СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Современная историческая наука развивается в информационном пространстве. Создаётся огромная база данных, оцифровываются отечественные архивы, стало доступно огромное количество иностранной литературы. Историки получили возможность моментально взаимодействовать с коллегами на расстоянии, проходить семинары по повышению квалификации онлайн, публиковаться в электронных изданиях.
Микроистория стала доминировать над макроисторией. Всё большее внимание уделяется региональной истории, будь то мелкая промышленность, сельское хозяйство и т. п., меньшее — общероссийской.
Историческая наука расколота на два направления: одно государственное, где историческое прошлое активно эксплуатируется политиками, которые настаивают на создании патриотической, сплачивающей народ истории. Другое направление отстаивает создание плюралистической и деидеологизированной концепции, обозначает противоречия, неоднозначность исторических событий и фактов. Оба подхода несовместимы друг с другом.
Современная наука развивается в междисциплинарном формате. Появляется большое количество научных публикаций и монографий историков совместно с представителями других областей науки. Такая междисциплинарность, с одной стороны, идёт на пользу исторической науке, с другой — следует не допускать размывания самого предмета истории.
Ещё одна проблема состоит в престижности исторической науки и, соответственно, профессии историка. В нашей стране наблюдается сильный перекос в сторону естественно-научных дисциплин и их поддержки (можно хотя бы посмотреть на
К сожалению, негативным последствием цифровизации и, как следствие, «доступности» истории, является её превращение в элемент «медийной культуры», что неминуемо приводит к различным спекуляциям, мифологизации. Анонимные авторы, недобросовестные телеканалы, кинематограф и прочие медиа вольно интерпретируют и открыто вульгаризируют исторические факты, выступления членов академического общества, слова исторических личностей, перевирая их на свой лад, подрывая авторитет профессиональных историков. Такой контент легко потребляется, усваивается, а затем и укореняется в массовом сознании, что, конечно, отнюдь не положительно сказывается на статусе и развитии исторической науки, иной раз доводя до абсурдных высказываний, вроде: «историки от нас скрывают правду», «историки нам врут», «никакого доверия этим историкам» и т. п.
Для преломления такой вредной тенденции необходимо, в первую очередь, самим властям перестать мифологизировать и идеализировать историю; создать и распространить список официальных и верифицированных интернет-ресурсов, откуда можно черпать необходимую информацию по истории; уделять внимание качеству контента на телеканалах, в кино, видеоиграх, привлекая исторических консультантов; вместе с тем, активно создавать и распространять такой контент: как
Увы, между академической историей и «народной» лежит огромная пропасть, и со стороны государства недостаточно только акций, посвящённых Великой Отечественной войне. Наша история богата событиями и свершениями, у нас в руках есть все инструменты для формирования исторического сознания молодёжи. Мы уже сталкиваемся с тотальным невежеством молодёжи в истории (печальные последствия можем наблюдать на Украине), и без должного внимания положение будет только ухудшаться.
Использованные источники:
1. Елисеева Н. В. Современное состояние исторической науки в РФ [Электронный ресурс]. URL: http://rodnaya-istoriya.ru/index.php/istoriya-sovremennoie-rossii/istoriya-sovremennoie-rossii/sovremennoe-sostoyanie-istoricheskoie-nauki-v-rf.html (дата обращения: 17.04.20).
2. Карпов С. П. Историческая наука и историческое образование в современном информационном пространстве: тупики и перспективы [Электронный ресурс]. URL:
3. Кронон У., Хайтон Д. Академическая история — вечная скука? [Электронный ресурс]. URL:
4. Шевелева А. П. История: академическая, популярная, публичная. / А. П. Шевелева // Артикульт. — 2013. №11. — С. 4-8.
© 2020, Бабарыкин Константин Ефимович 5072