СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап урока |
Методы и приемы работы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Планируемые результаты |
||
Предметные |
Метапредметные (Р, П, К) |
Личностные |
||||
1. Мотивация учебной деятельности |
Словесный (беседа) |
Приветствует, настраивает на дальнейшую работу. -Здравствуйте, меня зовут Евгения Геннадьевна, и сегодня урок русского языка проведу у вас я. Организует мотивацию к учебной деятельности. (слайд 2) -Как вы понимаете высказывание Константина Георгиевича Паустовского: Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. |
-Приветствуют. -Ответы детей. -Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последних дней жизни своей. |
Осуществлять волевую саморегуляцию (Р) Слушать и понимать речь других(К) |
||
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии |
Словесный( беседа) Наглядный (демострация)
|
- Открываем тетради записываем число и классная работа, у нас будет минутка чистописания. (3 слайд) -Сейчас у нас будет словарная работа. В данных словах вы должны вставить пропущенные буквы, подчеркнуть их, и поставить ударение. (Слайд 4) Впереди, двадцать, билет, вокзал, железо, костюм, корабль, шофёр, библиотека, прекрасный. - А теперь возьмите простой карандаш, поменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте, сверяясь со слайдом. - Посмотрите внимательно на слайд. (слайд 6) –Кто прочитает слова? -Как вы думаете, что их объединяет? - Что такое имя существительное? - На какие вопросы отвечает? - Что обозначают? -Какие постоянные признаки есть у имени существительного? - Какие знаете непостоянные признаки. -Какими членами предложения бывают имена существительные? -Как вы понимаете выражение «постоянный признак?» - А непостоянный? |
-Открывают тетради пишут дату. -Выполняют работу. -Выполняют проверку. Школа, лес, дом, цветок, ручка. - Они все отвечают на вопрос «что?» - сущ. -Имя существительное - это самостоятельная часть речи. Имена существительные отвечают на вопросы «кто?», «что?» и обозначают предметы. -Существительные бывают одушевленные и неодушевленные, мужского, женского и среднего рода. -Имена существительные изменяются по числам и падежам. -Могут быть подлежащим, второстепенным членом. -Признак, который есть в любой форме данного слова, он есть всегда. -Изменяется. |
|
Владеть диалогической речью (К)
Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте (П) |
-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
3. Выявление места и причины затруднения |
Словесный(беседа) |
-Открываем учебники на странице 80, упражнение 135. Прочитайте стихотворение про себя. (Затем один ученик читает вслух.) -Какая тема была у ребят на уроке? -А что же такое склонение? (7 слайд) -Какие падежи вы знаете? -Чем мы сегодня будем заниматься на уроке? -Сформулируйте тему нашего урока. (слайд 8) -Какую же цель мы поставим сегодня перед собой на уроке? |
В рощах птичье пение, В классе – тишина. Проходим мы склонение, Склоняется «Весна». Склоняем вслух: «Весна, весны… Весне, весну, весною, о весне …» -У ребят на уроке была тема «Склонение». -Склонение – это изменение существительных по падежам. -Именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. Тема: «Изменение по падежам имен существительных». Цель: узнать, как изменяются имена существительные по падежам. |
Формулировать цель и принимать учебную задачу (Р) |
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. |
|
4. Построение проекта выхода из затруднения |
Словесный (беседа) |
- Какой план урока у нас будет? (9 слайд) -Что мы узнаем? -Чему научимся? |
План: 1.Узнать, что такое склонение. 2.Научиться изменять имена существительные по падежам. |
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации (Р) |
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. |
|
5. Реализация построенного проекта |
Словесный (беседа)
Наглядный(демонстрация)
|
-Продолжаем работать с упражнением 135. Но прежде чем начать его выполнять прочитаем правило обратите внимание! -Откроем страницу 81 упражнение 136. Там табличка, которую вам нужно очень внимательно прочитать. -Вы посмотрели табличку. Кто может мне сказать, почему у каждого падежа по два вопроса? - Как различать существительные в В.п от сущ. в И.п, которые отвечают на вопрос ЧТО? Разница в том, что в И.м стоит подлежащее, в В.п- дополнение. Например: «Мальчик впервые увидел лес». «Мальчик» — существительное в именительном падеже, это подлежащее. «Лес» — существительное в винительном, второстепенный член, дополнение. -Возвращаемся к упражнению 135, на странице 80. -Давайте просклоняем слово ВЕСНА вместе. «Весна, весны, весне, весну, весною, о весне …» -Кто мне повторит, на какие вопросы отвечает каждый падеж? -Прочитаем правило на странице 81. |
