СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по русскому языку на тему «Изменение по падежам имён существительных».

Нажмите, чтобы узнать подробности

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(Р, П, К)

Личностные

1. Мотивация учебной деятельности

Словесный

(беседа)

Приветствует, настраивает на дальнейшую работу.

-Здравствуйте, меня зовут Евгения Геннадьевна, и сегодня урок русского языка проведу у вас я.

Организует мотивацию к учебной деятельности. (слайд 2)

-Как вы понимаете высказывание

Константина Георгиевича Паустовского:

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.

-Приветствуют.

-Ответы детей.

-Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последних дней жизни своей.

Осуществлять волевую саморегуляцию (Р)

Слушать и понимать речь других(К)

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Словесный( беседа)

Наглядный (демострация)

- Открываем тетради записываем число и классная работа, у нас будет минутка чистописания. (3 слайд)

-Сейчас у нас будет словарная работа. В данных словах вы должны вставить пропущенные буквы, подчеркнуть их, и поставить ударение.

(Слайд 4)

Впереди, двадцать, билет, вокзал, железо, костюм, корабль, шофёр, библиотека, прекрасный.

- А теперь возьмите простой карандаш, поменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте, сверяясь со слайдом.

- Посмотрите внимательно на слайд. (слайд 6)

–Кто прочитает слова?

-Как вы думаете, что их объединяет?

- Что такое имя существительное?

- На какие вопросы отвечает?

- Что обозначают?

-Какие постоянные признаки есть у имени существительного?

- Какие знаете непостоянные признаки.

-Какими членами предложения бывают имена существительные?

-Как вы понимаете выражение «постоянный признак?»

- А непостоянный?

-Открывают тетради пишут дату.

-Выполняют работу.

-Выполняют проверку.

Школа, лес, дом, цветок, ручка.

- Они все отвечают на вопрос «что?» - сущ.

-Имя существительное - это самостоятельная часть речи. Имена существительные отвечают на вопросы «кто?», «что?» и обозначают предметы.

-Существительные бывают одушевленные и неодушевленные, мужского, женского и среднего рода.

-Имена существительные изменяются по числам и падежам.

-Могут быть подлежащим, второстепенным членом.

-Признак, который есть в любой форме данного слова, он есть всегда.

-Изменяется.

Владеть диалогической речью (К)

Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте (П)

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

3. Выявление места и причины затруднения

Словесный(беседа)

-Открываем учебники на странице 80, упражнение 135. Прочитайте стихотворение про себя. (Затем один ученик читает вслух.)

-Какая тема была у ребят на уроке?

-А что же такое склонение? (7 слайд)

-Какие падежи вы знаете?

-Чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

-Сформулируйте тему нашего урока. (слайд 8)

-Какую же цель мы поставим сегодня перед собой на уроке?

В рощах птичье пение,

В классе – тишина.

Проходим мы склонение,

Склоняется «Весна».

Склоняем вслух: «Весна, весны…

Весне, весну, весною, о весне …»

-У ребят на уроке была тема «Склонение».

-Склонение – это изменение существительных по падежам.

-Именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный.

Тема: «Изменение по падежам имен существительных».

Цель: узнать, как изменяются имена существительные по падежам.

Формулировать цель и принимать учебную задачу (Р)

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

4. Построение проекта выхода из затруднения

Словесный (беседа)

- Какой план урока у нас будет? (9 слайд)

-Что мы узнаем?

-Чему научимся?

План:

1.Узнать, что такое склонение.

2.Научиться изменять имена существительные по падежам.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации (Р)

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

5. Реализация построенного проекта

Словесный (беседа)

Наглядный(демонстрация)

-Продолжаем работать с упражнением 135. Но прежде чем начать его выполнять прочитаем правило обратите внимание!

-Откроем страницу 81 упражнение 136. Там табличка, которую вам нужно очень внимательно прочитать.

-Вы посмотрели табличку. Кто может мне сказать, почему у каждого падежа по два вопроса?

- Как различать существительные в В.п от сущ. в И.п, которые отвечают на вопрос ЧТО? Разница в том, что в И.м стоит подлежащее, в В.п- дополнение.

Например: «Мальчик впервые увидел лес». «Мальчик» — существительное в именительном падеже, это подлежащее. «Лес» — существительное в винительном, второстепенный член, дополнение.

-Возвращаемся к упражнению 135, на странице 80.

-Давайте просклоняем слово ВЕСНА вместе. «Весна, весны,

весне, весну, весною, о весне …»

-Кто мне повторит, на какие вопросы отвечает каждый падеж?

-Прочитаем правило на странице 81.

-Читают правило.

Изменение имён существительных по падежам называется склонением. В русском языке всего 6 падежей. Каждый падеж имеет своё название, свои вопросы, свои предлоги и выполняет свою роль в предложении словосочетании.

-Потому что есть одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

И.п- есть что? Весна

Р.п-нет чего? Весны

Д.п-рад чему? Весне

В.п- вижу что? Весну

Т.п-доволен чем? Весною

П.п- говорю о, о чём? О весне.

