СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.05.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Цели урока: научить использовать таблицы в решении логических задач, и создавать вычислительные таблицы
Задачи
Образовательные: закрепить представления учащихся о моделях и моделировании, табличных информационных моделях; сформировать навыки самостоятельной работы;
Научить создавать вычислительные таблицы в текстовом редакторе.
Развивающие: развивать память внимание логическое мышление.
Воспитательные: воспитывать интерес к урокам информатики.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы на уроке: самостоятельная, индивидуальная работа, фронтальная.
Ход урока
Приветствие, проверка готовности класса к уроку.
2) Актуализация и проверка усвоения изученного материала
1. На прошлом уроке мы говорили о табличных информационных моделях. Обратите внимание на слайд ответе на вопросы вопросы:
Что такое модель? (Модель – упрощённое представление о реальном объекте, процессе или явлении)
Что такое моделирование? (построение модели для исследования и изучения объектов, процессов, явлений.)
Какие модели называют натурными, а какие информационные? (Реальные предметы, в уменьшенном или увеличенном виде воспроизводящие внешний вид, структуру или поведение объекта моделирования), (Описания объекта оригинала на языках кодирования информации)
Молодцы. Продолжаем работать дальше обратите внимание на слайд вам представлена табличная модель ваша задача найти и исправить ошибки. Вспомним свами правила оформления таблиц. (Ребята находят ошибки я помечаю ошибки на экране, проговариваем правила оформления таблиц)
Хорошо вы все молодцы предлагаю вам вспомнить типы таблиц у вас на партах лежат карточки вам нужно заполнить пропуски ( выполняют задания )
Выполняем взаимопроверку. Обратите внимание на слайд (меняются листочками проверяем смотрим ответы) Хорошо у кого нет ошибок поднимите руку замечательно вы отлично справились с заданием у кого есть ошибки вас попрошу повторить дома классификацию таблиц.
Откройте тетради запишите число и тему урока
«Решение логических задач. Создание вычислительных таблицы в текстовом процессоре»
Какие цели вы поставите для себя на уроке
(Научится решать логические задачи с помощью таблиц, создавать вычислительные таблицы в текстовом редакторе)
Чаще всего вы решали задачи на уроках математики, какими способами можно решить задачу (арифметический способ, графический, схематический и алгебраический)
Мы сегодня с вами рассмотрим еще один способ решения задач а именно логический
Маша, Оля, Лена и Валя — замечательные девочки. Каждая из них играет на каком-нибудь музыкальном инструменте и говорит на одном из иностранных языков. Инструменты и языки у них разные. Маша играет на рояле. Девочка, которая говорит по-французски, играет на скрипке. Оля играет на виолончели. Маша не знает итальянского языка, а Оля не владеет английским. Лена не играет на арфе, а виолончелистка не говорит по-итальянски.
Нужно определить, на каком инструменте играет каждая из девочек и каким иностранным языком она владеет.
В задаче рассматриваются объекты классов «девочка» (объекты с именами «Маша», «Оля», «Лена» и «Валя»), «музыкальный инструмент» («рояль», «скрипка», «виолончель», «арфа») и «иностранный язык» («французский», «немецкий», «английский», «итальянский»).
Пары образуются из объектов классов «девочка» — «музыкальный инструмент», «девочка» — «иностранный язык», «музыкальный инструмент» — «иностранный язык», причем между объектами этих классов существует взаимно однозначное соответствие.
В условии задачи явно указано наличие (отсутствие) связи между некоторыми объектами рассматриваемых классов.
Можно построить две отдельные таблицы типа ООО для пар «девочка — музыкальный инструмент» и «девочка — иностранный язык». Более удобно соединить их в одну таблицу. Наличие свойства у пары объектов «девочка играет на музыкальном инструменте» («девочка владеет иностранным языком») будем обозначать 1, а его отсутствие — 0.
В рассматриваемом примере удобно вначале заполнить верхнюю часть таблицы на основании той информации, что между множеством девочек и множеством музыкальных инструментов существует взаимно однозначное соответствие.
Итак,
Maша играет на рояле;
Оля играет на виолончели;
Лена не играет на арфе.
Теперь, учитывая связи, зафиксированные в первой части таблицы, приступим к заполнению ее второй части: Девочка, которая говорит по-французски, играет на скрипке. Маша не знает итальянского языка, а Оля не владеет английским. Виолончелистка не говорит по-итальянски.
4) Практическая работа.
В практической части урока ученики закрепляют навыки построения таблиц и табличного способа решения логических задач.
Пример 3:
В симфонический оркестр приняли на работу трёх музыкантов: Брауна, Смита и Вессона, умеющих играть на скрипке, флейте, альте, кларнете, гобое и трубе.
Известно, что:
Смит самый высокий;
играющий на скрипке меньше ростом играющего на флейте;
играющие на скрипке и флейте и Браун любят пиццу;
когда между альтистом и трубачом возникает ссора, Смит мирит их;
Браун не умеет играть ни на трубе, ни на гобое.
На каких инструментах играет каждый из музыкантов, если каждый владеет двумя инструментами?
Ответ: Браун играет на альте и кларнете, Смит — на флейте и гобое, Вессон — на скрипке и трубе.
Продолжаем работать дальше. Давайте свами посмотрим как создаются вычислительные таблицы в текстовом редакторе
(Объясняю задачу перед вами представлена словесная модель нужно найти стоимость
Тетрадь цена 3 руб. количество 15 штук, альбом цена 29 руб. количество 33 штук, авторучка цена 8 руб. количество сколько рубле нужно чтоб купить эти товары
4) Физкультминутка.
Запускаем компьютеры не забываем технику безопасности при работе за компьютером
Открыли папку для практических работ файл работа12.doc и учебники работа 12 стр.186 выполняем задание клумбы
(В практической части урока ученики закрепляют навыки построения вычислительных таблиц в текстовом редакторе Работа 12 Задание клумбы стр. 186)
6) Подведение итогов, выставление оценок.
Ребята практические работы сохраните я проверю и отметки выставлю в журнал.
При подведении итогов отметить все ли получилось, какие трудности встречались в процессе работы? Достигнута ли цель урока?
Домашнее задание §11 (стр. 66 - 78); РТ
Рефлексия
© 2022, Домашонкин Дмитрий Иннокентьевич 465