом, чем понимание. Ученик:

  • использует понятия и принципы в новых ситуациях;
  • применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях;
  • демонстрирует правильное применение метода или процедуры.

4 Анализ

Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие части так, чтобы ясно выступала его структура. Сюда относятся вычленение частей целого, выявление взаимосвязей между ними, осознание принципов организации целого. Ученик:

  • выделяет скрытые (неявные) предположения;
  • видит ошибки и упущения в логике рассуждений;
  • проводит разграничения между фактами и следствиями;
  • оценивает значимость данных.

5 Синтез

Эта категория обозначает умение комбинировать элементы так, чтобы получить целое, обладающее новизной. Таким новым продуктом может быть сообщение (выступление, доклад), план действий, схемы, упорядочивающие имеющиеся сведения.

Достижение соответствующих учебных результатов предполагает деятельность творческого характера, направленную на создание новых схем, структур. Ученик:

  • пишет небольшое творческое сочинение;
  • предлагает план проведения эксперимента;
  • использует знания из различных областей, чтобы составить план решения той или иной проблемы.

6 Оценка

Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала (утверждения, художественного произведения, исследовательских данных и т. д.). Суждения ученика должны основываться на чётких критериях: внутренних(структурных, логических) или внешних(соответствие намеченной цели). Критерии могут определяться самим учащимся или предлагаться ему извне, например, учителем.

Данная категория предполагает достижение учебных результатов всех предшествующих категорий. Ученик:

  • оценивает логику построения материала в виде письменного текста;
  • оценивает соответствие выводов имеющимся данным, значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внутренних критериев;
  • оценивает значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внешних критериев.
Категория: Всем учителям
29.11.2016 18:02


Рекомендуем курсы ПК и ПП