- Начальная форма имени существительного – это форма именительного падежа единственного числа.

Все падежи, кроме именительного, называются косвенными. Имена существительные склоняются не только в единственном, но во множественном числе.

Падежные формы имён существительных образуются с помощью окончаний. У каждой падежной формы своё окончание.

Учащиеся получат возможность узнать о понятии «склонение».

Осуществлять поиск необходимой информации (П)

Осуществлять контроль (Р)

Слушать и понимать речь других (К)

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Словесный (беседа)

Выполним упражнение 137 на странице 81.

-Прочитайте задание.

-Что нам нужно сделать?

-Кто мне напомнит, что такое вспомогательное слово?

-Хорошо. Первое наше слово – лиса. Будем склонять его у доски. Выделяя окончания.

-Хорошо, всё так. Теперь в столбик будем записывать падежи, у вас есть подсказка на доске.

-Теперь всё то же мы повторим со словом окно, вместе со вспомогательным словом.

-Записываем в тетрадь без вспомогательных слов.

- Откройте свои учебники на странице 82. Рассмотрите внимательно таблицу.

-Прочитайте правило на странице 83.

-Кто нам его прочитает?

-Выполним задание (слайд 13: На ветке ели сидела ласточка).

- Найдем слово, от которого зависит имя существительное, и поставим от этого слова вопрос, а затем, по падежному вопросу и предлогу определим падеж.

Выполним упражнение 140.

-Прочитайте задание.

Улетели на юг ( в.п.) ласточки (и.п.), скворцы(и.п.), зяблики( и.п.).

Одиноко сидит на березовой ветке (П.п.) у дороги (Р.п.) большая и тихая птица.

Это деряба.

Молчаливая, не очень нарядная, эта птица осталась верной родному лесу (Д.п.).

Вместе с лесом ( Т.п.) она стойко переносит зимние морозы и леденящие метели.

-Устно нам нужно просклонять слова вместе с вспомогательными словами.

-Слово, которое помогает нам ответить на падежный вопрос.

-Выходят к доске, один ребёнок по одному падежу.

И.п. – кто? лиса

Р.п. – нет кого? лисы

Д.п. – рад кому? лисе

В.п. – вижу кого? лису

Т.п. – доволен кем? лисой

П.п. – говорю, о ком? о лисе.

-Один ученик выходит к доске.

И.п. – лиса

Р.п. – лисы

Д.п. – лисе

В.п. – лису

Т.п. – лисой

П.п. – о лисе

И.п. – что? окно

Р.п. – нет чего? окна

Д.п. – рад чему? окну

В.п. – вижу что? окно

Т.п. – доволен чем? окном

П.п. – говорю о чём? об окне.

И.п. – окно.

Р.п. – окна.

Д.п. –окну.

В.п. –окно.

Тв.п. –окном.

П.п. – об окне.

-Вспомните!

-Читают правило.

На ветке ели сидела (кто? И.п) ласточка. Сидела (на чем? П.п) на ветке. На ветке (чего? Р. п) ели.

Кто? ласточки, скворцы и зяблики; что сделали? Улетели; улетели куда? На юг.

Кто? птица; птица что делает? сидит; сидит на чём? На ветке; ветка где? У дороги;

Осталась верной чему? Лесу.

Вместе с чем? С лесом.

-Улетели (полёт), скворцы (скво́рушка), одиноко (оди́н),

сидит (си́дя),

большая (бо́льше), молчаливая (мо́лча), родная (род),

леденящие (лёд) - безударные гласные;

Берёза, дороги, морозы - словарные слова;

Молчаливая - сочетание ча-ща пишем с а.

Осуществлять анализ объектов (П)

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (К)

7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Словесный(беседа)

Приложение 1. Карточки с заданием.

-Вам нужно будет поставить вопрос и определить падеж имени существительного.

-Проверяют со слайда ставят плюсы.

-Выполняют самостоятельно.

П: осуществлять синтез как составление целого из частей.

Р: осуществлять контроль, коррекцию действия.

8. Включение нового знания в систему знаний и повторение

Словесный(беседа)

- Какую тему мы сегодня изучали?

-Какие падежи есть?

-На какие вопросы отвечает именительный падеж, родительный …

-Начальная форма имени существительного?

-Что бы определить падеж имён существительных, что нужно сделать?

-Как отличить сущ в В.П от сущ в И.П?

-Итак, наш урок подходит к концу какая цель нашего урока сегодня была?

-Изменение имён существительных по падежам.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (К)

9. Рефлексия учебной деятельности

Словесный (беседа)

- А сейчас посмотрите на слайд. Вы видите на слайде предложения, которые вам надо закончить.

«Сегодня на уроке я научился …»

«Сегодня на уроке мне было легко …»

«Сегодня на уроке мне показалось сложным…»

-Оценивают свою работу на уроке.

Оценивать свою деятельность (Р)

способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

21.03.2023 18:20


Рекомендуем курсы ПК и ПП