СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Технологическая карта урока по изобразительному искусству учителя начальных классов Сороколетовских Натальи Сергеевны
Тема урока: «Художник. Пейзаж»
УМК: «Школа России»
Учебник: Изобразительное искусство 3 класс
Класс: 3
Тип урока: Урок освоения новых знаний и способов действий.
Цель: формирование умений подбирать цветовую гамму в соответствии с весенним колоритом в процессе составления осеннего пейзажа.
Задачи:
Учить детей выполнять тематическую композицию в жанре пейзажа
Развивать эстетический вкус, художественное мышление обучающихся; развивать способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в изобразительной деятельности; развивать чувства цвета, пропорции, ритм.
Воспитывать у обучающихся потребности в общении с искусством, ценностное отношение к пейзажной живописи, потребности в самостоятельной практической деятельности по достижению результата.
Планируемые результаты:
Личностный: обучающиеся проявляют сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической деятельности).
Метапредметный: обучающиеся устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; составляют план и последовательность действий; умеют рационально организовывать рабочее место; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем творческого характера; осуществлять операции анализа, синтеза;
Предметный: обучающиеся знают принципы рисования пейзажа, умеют создавать рисунки с разными видами пейзажей.
Оборудование: альбом, дневник, краски, баночка с водой, ластик, простой карандаш.
Ход урока
Этапы урока. Формируемые УУД. |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1.Мотивация к учебной деятельности. Личностные УУД: самоопределение; Регулятивные УУД: волевая саморегуляция. |
-Добрый день, ребята! -Подравнялись, встали красиво, настроились на работу. Смотрю, какой ряд стоит лучше всех. -Хорошо, садитесь, пожалуйста! -Сейчас я проведу у вас урок изобразительного искусства. Меня зовут Татьяна Павловна. -Давайте с вами проверим вашу готовность к уроку. На партах у вас должен лежать альбом, дневник, краски, баночка с водой, ластик, простой карандаш. |
Приветствуют учителя. |
2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. |
Беседа, повторение. -Для того чтобы определить тему нашего урока, посмотрите внимательно на доску. Нам нужно соотнести репродукции картин с жанром изобразительного искусства, к которому оно относится. -Кто может назвать жанры изобразительного искусства? Какие вы знаете? -Отлично, скажите, пожалуйста, как назвать жанр искусства, который изображает предметы? (1 слайд) (натюрморт) (2) -Если на картине изображен человек, как называется этот жанр?(3) (портрет)(4) -А если мы видим изображение природы, какой-либо местности, то с каким жанром изобразительного искусства мы встретились?(5) -Совершенно верно, это пейзаж. Пейзаж изображает природу, какую-либо местность. (6) -А какие вы знаете виды пейзажей?(7) -Хорошо. На самом деле выделяют разные виды пейзажей. 1. Сельский пейзаж. Изображается деревенский быт, его естественная связь с окружающей природой. (8) 2. Городской пейзаж. Включает в себя здания, улицы, набережные.(9) 3. Парковый пейзаж. Изображаются уголки природы, созданные для отдыха и удовлетворения эстетических потребностей.(10) 4. Морской пейзаж.(11) 5. Архитектурный пейзаж. Он близко соприкасается с городским.(12) 6. Индустриальный пейзаж. Художник стремится показать человека-созидателя и строителя заводов, фабрик.(13) 7. Героический пейзаж. В нем изображают высокие скалистые горы, могучие деревья.(14) 8. Декоративный пейзаж.(15) 9. Пейзаж настроение.(16) 10. Исторический пейзаж.(17) 11. Романтический пейзаж.(18) -Вот мы с вами вспомнили виды пейзажей. -Кто помнит и может назвать художников-пейзажистов. Назовите некоторых из них. -Для того, чтобы вспомнить давайте все вместе попробуем соотнести репродукцию картин с художником, которые вы видите на слайде. (А.К. Саврасов «Грачи прилетели»,И.И. Шишкин, И.И. Левитан «Стога Сумерки»). (19,20) -Итак, кто художник данной репродукции картины? (21, 22) -Молодцы, вы хорошо поработали. -Я думаю, вы уже догадались, в каком жанре мы сегодня будем рисовать. -Правильно, это пейзаж. - А что именно мы будем рисовать, вы можете сказать после того, как прослушаете стихотворение А.