СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Технология интегрированного обучения как средство повышения качества образования
Интеграция – процесс сближения и связи наук, состояние связанности отдельных частей в одно целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию.Традиционная система обучения имеет дело со множеством учебных дисциплин, которые содержательно и методически плохо согласуются между собой; ее организационный принцип – предметоцентризм – функционирование учебных предметов как автономных образовательных систем. Самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьезные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира. Предметная разобщенность становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускников школ, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования, наиболее остро ставят вопрос о поисках резервов совершенствования подготовки высокообразованной, интеллектуально развитой личности. Одна из проблем современной школы состоит в том, что в ней недостаточно развиты межпредметные связи. Часто ученик, успешно занимающийся в рамках одной дисциплины, не может применить имеющиеся у него знания не то что в реальной жизни, но и в других предметах.
Интеграция в современной школе идет по нескольким направлениям и на разных уровнях. Эти уровни: внутрипредметный и межпредметный. Внутрипредметная интеграция включает фрагментарную интеграцию, которая включает отдельный фрагмент урока, требующий знаний из других предметов; и узловую интеграцию, когда на протяжении всего урока учитель опирается на знание из других предметов, что составляет необходимое условие усвоения нового материала.Следующий уровень – межпредметная или синтезированная интеграция, которая объединяет знания разных наук для раскрытия того или иного вопроса. Введение интеграции предметов в систему образования является реальной необходимостью, которая ведёт к расширению возможностей школьного образования, способам методического обогащения педагога, а самое главное – она ведёт к повышению качества образования.
На перекрестке этих подходов могут быть и разные результаты:
1. рождение абсолютно новых предметов (курсов);
2. рождение новых спецкурсов, обновляющих содержание внутри одного или нескольких смежных предметов;
3. рождение циклов (блоков) уроков, объединяющих материал одного или ряда предметов с сохранением их независимого существования.
Цель интеграции – повышение качества образования по физике и химии
Задачи, решаемые при интеграции:
Используемая нами технология включает в себя:
Проводя интегрированные уроки, мы убедились, что материал урока усваивается глубже, знания приобретают осознанность, гибкость. Развиваются исследовательские навыки, школьники учатся принимать самостоятельные решения.
Форма проведения уроков с использованием элементов интегрирования нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков.
Такие уроки снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счёт переключения на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию у школьников воображения, внимания, мышления, речи и памяти; создают комфортные условия для ребенка как личности, повышают успешность обучения, позволяют избежать ситуации, когда тот или иной учебный предмет попадает в разряд нелюбимых.
За годы работы над данной темой была собрана коллекция интегрированных уроков, проведенных внеклассных мероприятий и выполненных научно-исследовательских работ.
Интегрированные уроки
Название урока |
Класс |
Превращения веществ. Роль химии в жизни человека |
8 |
Основные сведения о строении атомов |
8 |
Металлическая связь |
8 |
Простые вещества - металлы |
8 |
Электролиты и неэлектролиты |
8 |
Положение Ме в ПСХЭ. Общие физические свойства металлов |
9 |
Сплавы |
9 |
Коррозия |
9 |
Алюминий |
9 |
Железо |
9 |
Строение атома |
11 |
Металлическая связь |
11 |
Металлы и их свойства |
11 |
Коррозия |
11 |
Электролиз |
11 |
Результативность участия школьников во внеклассной работе по физике и химии
Ф.И.учащегося |
Форма деятельности |
Уровень |
Результат |
Болотова Ольга Александровна |
НИР «Определение витамина С в продуктах питания» |
Муниципальный |
2 место |
Бозыков Виталий, Трояков Юрий |
НИР «Изучение физических свойств природной глины» |
Муниципальный Региональный |
1 место Участие |
Бозыков Виталий Бозыков Андрей Сагалакова Юлия |
НИР «Исследование физических и химических свойств монтажной пены» |
Муниципальный |
1 место (пр.МКУ УО №447 от 02.11.2012) |
Бозыков Виталий Бозыков Андрей Сагалакова Юлия |
НИР «Исследование физических и химических свойств монтажной пены» |
Региональный |
Призеры (пр. МОиН РХ №100-1099 от12.11.2012) |
Общая успеваемость по результатам административных контрольных работ составила 100%. Качество знаний по физике повысилось с 70 до 78% в 10 классе, с 63 до 73% в 9 классе и с 63 до 75% в 8 классе. Средний процент качества по результатам административных контрольных работ составил 70,3%. Общая успеваемость по предмету составляет 100% и сохраняется на протяжении всего периода работы по интеграции.
Средний результат качества знаний по физике для учащихся школы за 3 года 60,6%.
Вывод: наблюдается позитивная динамика по итогам годовых оценок.
Ежегодно порядка 25% выпускников нашей школы выбирают физику и химию в качестве предметов для итоговой аттестации. Все выпускники, сдававшие эти предметы, поступают в ВУЗы страны городов Томска, Красноярска, Кемерово, Абакана на бюджетные места. В настоящее время процесс межпредметной интеграции в нашей школе приобретает новые черты. Проводятся интегрированные уроки химии – биологии, биологии – ОБЖ и другие.
© 2018, Медведев Владимир Степанович 330