СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тенденции развития исторической науки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современная историческая наука развивается в информационном пространстве. Создаётся огромная база данных, оцифровываются отечественные архивы, стало доступно огромное количество иностранной литературы. Историки получили возможность моментально взаимодействовать с коллегами на расстоянии, проходить семинары по повышению квалификации онлайн, публиковаться в электронных изданиях.

Микроистория стала доминировать над макроисторией. Всё большее внимание уделяется региональной истории, будь то мелкая промышленность, сельское хозяйство и т. п., меньшее — общероссийской.

Историческая наука расколота на два направления: одно государственное, где историческое прошлое активно эксплуатируется политиками, которые настаивают на создании патриотической, сплачивающей народ истории. Другое направление отстаивает создание плюралистической и деидеологизированной концепции, обозначает противоречия, неоднозначность исторических событий и фактов. Оба подхода несовместимы друг с другом.

Современная наука развивается в междисциплинарном формате. Появляется большое количество научных публикаций и монографий историков совместно с представителями других областей науки. Такая междисциплинарность, с одной стороны, идёт на пользу исторической науке, с другой — следует не допускать размывания самого предмета истории.

Ещё одна проблема состоит в престижности исторической науки и, соответственно, профессии историка. В нашей стране наблюдается сильный перекос в сторону естественно-научных дисциплин и их поддержки (можно хотя бы посмотреть на программу образовательного центра «Сириус», в которой превалируют точные и естественно-научные программы). Конечно, это принижает значение гуманитарных наук в массовом сознании и создаёт дисбаланс в развитии науки в целом.

К сожалению, негативным последствием цифровизации и, как следствие, «доступности» истории, является её превращение в элемент «медийной культуры», что неминуемо приводит к различным спекуляциям, мифологизации. Анонимные авторы, недобросовестные телеканалы, кинематограф и прочие медиа вольно интерпретируют и открыто вульгаризируют исторические факты, выступления членов академического общества, слова исторических личностей, перевирая их на свой лад, подрывая авторитет профессиональных историков. Такой контент легко потребляется, усваивается, а затем и укореняется в массовом сознании, что, конечно, отнюдь не положительно сказывается на статусе и развитии исторической науки, иной раз доводя до абсурдных высказываний, вроде: «историки от нас скрывают правду», «историки нам врут», «никакого доверия этим историкам» и т. п.

Для преломления такой вредной тенденции необходимо, в первую очередь, самим властям перестать мифологизировать и идеализировать историю; создать и распространить список официальных и верифицированных интернет-ресурсов, откуда можно черпать необходимую информацию по истории; уделять внимание качеству контента на телеканалах, в кино, видеоиграх, привлекая исторических консультантов; вместе с тем, активно создавать и распространять такой контент: как показывает статистика кассовых сборов последних российских фильмов, основанных на реальных исторических событиях, они популярны среди россиян; необходимо увеличить количество часов, уделяемых отечественной истории, как в средних образовательных учреждениях, так и в средних профессиональных и высших учебных заведениях; популяризировать культурно-исторические проекты и олимпиады; стимулировать самих историков производить популярный контент «для всех», к примеру, включить историческую науку в программу образовательного центра «Сириус» (что привлечёт историков в качестве спикеров и даст возможность детям, желающим заниматься историей, хорошую поддержку уже со школьной скамьи); активно финансировать и популяризировать музеи, расширяя льготы на вход или вовсе делать их бесплатными, как это реализовано, например, в США. Что-то из вышеперечисленного уже отчасти реализуется и даёт положительный результат. И это лишь малая толика возможных мер.

Увы, между академической историей и «народной» лежит огромная пропасть, и со стороны государства недостаточно только акций, посвящённых Великой Отечественной войне. Наша история богата событиями и свершениями, у нас в руках есть все инструменты для формирования исторического сознания молодёжи. Мы уже сталкиваемся с тотальным невежеством молодёжи в истории (печальные последствия можем наблюдать на Украине), и без должного внимания положение будет только ухудшаться.

Использованные источники:

1. Елисеева Н. В. Современное состояние исторической науки в РФ [Электронный ресурс]. URL: http://rodnaya-istoriya.ru/index.php/istoriya-sovremennoie-rossii/istoriya-sovremennoie-rossii/sovremennoe-sostoyanie-istoricheskoie-nauki-v-rf.html (дата обращения: 17.04.20).

2. Карпов С. П. Историческая наука и историческое образование в современном информационном пространстве: тупики и перспективы [Электронный ресурс]. URL: http://www.hist.msu.ru/Science/History/karpov2009_2.htm (дата обращения: 17.04.20).

3. Кронон У., Хайтон Д. Академическая история — вечная скука? [Электронный ресурс]. URL: http://gefter.ru/archive/5729 (дата обращения: 17.04.20).

4. Шевелева А. П. История: академическая, популярная, публичная. / А. П. Шевелева // Артикульт. — 2013. №11. — С. 4-8.

Категория: История
21.04.2020 13:51


Рекомендуем курсы ПК и ПП