С. Пушкина. (читает стихотворение в слух) Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы.(23) -Соедините два понятия и сформулируйте тему, которые мы повторяли -Как вы считаете, какова тема нашего урока? Кто может ее озвучить? -Правильно, тема нашего урока звучит так: «Художник.Пейзаж». (24) - Таким образом, какая цель урока? (изобразить с помощью красок осенний пейзаж). -Итак, какое у нас сейчас время года? (осень) - Правильно, ребята. Именно поэтому сейчас мы с вами будем рисовать пейзаж под названием «Осень-красавица». Как вы думаете, что мы будем изображать? -Какие цвета преобладают в осеннем пейзаже? -Верно, это оттенки желтого, красного, коричневого… |
Внимательно слушают рассказ учителя, отвечают на вопросы. |
3. Решение проблемы. Регулятивные УУД: осуществляют волевую саморегуляцию, как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию; |
- Для того, чтобы нарисовать пейзаж, послушайте внимательно этапы работы. - Ребята, посмотрите, что я нарисовала по этой теме. - Таким образом, я разделила листок на план и определила, что на переднем и заднем плане. -Рисовать мы начинаем карандашом, проводя тонкие линии. Сначала проводим линию горизонта, где небо зрительно соединяется с поверхностью земли. Затем будем изображать деревья, кусты, не забывая о композиционном единстве и перспективе. Если предмет находится на переднем плане, как мы его изображаем? Крупным или небольшим? -А если предмет на заднем плане? -Верно, чем дальше от нас предмет, тем он, кажется меньше, тем меньшего размера мы изображаем его на рисунке. Какой следующий этап работы? Сначала прорисовываем передний план затем задний -Правильно, после этого мы вносим в рисунок цвет в соответствии с колоритом весенних пейзажей. -Но сначала мы заливаем фон. |
Внимательно слушают этапы работы. |
4. Воспроизведение способов действий. |
-Давайте проверим насколько точно вы поняли, как рисовать пейзаж? -Что должно у нас сегодня получиться? - Сперва, мы прорисовываем линию горизонта, линиями передний план, затем задний, после этого мы вносим в рисунок цвет в соответствии с колоритом осенних пейзажей, то есть сначала мы заливаем фон. |
Отвечают на вопросы. |
Чтобы знать, как будет работа оценена, разберём критерии оценки. Критерии оценки (25) 1. Рисунок выполнен в соответствии с планом, который мы повторили, выполнен аккуратно, подобранные цвета соответствуют осеннему пейзажу. Отметка «5». 2. Если же рисунок выполнен менее аккуратно, но по плану и в соответствии с колоритом осеннего пейзажа. Отметка «4» 3. И, разумеется, если, рисунок выполнен не очень аккуратно, план выполнен не последовательно, цвета не совсем соответствуют колориту осеннего пейзажа. Отметка «3». |
||
7. Практическое применение способов действии. Регулятивные УУД: осуществляют волевую саморегуляцию, как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию; контроль и коррекция. |
-Теперь каждый из вас приступает к поэтапному рисованию весеннего пейзажа. -У кого будут возникать вопросы, поднимайте руку. -Ребята, посмотрите все внимательно, какой у меня фон получился светлый, нарисуйте тоже светлый фон. |
Приступают к рисованию весеннего пейзажа. |
Рефлексия учебной деятельности. Личностные УУД: умение оценивать свою деятельность, осуществлять свою самооценку. Познавательные УУД: формирование умения на основе анализа объектов делать выводы |
-Ребята, наш урок подошел к концу. Давайте с вами подведем итог. -Скажите, пожалуйста, в каком жанре изобразительного искусства мы с вами сегодня работали? -Что изображает пейзаж? -Каких художников - пейзажистов вы запомнили? (26) -Спасибо, сегодня вы прекрасно потрудились, нарисовали замечательные пейзажи. Мне было очень приятно с вами работать. -Благодарю вас за урок. Убираем свои рабочие места и готовьтесь к следующему уроку. До свидания! |
Представляют свои рисунки. Отвечают на вопросы учителя |
Технологическая карта урока по изобразительному искусству учителя начальных классов Сороколетовских Натальи Сергеевны
Тема урока: «Художник. Пейзаж»
УМК: «Школа России»
Учебник: Изобразительное искусство 3 класс
Класс: 3
Тип урока: Урок освоения новых знаний и способов действий.
