СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология развития критического мышления

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету. Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…»

К. Д. Ушинский

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И КАКОВА ЕЁ ЦЕЛЬ?

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Цель технологии: обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс (развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни - умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.)

КАК ПРИМЕНЕНИЕ ТРКМ ОПТИМИЗИРУЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКЕ?

Технология РКМ имеет две особенности (базируется на «двух китах»):

• структура урока, включающая три фазы: вызов, осмысление и рефлексию;

• содержание, в основе которого – эффективные приёмы и стратегии, направленные на формирование у учащихся критического мышления.

Основные принципы:

- активность учащихся в образовательном процессе;

- организация групповой работы в классе;

- развитие навыков общения;

- учитель воспринимает все идеи учеников как одинаково ценные;

- повышение уровня мотивация учащихся на самообразование;

- соотнесение содержания учебного процесса с конкретными жизненными задачами.

В ЧЁМ ПРОЯВЛЯЕТСЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ТРКМ?

Высокая результативность применения ТРКМ раскрывается в следующих ситуациях:

  • работа в паре и в малой группе увеличивает интеллектуальный потенциал участников, значительно расширяется их словарный запас;
  • совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного текста;
  • есть возможность повторения, усвоения материала;
  • вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;
  • обостряется любознательность, наблюдательность;
  • дети становятся более восприимчивы к опыту других детей: совместная работа выковывает единство, ученики учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;
  • письменная речь развивает в детях навыки чтения и наоборот (интериоризация/экстериоризация);
  • развивает активное слушание;

КАК И С ПОМОЩЬЮ ЧЕГО РЕАЛИЗУЕТСЯ ТРКМ?

Реализация ТРКМ предполагает высокий уровень подготовки учителя, направленный на использование различных приёмов, представленных в рамках данной технологии.

Сейчас бы я хотела уделить особое внимание приёму «Плюс-минус-интересно». Данный приём формирует навыки анализа и классификации изучаемой информации. Заполняя такую таблицу, обучающиеся учатся точно работать с информацией, не искажая её смысла. Также данный приём позволяет ученикам систематизировать получаемую информацию и вырабатывать навык письменного формулирования мыслей.

КАК И НА КАКИХ УРОКАХ МОЖНО ПРИМЕНЯТЬ ПРИЁМЫ ТРКМ?

Составление данной интеллект карты предусмотрено в рамках закрепляющего учебного занятия по окружающему миру в 4 классе, темой которого явилось «Царства природы». Использование данного приёма предполагается на этапе обобщения, с целью реализации системного-деятельностного подхода. Обучающимся предлагается составить интеллект-карту, задействовав воображение и творческий подход.

Технология РКМ обуславливает развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности, также стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности и запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

31.03.2018 14:49


Рекомендуем курсы ПК и ПП