-Читают правило. Изменение имён существительных по падежам называется склонением. В русском языке всего 6 падежей. Каждый падеж имеет своё название, свои вопросы, свои предлоги и выполняет свою роль в предложении словосочетании. -Потому что есть одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. И.п- есть что? Весна Р.п-нет чего? Весны Д.п-рад чему? Весне В.п- вижу что? Весну Т.п-доволен чем? Весною П.п- говорю о, о чём? О весне. - Начальная форма имени существительного – это форма именительного падежа единственного числа. Все падежи, кроме именительного, называются косвенными. Имена существительные склоняются не только в единственном, но во множественном числе. Падежные формы имён существительных образуются с помощью окончаний. У каждой падежной формы своё окончание. |
Учащиеся получат возможность узнать о понятии «склонение». |
Осуществлять поиск необходимой информации (П) Осуществлять контроль (Р) Слушать и понимать речь других (К) |
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи |
Словесный (беседа) |
Выполним упражнение 137 на странице 81. -Прочитайте задание. -Что нам нужно сделать? -Кто мне напомнит, что такое вспомогательное слово? -Хорошо. Первое наше слово – лиса. Будем склонять его у доски. Выделяя окончания. -Хорошо, всё так. Теперь в столбик будем записывать падежи, у вас есть подсказка на доске. -Теперь всё то же мы повторим со словом окно, вместе со вспомогательным словом. -Записываем в тетрадь без вспомогательных слов. - Откройте свои учебники на странице 82. Рассмотрите внимательно таблицу. -Прочитайте правило на странице 83. -Кто нам его прочитает? -Выполним задание (слайд 13: На ветке ели сидела ласточка). - Найдем слово, от которого зависит имя существительное, и поставим от этого слова вопрос, а затем, по падежному вопросу и предлогу определим падеж. Выполним упражнение 140. -Прочитайте задание. Улетели на юг ( в.п.) ласточки (и.п.), скворцы(и.п.), зяблики( и.п.). Одиноко сидит на березовой ветке (П.п.) у дороги (Р.п.) большая и тихая птица. Это деряба. Молчаливая, не очень нарядная, эта птица осталась верной родному лесу (Д.п.). Вместе с лесом ( Т.п.) она стойко переносит зимние морозы и леденящие метели. |
-Устно нам нужно просклонять слова вместе с вспомогательными словами. -Слово, которое помогает нам ответить на падежный вопрос. -Выходят к доске, один ребёнок по одному падежу. И.п. – кто? лиса Р.п. – нет кого? лисы Д.п. – рад кому? лисе В.п. – вижу кого? лису Т.п. – доволен кем? лисой П.п. – говорю, о ком? о лисе. -Один ученик выходит к доске. И.п. – лиса Р.п. – лисы Д.п. – лисе В.п. – лису Т.п. – лисой П.п. – о лисе И.п. – что? окно Р.п. – нет чего? окна Д.п. – рад чему? окну В.п. – вижу что? окно Т.п. – доволен чем? окном П.п. – говорю о чём? об окне. И.п. – окно. Р.п. – окна. Д.п. –окну. В.п. –окно. Тв.п. –окном. П.п. – об окне. -Вспомните! -Читают правило. На ветке ели сидела (кто? И.п) ласточка. Сидела (на чем? П.п) на ветке. На ветке (чего? Р. п) ели. Кто? ласточки, скворцы и зяблики; что сделали? Улетели; улетели куда? На юг. Кто? птица; птица что делает? сидит; сидит на чём? На ветке; ветка где? У дороги; Осталась верной чему? Лесу. Вместе с чем? С лесом. -Улетели (полёт), скворцы (скво́рушка), одиноко (оди́н), сидит (си́дя), большая (бо́льше), молчаливая (мо́лча), родная (род), леденящие (лёд) - безударные гласные; Берёза, дороги, морозы - словарные слова; Молчаливая - сочетание ча-ща пишем с а. |
Осуществлять анализ объектов (П) Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (К) |
||
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону |
Словесный(беседа) |
Приложение 1. Карточки с заданием. -Вам нужно будет поставить вопрос и определить падеж имени существительного. -Проверяют со слайда ставят плюсы. |
-Выполняют самостоятельно. |
П: осуществлять синтез как составление целого из частей. Р: осуществлять контроль, коррекцию действия. |
||
8. Включение нового знания в систему знаний и повторение |
Словесный(беседа) |
- Какую тему мы сегодня изучали? -Какие падежи есть? -На какие вопросы отвечает именительный падеж, родительный … -Начальная форма имени существительного? -Что бы определить падеж имён существительных, что нужно сделать? -Как отличить сущ в В.П от сущ в И.П? -Итак, наш урок подходит к концу какая цель нашего урока сегодня была? |
-Изменение имён существительных по падежам. |
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (К) |
|
|
9. Рефлексия учебной деятельности |
Словесный (беседа) |
- А сейчас посмотрите на слайд. Вы видите на слайде предложения, которые вам надо закончить. «Сегодня на уроке я научился …» «Сегодня на уроке мне было легко …» «Сегодня на уроке мне показалось сложным…» |
-Оценивают свою работу на уроке. |
Оценивать свою деятельность (Р) |
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. |
© 2023, Каликина Евгения Геннадьевна 220