Цель: формирование умений подбирать цветовую гамму в соответствии с весенним колоритом в процессе составления осеннего пейзажа.
Задачи:
Учить детей выполнять тематическую композицию в жанре пейзажа
Развивать эстетический вкус, художественное мышление обучающихся; развивать способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в изобразительной деятельности; развивать чувства цвета, пропорции, ритм.
Воспитывать у обучающихся потребности в общении с искусством, ценностное отношение к пейзажной живописи, потребности в самостоятельной практической деятельности по достижению результата.
Планируемые результаты:
Личностный: обучающиеся проявляют сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической деятельности).
Метапредметный: обучающиеся устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; составляют план и последовательность действий; умеют рационально организовывать рабочее место; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем творческого характера; осуществлять операции анализа, синтеза;
Предметный: обучающиеся знают принципы рисования пейзажа, умеют создавать рисунки с разными видами пейзажей.
Оборудование: альбом, дневник, краски, баночка с водой, ластик, простой карандаш.
Ход урока
Этапы урока. Формируемые УУД. |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1.Мотивация к учебной деятельности. Личностные УУД: самоопределение; Регулятивные УУД: волевая саморегуляция. |
-Добрый день, ребята! -Подравнялись, встали красиво, настроились на работу. Смотрю, какой ряд стоит лучше всех. -Хорошо, садитесь, пожалуйста! -Сейчас я проведу у вас урок изобразительного искусства. Меня зовут Татьяна Павловна. -Давайте с вами проверим вашу готовность к уроку. На партах у вас должен лежать альбом, дневник, краски, баночка с водой, ластик, простой карандаш. |
Приветствуют учителя. |
2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. |
Беседа, повторение. -Для того чтобы определить тему нашего урока, посмотрите внимательно на доску. Нам нужно соотнести репродукции картин с жанром изобразительного искусства, к которому оно относится. -Кто может назвать жанры изобразительного искусства? Какие вы знаете? -Отлично, скажите, пожалуйста, как назвать жанр искусства, который изображает предметы? (1 слайд) (натюрморт) (2) -Если на картине изображен человек, как называется этот жанр?(3) (портрет)(4) -А если мы видим изображение природы, какой-либо местности, то с каким жанром изобразительного искусства мы встретились?(5) -Совершенно верно, это пейзаж. Пейзаж изображает природу, какую-либо местность. (6) -А какие вы знаете виды пейзажей?(7) -Хорошо. На самом деле выделяют разные виды пейзажей. 1. Сельский пейзаж. Изображается деревенский быт, его естественная связь с окружающей природой. (8) 2. Городской пейзаж. Включает в себя здания, улицы, набережные.(9) 3. Парковый пейзаж. Изображаются уголки природы, созданные для отдыха и удовлетворения эстетических потребностей.(10) 4. Морской пейзаж.(11) 5. Архитектурный пейзаж. Он близко соприкасается с городским.(12) 6. Индустриальный пейзаж. Художник стремится показать человека-созидателя и строителя заводов, фабрик.(13) 7. Героический пейзаж. В нем изображают высокие скалистые горы, могучие деревья.(14) 8. Декоративный пейзаж.(15) 9. Пейзаж настроение.(16) 10. Исторический пейзаж.(17) 11. Романтический пейзаж.(18) -Вот мы с вами вспомнили виды пейзажей. -Кто помнит и может назвать художников-пейзажистов. Назовите некоторых из них. -Для того, чтобы вспомнить давайте все вместе попробуем соотнести репродукцию картин с художником, которые вы видите на слайде. (А.К. Саврасов «Грачи прилетели»,И.И. Шишкин, И.И. Левитан «Стога Сумерки»). (19,20) -Итак, кто художник данной репродукции картины? (21, 22) -Молодцы, вы хорошо поработали. -Я думаю, вы уже догадались, в каком жанре мы сегодня будем рисовать. -Правильно, это пейзаж. - А что именно мы будем рисовать, вы можете сказать после того, как прослушаете стихотворение А.С. Пушкина. (читает стихотворение в слух) Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы.(23) -Соедините два понятия и сформулируйте тему, которые мы повторяли -Как вы считаете, какова тема нашего урока? Кто может ее озвучить? -Правильно, тема нашего урока звучит так: «Художник.Пейзаж». (24) - Таким образом, какая цель урока? (изобразить с помощью красок осенний пейзаж). -Итак, какое у нас сейчас время года? (осень) - Правильно, ребята. Именно поэтому сейчас мы с вами будем рисовать пейзаж под названием «Осень-красавица». Как вы думаете, что мы будем изображать? -Какие цвета преобладают в осеннем пейзаже? -Верно, это оттенки желтого, красного, коричневого… |
Внимательно слушают рассказ учителя, отвечают на вопросы. |
3. Решение проблемы. Регулятивные УУД: осуществляют волевую саморегуляцию, как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию; |
- Для того, чтобы нарисовать пейзаж, послушайте внимательно этапы работы. - Ребята, посмотрите, что я нарисовала по этой теме. - Таким образом, я разделила листок на план и определила, что на переднем и заднем плане. -Рисовать мы начинаем карандашом, проводя тонкие линии. Сначала проводим линию горизонта, где небо зрительно соединяется с поверхностью земли. Затем будем изображать деревья, кусты, не забывая о композиционном единстве и перспективе. Если предмет находится на переднем плане, как мы его изображаем? Крупным или небольшим? -А если предмет на заднем плане? -Верно, чем дальше от нас предмет, тем он, кажется меньше, тем меньшего размера мы изображаем его на рисунке. Какой следующий этап работы? Сначала прорисовываем передний план затем задний -Правильно, после этого мы вносим в рисунок цвет в соответствии с колоритом весенних пейзажей. -Но сначала мы заливаем фон. |
Внимательно слушают этапы работы. |
4. Воспроизведение способов действий. |
-Давайте проверим насколько точно вы поняли, как рисовать пейзаж? -Что должно у нас сегодня получиться? - Сперва, мы прорисовываем линию горизонта, линиями передний план, затем задний, после этого мы вносим в рисунок цвет в соответствии с колоритом осенних пейзажей, то есть сначала мы заливаем фон. |
Отвечают на вопросы. |
Чтобы знать, как будет работа оценена, разберём критерии оценки. Критерии оценки (25) 1. Рисунок выполнен в соответствии с планом, который мы повторили, выполнен аккуратно, подобранные цвета соответствуют осеннему пейзажу. Отметка «5». 2. Если же рисунок выполнен менее аккуратно, но по плану и в соответствии с колоритом осеннего пейзажа. Отметка «4» 3. И, разумеется, если, рисунок выполнен не очень аккуратно, план выполнен не последовательно, цвета не совсем соответствуют колориту осеннего пейзажа. Отметка «3». |
||
7. Практическое применение способов действии. Регулятивные УУД: осуществляют волевую саморегуляцию, как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию; контроль и коррекция. |
-Теперь каждый из вас приступает к поэтапному рисованию весеннего пейзажа. -У кого будут возникать вопросы, поднимайте руку. -Ребята, посмотрите все внимательно, какой у меня фон получился светлый, нарисуйте тоже светлый фон. |
Приступают к рисованию весеннего пейзажа. |
Рефлексия учебной деятельности. Личностные УУД: умение оценивать свою деятельность, осуществлять свою самооценку. Познавательные УУД: формирование умения на основе анализа объектов делать выводы |
-Ребята, наш урок подошел к концу. Давайте с вами подведем итог. -Скажите, пожалуйста, в каком жанре изобразительного искусства мы с вами сегодня работали? -Что изображает пейзаж? -Каких художников - пейзажистов вы запомнили? (26) -Спасибо, сегодня вы прекрасно потрудились, нарисовали замечательные пейзажи. Мне было очень приятно с вами работать. -Благодарю вас за урок. Убираем свои рабочие места и готовьтесь к следующему уроку. До свидания! |
Представляют свои рисунки. Отвечают на вопросы учителя |
© 2020, Сороколетовских Наталья Сергеевна 565